Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   22   »       05       2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Основы медицинских знаний и здорового образа жизни     

 




Направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профиль подготовки

Английский язык и Немецкий язык

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

3

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

Зач.  

Итого

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

 

 

Муром, 2018 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель дисциплины: формирование знаний в области основ медицинских знаний и здорового образа жизни.

Задачи дисциплины: привитие умений по идентификации и квантификации опасностей и навыков в определение стратегического направления предупреждения нарушения здоровья человека и оказанию первой (доврачебной) помощи пострадавшим.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.О.34))

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины, относятся знания, умения и навыки, сформированные в результате изучения дисциплин: «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Анатомия человека» и других естественнонаучных дисциплин изучающихся в школе. Дисциплина является базовой для изучения таких дисциплин как "Педагогика", "Психология" и других, а так же для прохождения производственной практики и написания выпускной квалификационной работы.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

Знает приемы первой медицинской помощи; основы медицинских знаний.

Умеет предотвратить возникновение опасных ситуаций, в том числе на основе приемов по оказанию первой медицинской помощи и базовых медицинских знаний с учетом возрастных особенностей.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья

3

2

2

7

отчет, промежуточное тестирование

2

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования ЗОЖ

3

2

5

отчет, промежуточное тестирование

3

Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Применение реанимационных мероприятий

3

2

4

2

отчет, промежуточное тестирование

4

Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь

3

2

4

4

отчет, промежуточное тестирование

5

Неотложные состояния, причины и факторы их вызывающие

3

8

4

4

отчет, промежуточное тестирование

6

Микробиология, иммунология и эпидемиология. Меры профилактики инфекционных заболеваний

3

2

16,15

промежуточное тестирование

Всего за  семестр

72

16

16

38,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

72

16

16

38,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 3

Раздел 1. Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья

Лекция 1.

Здоровье и факторы его формирования (2 часа).

Раздел 2. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Применение реанимационных мероприятий

Лекция 2.

Здоровый образ жизни и его составляющие (2 часа).

Раздел 3. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь

Лекция 3.

Детский травматизм. Профилактика (2 часа).

Раздел 4. Неотложные состояния, причины и факторы их вызывающие

Лекция 4.

Первая медицинская помощь при кровотечениях и травматическом шоке (2 часа).

Лекция 5.

Первая медицинская помощь при отравлениях (2 часа).

Лекция 6.

Первая медицинская помощь при ранениях. Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях (2 часа).

Лекция 7.

Реанимация. Неотложная помощь в критических ситуациях (2 часа).

Раздел 5. Микробиология, иммунология и эпидемиология. Меры профилактики инфекционных заболеваний

Лекция 8.

Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Профилактика и лечение инфекционных заболеваний (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 3

Раздел 1. Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья

Практическое занятие 1.

Здоровье и факторы, его определяющие (2 часа).

Раздел 2. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования ЗОЖ

Практическое занятие 2.

Состояния, требующие неотложной медицинской помощи. Тактика оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях (2 часа).

Раздел 3. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Применение реанимационных мероприятий

Практическое занятие 3.

Общий уход за пораженными и больными (2 часа).

Практическое занятие 4.

Транспортная иммобилизация при повреждениях и переломах костей (2 часа).

Раздел 4. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь

Практическое занятие 5.

Способы остановки кровотечений (2 часа).

Практическое занятие 6.

Десмургия (2 часа).

Раздел 5. Неотложные состояния, причины и факторы их вызывающие

Практическое занятие 7.

Первая медицинская помощь при ранениях (2 часа).

Практическое занятие 8.

Лекарственные вещества и их применение (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены в

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1340#section-2

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Определение понятия «здоровье». Компоненты здоровья.

2. Концепции здоровья. Оздоровительные доктрины мира.

3. Предболезнь, болезнь. Факторы, определяющие здоровье и болезнь.

4. Общественное здоровье. Критерии оценки индивидуального здоровья.

5. Модели организации здравоохранения. Основные принципы российской системы здравоохранения.

6. Охрана здоровья женщин и детей.

7. Контроль за состоянием здоровья школьников.

8. Понятие об иммунитете и его виды. Показания и противопоказания к иммунизации.

9. История распространения инфекционных болезней. Инфекционный процесс. Эпидемический процесс.

10. Инфекционные болезни.

11. Основные противоэпидемические мероприятия.

12. Методы, виды и способы дезинфекции. Профилактика инфекционных заболеваний в школе.

13. Основные понятия о неотложных состояниях.

14. Общие правила транспортировки пострадавших.

15. Признаки неотложных состояний и первичные мероприятия: контузия, кома, обморок, коллапс; поражение электрическим током; ожоги; утопление; отморожение и переохлаждение.

