Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  Юриспруденции 

 

 

 

«   22   »       05       2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Ювенальная юстиция     

 




Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

6

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

Зач. с оц.  

Итого

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

 

 

Муром, 2018 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Изучение данной дисциплины способствует правильному пониманию основных положений защиты прав детства, способствует усвоению проблемы восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, изучает вновь предложенные принципы

работы с несовершеннолетними.

Задачами является формирование у студентов базовых знаний о процессе формирования правосознания, социального и правового поведения несовершеннолетних, о процессах нравственно-правовых деформаций и формировании девиантного поведения, которое рассматривается как начало предпреступного и преступного поведения.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.04.02))

Дисциплина «Ювенальная юстиция» находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами «Уголовное право», «Гражданское право», «Административное право», «Семейное право», «Уголовно-процессуальное право», «Уголовно-исполнительное право» базовой части профессионального цикла. Дисциплина предназначена для студентов, имеющих базовые знания и умения в области уголовного права, соответствующие требованиям основного общего образования по юриспруденции, необходимые для освоения данной дисциплины.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.

ПК-6 способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства.

ПК-9 способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

предмет и содержание дисциплины, содержание понятий, используемых в ювенальной юстиции (ПК-6).

2) Уметь:

дать правильную и объективную оценку, происходящим в обществе в сфере охраны прав и законных интересов несовершеннолетних (ПК-9).

3) Владеть:

навыками верной квалификации юридических фактов в сфере ювенальной юстиции (ПК-5).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Общая часть

6

8

16

16

устный опрос, тестирование

2

Особенная часть

6

8

58,15

устный опрос, тестирование

Всего за  семестр

108

16

16

74,15

1,6

0,25

Зач. с оц.

Итого   

108

16

16

74,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Общая часть

Лекция 1.

Основы ювенальной юстиции (2 часа).

Лекция 2.

Историко-правовой аспект становления и развития ювенальной юстиции (2 часа).

Лекция 3.

Действующие модели ювенальной юстиции (2 часа).

Лекция 4.

Служба пробации в сегменте ювенальной юстиции (2 часа).

Раздел 2. Особенная часть

Лекция 5.

Уголовное право в системе ювенальной юстиции стран Европы (2 часа).

Лекция 6.

Законодательство об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних в России (2 часа).

Лекция 7.

Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания (2 часа).

Лекция 8.

Современное российское правосудие по делам о преступлениях несовершеннолетних (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 6

Раздел 1. Общая часть

Практическое занятие 1.

Основы ювенальной юстиции (2 часа).

Практическое занятие 2.

Историко-правовой аспект становления и развития ювенальной юстиции (2 часа).

Практическое занятие 3.

Действующие модели ювенальной юстиции (2 часа).

Практическое занятие 4.

Служба пробации в сегменте ювенальной юстиции (2 часа).

Практическое занятие 5.

Уголовное право в системе ювенальной юстиции стран Европы (2 часа).

Практическое занятие 6.

Законодательство об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних в России (2 часа).

Практическое занятие 7.

Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания (2 часа).

Практическое занятие 8.

Современное российское правосудие по делам о преступлениях несовершеннолетних (2 часа).

 

методические указания для практических занятий приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2331

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Административная ответственность несовершеннолетних в советский период.

2. Административная ответственность несовершеннолетних в современной России.

3. Анализ основных положений Федерального закона от 2 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

4. Анализ проекта закона РФ «Об основах системы ювенальной юстиции».

5. Английский и американский варианты англосаксонской модели современной ювенальной юстиции.

6. Бирмингемский суд для несовершеннолетних (Англия).

7. Взаимосвязь ювенальной юстиции и ювенального права.

8. Возрастные границы уголовной ответственности и типологии систем ювенального уголовного права в Европе.

9. Возрастные границы уголовной ответственности и типологии систем ювенального уголовного права в странах Балтии других бывших союзных республиках.

10. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в РФ как административная структура ювенальной юстиции.

11. Криминологические проблемы противодействия преступности.

