Министерство образования и науки Российской Федерации
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Владимирский государственный
университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(МИ ВлГУ)
Кафедра
Юриспруденции
« 22   » 05   2018 г.
Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ
Ювенальная юстиция
Направление подготовки |
40.03.01 Юриспруденция |
Профиль подготовки |
|
Квалификация (степень)выпускника |
бакалавр |
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежу-точного контр. (экз., зач., зач. с оц.) |
6 |
108 / 3 |
16 |
16 |
|
1,6 |
0,25 |
33,85 |
74,15 |
Зач. с оц. |
Итого |
108 / 3 |
16 |
16 |
|
1,6 |
0,25 |
33,85 |
74,15 |
|
Муром,
2018 г.
1. Цель освоения дисциплины
Цель дисциплины: Изучение данной дисциплины способствует правильному пониманию основных положений защиты прав детства, способствует усвоению проблемы восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, изучает вновь предложенные принципы работы с несовершеннолетними. Задачами является формирование у студентов базовых знаний о процессе формирования правосознания, социального и правового поведения несовершеннолетних, о процессах нравственно-правовых деформаций и формировании девиантного поведения, которое рассматривается как начало предпреступного и преступного поведения.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.04.02))
Дисциплина «Ювенальная юстиция» находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами «Уголовное право», «Гражданское право», «Административное право», «Семейное право», «Уголовно-процессуальное право», «Уголовно-исполнительное право» базовой части профессионального цикла. Дисциплина предназначена для студентов, имеющих базовые знания и умения в области уголовного права, соответствующие требованиям основного общего образования по юриспруденции, необходимые для освоения данной дисциплины.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины
ПК-5 способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
ПК-6 способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства.
ПК-9 способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать:
предмет и содержание дисциплины, содержание понятий, используемых в ювенальной юстиции (ПК-6).
2) Уметь:
дать правильную и объективную оценку, происходящим в обществе в сфере охраны прав и законных интересов несовершеннолетних (ПК-9).
3) Владеть:
навыками верной квалификации юридических фактов в сфере ювенальной юстиции (ПК-5).
4. Структура и
содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет
3 зачетные единицы,
108 часов.
4.1. Форма обучения: очная
Уровень базового образования:
среднее общее.
Срок обучения 4г.
4.1.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
устный опрос, тестирование |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
устный опрос, тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.2. Содержание дисциплины
4.1.2.1. Перечень лекций
Семестр 6
Раздел 1. Общая часть
Лекция 1.
Основы ювенальной юстиции (2 часа).
Лекция 2.
Историко-правовой аспект становления и развития ювенальной юстиции (2 часа).
Лекция 3.
Действующие модели ювенальной юстиции (2 часа).
Лекция 4.
Служба пробации в сегменте ювенальной юстиции (2 часа).
Раздел 2. Особенная часть
Лекция 5.
Уголовное право в системе ювенальной юстиции стран Европы (2 часа).
Лекция 6.
Законодательство об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних в России (2 часа).
Лекция 7.
Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания (2 часа).
Лекция 8.
Современное российское правосудие по делам о преступлениях несовершеннолетних (2 часа).
4.1.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 6
Раздел 1. Общая часть
Практическое занятие 1.
Основы ювенальной юстиции (2 часа).
Практическое занятие 2.
Историко-правовой аспект становления и развития ювенальной юстиции (2 часа).
Практическое занятие 3.
Действующие модели ювенальной юстиции (2 часа).
Практическое занятие 4.
Служба пробации в сегменте ювенальной юстиции (2 часа).
Практическое занятие 5.
Уголовное право в системе ювенальной юстиции стран Европы (2 часа).
Практическое занятие 6.
Законодательство об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних в России (2 часа).
Практическое занятие 7.
Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания (2 часа).
Практическое занятие 8.
Современное российское правосудие по делам о преступлениях несовершеннолетних (2 часа).
методические указания для практических занятий приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2331
4.1.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.1.2.4. Перечень
учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Административная ответственность несовершеннолетних в советский период.
2. Административная ответственность несовершеннолетних в современной России.
3. Анализ основных положений Федерального закона от 2 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Анализ проекта закона РФ «Об основах системы ювенальной юстиции».
5. Английский и американский варианты англосаксонской модели современной ювенальной юстиции.
6. Бирмингемский суд для несовершеннолетних (Англия).
7. Взаимосвязь ювенальной юстиции и ювенального права.
8. Возрастные границы уголовной ответственности и типологии систем ювенального уголовного права в Европе.