16. Признаки неотложных состояний и первичные мероприятия: отравления; комы при сахарном диабете; гипертонический криз; приступ стенокардии; острые боли в животе.

17. Признаки неотложных состояний и первичные мероприятия: инородные тела; тепловой, солнечный удар (перегревание головы и тела); признаки клинической и биологической смерти.

18. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к её применению. Постреанимационные осложнения.

19. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них. Травматический шок.

20. Раны и кровотечения: ранения грудной клетки; ранения живота.

21. Повязки их виды и способы наложения.

22. Переломы костей. Ушибы. Вывихи. Травмы и поражения глаз.

23. Биологическое и социальное в природе человека - единство и противоречие.

24. Здоровый образ жизни. Понятие и составляющие. Биологический потенциал здоровья.

25. Наследственные болезни. Генная терапия. Медико-генетическое консультирование.

26. Основные понятия и законы экологии человека. Варианты биологического действия загрязнителей окружающей среды.

27. Питьевая вода и здоровье. Экология продуктов питания. Эндоэкология.

28. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся. Мотивация здоровья и ЗОЖ. Кодекс здоровья.

29. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни.

30. Двигательная активность и здоровье.

31. Питание и здоровье. Эволюционные предпосылки рационального питания. Современные основы рационального питания.

32. Умственная работоспособность и утомление. Труд и здоровье учителя. Профилактика заболеваний учителя.

33. Компьютер и здоровье.

34. Профилактика заболеваний и роль педагогов в укреплении здоровья школьников.

35. Предпосылки, стимулирующие рост потребления алкоголя - наркотического яда. Терминология наркотизма. Классификация и особенности действия на организм наркотических средств и психотропных веществ. Молодежь и наркотики.

36. Компоненты табачного дыма, формирующие наркозависимость и определяющие вредность курения.

37. Чем опасно «пассивное курение»?.

38. «Девичий перекур» - угроза здоровью будущей матери и ее потомству.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению дисциплины предусматривает комплексное освоение основ медицинских знаний и формирования здорового образа жизни.

При проведении аудиторных занятий предполагается использование различных форм обучения:

- пассивная форма (классическая лекция);

- интерактивная форма (использование механизмов взаимодействия с учащимися и контроля усвоения знаний, например, в виде либо “лекции-беседы”, либо “лекции-дискуссии”).

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Чуприна Е.В. Здоровый образ жизни как один из аспектов безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Чуприна Е.В., Закирова М.Н.— Электрон. текстовые данные.— Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 216 c - http://www.iprbookshop.ru/22619

2. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни [Электронный ресурс]/ В.М. Позняковский [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 337 c. - http://www.iprbookshop.ru/5657

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Кисляков П.А. Студенческая олимпиада по безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]: методическое пособие/ Кисляков П.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 87 c. - http://www.iprbookshop.ru/33861

2. Физическая культура в обеспечении здоровья: методические разработки / сост. А.Н. Груздев. – Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. – 16 с - http://window.edu.ru/resource/456/76456

3. Сидоренко С.М., Бугаевский В.В., Ефремова В.Н., Котелевская Е.А., Клипко Е.П. Безопасность жизнедеятельности. Первая доврачебная неотложная помощь: Учебное пособие. – Краснодар: Кубанский ГАУ, 2009. – 116 с. - http://window.edu.ru/resource/508/77508

4. Журнал "Здоровье детей" - http://zdd.1september.ru/

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Достоверная научная информация по основным разделам биологии http://www.nature.ru

Единое окно образовательных ресурсов http://window.edu.ru/

Официальный сайт компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru/

Департамент здравоохранения Владимирской области http://dz.avo.ru/home.html?start=7

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

window.edu.ru

zdd.1september.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется выполнением заданий по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в учебной аудитории, используя мультимедийное оборудование. Выполнение заданий производится индивидуально в часы, предусмотренные расписанием занятий в соответствии с методическими указаниями к практическим работам. Отчет по практической работе каждый студент выполняет индивидуально с учетом рекомендаций по оформлению. Отчет выполняется в рабочей тетради, сдается преподавателю по окончанию занятия или в начале следующего занятия. Отчет должен включать пункты: - название практической работы; - цель работы; - оснащение; - задание; - порядок работы; - решение, развернутый ответ, таблица, ответы на контрольные вопросы (в зависимости от задания); - вывод по работе.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

 

Рабочая программа дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: Цель дисциплины: формирование знаний в области основ медицинских знаний и здорового образа жизни.

Задачи дисциплины: привитие умений по идентификации и квантификации опасностей и навыков в определение стратегического направления предупреждения нарушения здоровья человека и оказанию первой (доврачебной) помощи пострадавшим.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

 

22.05.2018 г.