12. Международные организации, занимающиеся проблемами ювенальной юстиции.

13. Минимальные Стандартные Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних от 29 ноября 1985 года (Пекинские правила) и их значение для развития теории и практики ювенальной юстиции.

14. Общая характеристика причинного комплекса беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: история и современность.

15. Основные функции ювенальной юстиции.

16. Особенности службы пробации в странах Балтии.

17. Особенности службы пробации в странах Скандинавии.

18. Особенности судопроизводства в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации.

19. Первые суды для несовершеннолетних во Франции.

20. Преимущества и недостатки российского правосудия в отношении несовершеннолетних в сравнении с англосаксонской и континентальной моделями ювенальной юстиции.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: очно-заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

9

108 / 3  

6  

10  

 

3  

0,5  

19,5  

84,75  

Зач. с оц.(3,75)  

Итого

108 / 3  

6  

10  

 

3  

0,5  

19,5  

84,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Общая часть

9

2

2

18

тестирование

2

Особенная часть

9

4

8

66,75

тестирование

Всего за  семестр

108

6

10

+

84,75

3

0,5

Зач. с оц.(3,75)

Итого   

108

6

10

84,75

3

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 9

Раздел 1. Общая часть

Лекция 1.

Действующие модели ювенальной юстиции (2 часа).

Раздел 2. Особенная часть

Лекция 2.

Служба пробации в сегменте ювенальной юстиции (2 часа).

Лекция 3.

Ювенальная юстиция в зарубежных странах (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 9

Раздел 1. Общая часть

Практическое занятие 1.

Действующие модели ювенальной юстиции (2 часа).

Раздел 2. Особенная часть

Практическое занятие 2.

Служба пробации в сегменте ювенальной юстиции (2 часа).

Практическое занятие 3.

Государственные и иные вспомогательные органы в осуществлении правосудия по делам несовершеннолетних (2 часа).

Практическое занятие 4.

Ответственность несовершеннолетних по уголовному законодательству (2 часа).

Практическое занятие 5.

Ювенальная юстиция в зарубежных странах (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Административная ответственность несовершеннолетних в советский период.

2. Административная ответственность несовершеннолетних в современной России.

3. Анализ основных положений Федерального закона от 2 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

4. Анализ проекта закона РФ «Об основах системы ювенальной юстиции».

5. Английский и американский варианты англосаксонской модели современной ювенальной юстиции.

6. Бирмингемский суд для несовершеннолетних (Англия).

7. Взаимосвязь ювенальной юстиции и ювенального права.

8. Возрастные границы уголовной ответственности и типологии систем ювенального уголовного права в Европе.

9. Возрастные границы уголовной ответственности и типологии систем ювенального уголовного права в странах Балтии других бывших союзных республиках.

10. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в РФ как административная структура ювенальной юстиции.

11. Криминологические проблемы противодействия преступности.

12. Международные организации, занимающиеся проблемами ювенальной юстиции.

13. Минимальные Стандартные Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних от 29 ноября 1985 года (Пекинские правила) и их значение для развития теории и практики ювенальной юстиции.

14. Общая характеристика причинного комплекса беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: история и современность.

15. Основные функции ювенальной юстиции.

16. Особенности службы пробации в странах Балтии.

17. Особенности службы пробации в странах Скандинавии.

18. Особенности судопроизводства в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации.

19. Первые суды для несовершеннолетних во Франции.

20. Преимущества и недостатки российского правосудия в отношении несовершеннолетних в сравнении с англосаксонской и континентальной моделями ювенальной юстиции.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. 1. Ювенальная юстиция: понятие, цели, основополагающие принципы.

2. 2. Международно-правовые стандарты ювенальной юстиции.

3. 3.Специализация суда по делам несовершеннолетних. Главное действующее лицо – детский судья.

4. 4. Упрощенное судебное разбирательство как основа ювенальной юстиции.

5. 5. Становление, правовые основы ювенальной юстиции в США.

6. 6. Состав и компетенция первых ювенальных судов в США в конце XIX - начале XX веков.