9. Возрастные границы уголовной ответственности и типологии систем ювенального уголовного права в странах Балтии других бывших союзных республиках.
10. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в РФ как административная структура ювенальной юстиции.
11. Криминологические проблемы противодействия преступности.
12. Международные организации, занимающиеся проблемами ювенальной юстиции.
13. Минимальные Стандартные Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних от 29 ноября 1985 года (Пекинские правила) и их значение для развития теории и практики ювенальной юстиции.
14. Общая характеристика причинного комплекса беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: история и современность.
15. Основные функции ювенальной юстиции.
16. Особенности службы пробации в странах Балтии.
17. Особенности службы пробации в странах Скандинавии.
18. Особенности судопроизводства в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации.
19. Первые суды для несовершеннолетних во Франции.
20. Преимущества и недостатки российского правосудия в отношении несовершеннолетних в сравнении с англосаксонской и континентальной моделями ювенальной юстиции.
4.1.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
Не планируется.
4.1.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
4.
2.
Форма обучения: очно-заочная
Уровень базового образования: среднее общее.
Срок обучения 5г.
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежуточного контроля (экз., зач., зач. с оц.) |
9 |
108 / 3 |
6 |
10 |
|
3 |
0,5 |
19,5 |
84,75 |
Зач. с оц.(3,75) |
Итого |
108 / 3 |
6 |
10 |
|
3 |
0,5 |
19,5 |
84,75 |
3,75 |
4.2.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежу-точной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2.2. Содержание
дисциплины
4.2.2.1.
Перечень лекций
Семестр 9
Раздел 1. Общая часть
Лекция 1.
Действующие модели ювенальной юстиции (2 часа).
Раздел 2. Особенная часть
Лекция 2.
Служба пробации в сегменте ювенальной юстиции (2 часа).
Лекция 3.
Ювенальная юстиция в зарубежных странах (2 часа).
4.2.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 9
Раздел 1. Общая часть
Практическое занятие 1.
Действующие модели ювенальной юстиции (2 часа).
Раздел 2. Особенная часть
Практическое занятие 2.
Служба пробации в сегменте ювенальной юстиции (2 часа).
Практическое занятие 3.
Государственные и иные вспомогательные органы в осуществлении правосудия по делам несовершеннолетних (2 часа).
Практическое занятие 4.
Ответственность несовершеннолетних по уголовному законодательству (2 часа).
Практическое занятие 5.
Ювенальная юстиция в зарубежных странах (2 часа).
4.2.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Административная ответственность несовершеннолетних в советский период.
2. Административная ответственность несовершеннолетних в современной России.
3. Анализ основных положений Федерального закона от 2 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Анализ проекта закона РФ «Об основах системы ювенальной юстиции».
5. Английский и американский варианты англосаксонской модели современной ювенальной юстиции.
6. Бирмингемский суд для несовершеннолетних (Англия).
7. Взаимосвязь ювенальной юстиции и ювенального права.
8. Возрастные границы уголовной ответственности и типологии систем ювенального уголовного права в Европе.
9. Возрастные границы уголовной ответственности и типологии систем ювенального уголовного права в странах Балтии других бывших союзных республиках.
10. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в РФ как административная структура ювенальной юстиции.
11. Криминологические проблемы противодействия преступности.
12. Международные организации, занимающиеся проблемами ювенальной юстиции.
13. Минимальные Стандартные Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних от 29 ноября 1985 года (Пекинские правила) и их значение для развития теории и практики ювенальной юстиции.
14. Общая характеристика причинного комплекса беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: история и современность.
15. Основные функции ювенальной юстиции.
16. Особенности службы пробации в странах Балтии.
17. Особенности службы пробации в странах Скандинавии.
18. Особенности судопроизводства в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации.
19. Первые суды для несовершеннолетних во Франции.
20. Преимущества и недостатки российского правосудия в отношении несовершеннолетних в сравнении с англосаксонской и континентальной моделями ювенальной юстиции.
4.2.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
1. 1. Ювенальная юстиция: понятие, цели, основополагающие принципы.
2. 2. Международно-правовые стандарты ювенальной юстиции.
3. 3.Специализация суда по делам несовершеннолетних. Главное действующее лицо – детский судья.
4. 4. Упрощенное судебное разбирательство как основа ювенальной юстиции.
5. 5. Становление, правовые основы ювенальной юстиции в США.
6. 6. Состав и компетенция первых ювенальных судов в США в конце XIX - начале XX веков.