7. 7.Доктрина «отеческой заботы» как основа американской ювенальной юстиции во второй половине XIX века.

8. 8. Становление и правовые основы ювенальной юстиции в Англии.

9. 9.Состав и компетенция первых ювенальных судов в Англии в конце XIX - начале XX веков.

10. 10. Доктрина «заботы, защиты и контроля» как основа английской ювенальной юстиции XX века.

11. 11. Становление и правовые основы ювенальной юстиции в России.

12. 12. Состав и компетенция первых ювенальных судов в России в конце XIX - начале XX веков.

13. 13. Становление советского правосудия по делам несовершеннолетних в России .

14. 14. Организация современного правосудия по делам несовершеннолетних в США.

15. Функции и органы ювенального правосудия в США.

16. состав, структура и компетенция ювенального правосудия.

17. 15. Функции и органы ювенального правосудия в Англии.

18. 16.Состав, структура и компетенция судов по делам несовершеннолетних в Англии .

19. 17. Современное состояние ювенальной юстиции в России .

20. 18.Порядок рассмотрения уголовных дел в судах по делам несовершеннолетних в США.

21. 19.Порядок рассмотрения уголовных дел в судах по делам несовершеннолетних в Англии.

22. 20.Порядок рассмотрения уголовных дел в судах по делам несовершеннолетних в России .

23. 21.Особенности гражданского процесса в судах по делам несовершеннолетних в США .

24. 22.Особенности гражданского процесса в судах по делам несовершеннолетних в Англии.

25. 23. Особенности гражданского процесса в судах по делам несовершеннолетних в России.

26. 24. Тенденция модернизации правосудия по делам несовершеннолетних в США, Англии и России.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.


4. 3. Форма обучения: очно-заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

6

108 / 3  

4  

6  

 

2  

0,5  

12,5  

91,75  

Зач. с оц.(3,75)  

Итого

108 / 3  

4  

6  

 

2  

0,5  

12,5  

91,75  

3,75  

 

4.3.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Общая часть

6

2

2

16

тестирование

2

Особенная часть

6

2

4

75,75

тестирование

Всего за  семестр

108

4

6

+

91,75

2

0,5

Зач. с оц.(3,75)

Итого   

108

4

6

91,75

2

0,5

3,75

 

4.3.2. Содержание дисциплины

4.3.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Общая часть

Лекция 1.

Основы ювенальной юстиции (2 часа).

Раздел 2. Особенная часть

Лекция 2.

Служба пробации в сегменте ювенальной юстиции (2 часа).

 

4.3.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 6

Раздел 1. Общая часть

Практическое занятие 1.

Действующие модели ювенальной юстиции (2 часа).

Раздел 2. Особенная часть

Практическое занятие 2.

Служба пробации в сегменте ювенальной юстиции (2 часа).

Практическое занятие 3.

Ювенальная юстиция в зарубежных странах (2 часа).

 

4.3.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.3.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Административная ответственность несовершеннолетних в советский период.

2. Административная ответственность несовершеннолетних в современной России.

3. Анализ основных положений Федерального закона от 2 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

4. Анализ проекта закона РФ «Об основах системы ювенальной юстиции».

5. Английский и американский варианты англосаксонской модели современной ювенальной юстиции.

6. Бирмингемский суд для несовершеннолетних (Англия).

7. Взаимосвязь ювенальной юстиции и ювенального права.

8. Возрастные границы уголовной ответственности и типологии систем ювенального уголовного права в Европе.

9. Возрастные границы уголовной ответственности и типологии систем ювенального уголовного права в странах Балтии других бывших союзных республиках.

10. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в РФ как административная структура ювенальной юстиции.

11. Криминологические проблемы противодействия преступности.

12. Международные организации, занимающиеся проблемами ювенальной юстиции.

13. Минимальные Стандартные Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних от 29 ноября 1985 года (Пекинские правила) и их значение для развития теории и практики ювенальной юстиции.

14. Общая характеристика причинного комплекса беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: история и современность.

15. Основные функции ювенальной юстиции.

16. Особенности службы пробации в странах Балтии.

17. Особенности службы пробации в странах Скандинавии.

18. Особенности судопроизводства в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации.

19. Первые суды для несовершеннолетних во Франции.

20. Преимущества и недостатки российского правосудия в отношении несовершеннолетних в сравнении с англосаксонской и континентальной моделями ювенальной юстиции.

 

4.3.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. 1. Ювенальная юстиция: понятие, цели, основополагающие принципы.

2. 2. Международно-правовые стандарты ювенальной юстиции.

3. 3.Специализация суда по делам несовершеннолетних. Главное действующее лицо – детский судья.

4. 4. Упрощенное судебное разбирательство как основа ювенальной юстиции.

5. 5. Становление, правовые основы ювенальной юстиции в США.

6. 6. Состав и компетенция первых ювенальных судов в США в конце XIX - начале XX веков.

7. 7.Доктрина «отеческой заботы» как основа американской ювенальной юстиции во второй половине XIX века.

8. 8. Становление и правовые основы ювенальной юстиции в Англии.

9. 9.Состав и компетенция первых ювенальных судов в Англии в конце XIX - начале XX веков.

10. 10. Доктрина «заботы, защиты и контроля» как основа английской ювенальной юстиции XX века.

11. 11. Становление и правовые основы ювенальной юстиции в России.

12. 12. Состав и компетенция первых ювенальных судов в России в конце XIX - начале XX веков.

13. 13. Становление советского правосудия по делам несовершеннолетних в России .

14. 14. Организация современного правосудия по делам несовершеннолетних в США.

15. Функции и органы ювенального правосудия в США.

16. состав, структура и компетенция ювенального правосудия.

17. 15. Функции и органы ювенального правосудия в Англии.

18. 16.Состав, структура и компетенция судов по делам несовершеннолетних в Англии .

19. 17. Современное состояние ювенальной юстиции в России .

20. 18.Порядок рассмотрения уголовных дел в судах по делам несовершеннолетних в США.

21. 19.Порядок рассмотрения уголовных дел в судах по делам несовершеннолетних в Англии.

22. 20.Порядок рассмотрения уголовных дел в судах по делам несовершеннолетних в России .

23. 21.Особенности гражданского процесса в судах по делам несовершеннолетних в США .

24. 22.Особенности гражданского процесса в судах по делам несовершеннолетних в Англии.

25. 23. Особенности гражданского процесса в судах по делам несовершеннолетних в России.

26. 24. Тенденция модернизации правосудия по делам несовершеннолетних в США, Англии и России.

 

4.3.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.


4. 4. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: высшее.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

7

108 / 3  

4  

6  

 

2  

0,5  

12,5  

91,75  

Зач. с оц.(3,75)  

Итого

108 / 3  

4  

6  

 

2  

0,5  

12,5  

91,75  

3,75  

 

4.4.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Общая часть

7

2

2

16

тестирование

2

Особенная часть

7

2

4

75,75

тестирование

Всего за  семестр

108

4

6

+

91,75

2

0,5

Зач. с оц.(3,75)

Итого   

108

4

6

91,75

2

0,5

3,75

 

4.4.2. Содержание дисциплины

4.4.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. Общая часть

Лекция 1.

Основы ювенальной юстиции (2 часа).

Раздел 2. Особенная часть

Лекция 2.

Служба пробации в сегменте ювенальной юстиции (2 часа).

 

4.4.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 7

Раздел 1. Общая часть

Практическое занятие 1.

Действующие модели ювенальной юстиции (2 часа).

Раздел 2. Особенная часть

Практическое занятие 2.

Служба пробации в сегменте ювенальной юстиции (2 часа).

Практическое занятие 3.

Ювенальная юстиция в зарубежных странах (2 часа).

 

4.4.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.4.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Административная ответственность несовершеннолетних в советский период.

2. Административная ответственность несовершеннолетних в современной России.

3. Анализ основных положений Федерального закона от 2 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

4. Анализ проекта закона РФ «Об основах системы ювенальной юстиции».

5. Английский и американский варианты англосаксонской модели современной ювенальной юстиции.

6. Бирмингемский суд для несовершеннолетних (Англия).

7. Взаимосвязь ювенальной юстиции и ювенального права.

8. Возрастные границы уголовной ответственности и типологии систем ювенального уголовного права в Европе.

9. Возрастные границы уголовной ответственности и типологии систем ювенального уголовного права в странах Балтии других бывших союзных республиках.

10. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в РФ как административная структура ювенальной юстиции.

11. Криминологические проблемы противодействия преступности.

12. Международные организации, занимающиеся проблемами ювенальной юстиции.

13. Минимальные Стандартные Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних от 29 ноября 1985 года (Пекинские правила) и их значение для развития теории и практики ювенальной юстиции.

14. Общая характеристика причинного комплекса беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: история и современность.

15. Основные функции ювенальной юстиции.

16. Особенности службы пробации в странах Балтии.

17. Особенности службы пробации в странах Скандинавии.

18. Особенности судопроизводства в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации.

19. Первые суды для несовершеннолетних во Франции.

20. Преимущества и недостатки российского правосудия в отношении несовершеннолетних в сравнении с англосаксонской и континентальной моделями ювенальной юстиции.

 

4.4.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. 1. Ювенальная юстиция: понятие, цели, основополагающие принципы.

2. 2. Международно-правовые стандарты ювенальной юстиции.

3. 3.Специализация суда по делам несовершеннолетних. Главное действующее лицо – детский судья.

4. 4. Упрощенное судебное разбирательство как основа ювенальной юстиции.

5. 5. Становление, правовые основы ювенальной юстиции в США.

6. 6. Состав и компетенция первых ювенальных судов в США в конце XIX - начале XX веков.

7. 7.Доктрина «отеческой заботы» как основа американской ювенальной юстиции во второй половине XIX века.

8. 8. Становление и правовые основы ювенальной юстиции в Англии.

9. 9.Состав и компетенция первых ювенальных судов в Англии в конце XIX - начале XX веков.

10. 10. Доктрина «заботы, защиты и контроля» как основа английской ювенальной юстиции XX века.

11. 11. Становление и правовые основы ювенальной юстиции в России.

12. 12. Состав и компетенция первых ювенальных судов в России в конце XIX - начале XX веков.

13. 13. Становление советского правосудия по делам несовершеннолетних в России .

14. 14. Организация современного правосудия по делам несовершеннолетних в США.

15. Функции и органы ювенального правосудия в США.

16. состав, структура и компетенция ювенального правосудия.

17. 15. Функции и органы ювенального правосудия в Англии.

18. 16.Состав, структура и компетенция судов по делам несовершеннолетних в Англии .

19. 17. Современное состояние ювенальной юстиции в России .

20. 18.Порядок рассмотрения уголовных дел в судах по делам несовершеннолетних в США.

21. 19.Порядок рассмотрения уголовных дел в судах по делам несовершеннолетних в Англии.

22. 20.Порядок рассмотрения уголовных дел в судах по делам несовершеннолетних в России .

23. 21.Особенности гражданского процесса в судах по делам несовершеннолетних в США .

24. 22.Особенности гражданского процесса в судах по делам несовершеннолетних в Англии.

25. 23. Особенности гражданского процесса в судах по делам несовершеннолетних в России.

26. 24. Тенденция модернизации правосудия по делам несовершеннолетних в США, Англии и России.

 

4.4.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

Для освоения бакалаврами учебной дисциплины, получения знаний и формирования компетенций используются следующие образовательные технологии:

• лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем;

• лекции - электронные презентации;

• дискуссия;

• презентация;

• комментирование ответов студентов;

• решение задач;

• анализ конкретных ситуаций;

• составление таблиц и схем;

• тестирование.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Ювенальная юстиция

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Котельникова Е.А. Основы ювенальной юстиции [Электронный ресурс] : учебное пособие. Направление подготовки 050100 - «Педагогическое образование». Профиль подготовки: «Право», Направление подготовки: ГОС ВПО 050400 - «Социально-экономическое образование», Профиль подготовки: «Юриспруденция», Направление подготовки: ГОС ВПО 032700 - «Юриспруденция», Квалификация: «Учитель права». Квалификация (степень) выпускника: бакалавр / Е.А. Котельникова. — Электрон. текстовые данные. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. — 104 c. - http://www.iprbookshop.ru/32078.html

2. Нагаев В.В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов / В.В. Нагаев. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 255 c. - http://www.iprbookshop.ru/52601.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Железная Ю.Ю. Общественный контроль обеспечения прав несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях иностранных государств // Вопросы ювенальной юстиции. 2015. N 2. С. 9 - 11. - СПС КонсультантПлюс

2. Данилин Е.М., Давыдова Н.В. Состояние воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными // Вопросы ювенальной юстиции. 2015. N 2. С. 11 - 13. - СПС КонсультантПлюс

3. Крамаров А.О. Перспективы законодательного регулирования ювенальной юстиции в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции. 2015. N 2. С. 24 - 27. - СПС КонсультантПлюс

4. Давыденко А.В. Перспектива введения в Российской Федерации института ювенальной юстиции // Законодательство и экономика. 2015. N 10. С. 64 - 68. - СПС КонсультантПлюс

5. Овсянников И.В. Установление возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовное право. 2016. N 5. С. 113 - 120. - СПС КонсультантПлюс

6. Ничипоренко А.А. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации как участник уголовного судопроизводства // Администратор суда. 2016. N 2. С. 52 - 56. - СПС КонсультантПлюс

7. Коротков А.В. Ювенальное право в уголовном законодательстве России // Ленинградский юридический журнал. 2015. N 3. С. 164 - 168. - СПС КонсультантПлюс

8. Дворянсков И.В., Панфилов Е.Е. Состояние и проблемы профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. N 5. С. 11 - 15. - СПС КонсультантПлюс

9. Кучина М.С. Опыт применения ювенальных технологий в России // Мировой судья. 2017. N 6. С. 30 - 35. - СПС КонсультантПлюс

10. Ламинцева С.А. Процессуальные гарантии реализации прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве // Судья. 2017. N 4. С. 42 - 47. - СПС КонсультантПлюс

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Информационно-правовой портал «Консультант Плюс» www.consultant.ru

Информационно-правовой портал «Гарант» www.garant.ru

Министерство образования и науки Российской Федерации www.mon.gov.ru

Национальная юридическая энциклопедия www.determiner.ru

Федеральный правовой портал "Юридическая Россия" www.law.edu.ru

Экспертный Совет Государственной Думы РФ http://www.duma-expert.ru/official.php

Юридическая научная библиотека www.lawlibrary.ru

Уполномоченный по правам ребенка в РФ http://deti.gov.ru/

Уполномоченный по права ребенка во Владимирской области http://deti.gov.ru/r/vladimir

Программное обеспечение:

Лекционная аудитория

Microsoft Access 2010 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software;

Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года).

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

consultant.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

Комплект учебно-методических пособий по курсу "Ювенальная юстиция", видеопроектор SANYO PLC-XU355 (переносной), DVD-плеер Pioneer DV310 (переносной), экран DRAPPER Apex STAR.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Ювенальная юстиция»

по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

 

Рабочая программа дисциплины «Ювенальная юстиция» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: Изучение данной дисциплины способствует правильному пониманию основных положений защиты прав детства, способствует усвоению проблемы восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, изучает вновь предложенные принципы

работы с несовершеннолетними.

Задачами является формирование у студентов базовых знаний о процессе формирования правосознания, социального и правового поведения несовершеннолетних, о процессах нравственно-правовых деформаций и формировании девиантного поведения, которое рассматривается как начало предпреступного и преступного поведения.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Ювенальная юстиция» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.