7. 7.Доктрина «отеческой заботы» как основа американской ювенальной юстиции во второй половине XIX века.
8. 8. Становление и правовые основы ювенальной юстиции в Англии.
9. 9.Состав и компетенция первых ювенальных судов в Англии в конце XIX - начале XX веков.
10. 10. Доктрина «заботы, защиты и контроля» как основа английской ювенальной юстиции XX века.
11. 11. Становление и правовые основы ювенальной юстиции в России.
12. 12. Состав и компетенция первых ювенальных судов в России в конце XIX - начале XX веков.
13. 13. Становление советского правосудия по делам несовершеннолетних в России .
14. 14. Организация современного правосудия по делам несовершеннолетних в США.
15. Функции и органы ювенального правосудия в США.
16. состав, структура и компетенция ювенального правосудия.
17. 15. Функции и органы ювенального правосудия в Англии.
18. 16.Состав, структура и компетенция судов по делам несовершеннолетних в Англии .
19. 17. Современное состояние ювенальной юстиции в России .
20. 18.Порядок рассмотрения уголовных дел в судах по делам несовершеннолетних в США.
21. 19.Порядок рассмотрения уголовных дел в судах по делам несовершеннолетних в Англии.
22. 20.Порядок рассмотрения уголовных дел в судах по делам несовершеннолетних в России .
23. 21.Особенности гражданского процесса в судах по делам несовершеннолетних в США .
24. 22.Особенности гражданского процесса в судах по делам несовершеннолетних в Англии.
25. 23. Особенности гражданского процесса в судах по делам несовершеннолетних в России.
26. 24. Тенденция модернизации правосудия по делам несовершеннолетних в США, Англии и России.
4.2.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
4.
3.
Форма обучения: очно-заочная
Уровень базового образования: среднее профессиональное.
Срок обучения 3г 6м.
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежуточного контроля (экз., зач., зач. с оц.) |
6 |
108 / 3 |
4 |
6 |
|
2 |
0,5 |
12,5 |
91,75 |
Зач. с оц.(3,75) |
Итого |
108 / 3 |
4 |
6 |
|
2 |
0,5 |
12,5 |
91,75 |
3,75 |
4.3.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежу-точной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.3.2. Содержание
дисциплины
4.3.2.1.
Перечень лекций
Семестр 6
Раздел 1. Общая часть
Лекция 1.
Основы ювенальной юстиции (2 часа).
Раздел 2. Особенная часть
Лекция 2.
Служба пробации в сегменте ювенальной юстиции (2 часа).
4.3.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 6
Раздел 1. Общая часть
Практическое занятие 1.
Действующие модели ювенальной юстиции (2 часа).
Раздел 2. Особенная часть
Практическое занятие 2.
Служба пробации в сегменте ювенальной юстиции (2 часа).
Практическое занятие 3.
Ювенальная юстиция в зарубежных странах (2 часа).
4.3.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.3.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Административная ответственность несовершеннолетних в советский период.
2. Административная ответственность несовершеннолетних в современной России.
3. Анализ основных положений Федерального закона от 2 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Анализ проекта закона РФ «Об основах системы ювенальной юстиции».
5. Английский и американский варианты англосаксонской модели современной ювенальной юстиции.
6. Бирмингемский суд для несовершеннолетних (Англия).
7. Взаимосвязь ювенальной юстиции и ювенального права.
8. Возрастные границы уголовной ответственности и типологии систем ювенального уголовного права в Европе.
9. Возрастные границы уголовной ответственности и типологии систем ювенального уголовного права в странах Балтии других бывших союзных республиках.
10. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в РФ как административная структура ювенальной юстиции.
11. Криминологические проблемы противодействия преступности.
12. Международные организации, занимающиеся проблемами ювенальной юстиции.
13. Минимальные Стандартные Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних от 29 ноября 1985 года (Пекинские правила) и их значение для развития теории и практики ювенальной юстиции.
14. Общая характеристика причинного комплекса беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: история и современность.
15. Основные функции ювенальной юстиции.
16. Особенности службы пробации в странах Балтии.
17. Особенности службы пробации в странах Скандинавии.
18. Особенности судопроизводства в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации.
19. Первые суды для несовершеннолетних во Франции.
20. Преимущества и недостатки российского правосудия в отношении несовершеннолетних в сравнении с англосаксонской и континентальной моделями ювенальной юстиции.
4.3.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
1. 1. Ювенальная юстиция: понятие, цели, основополагающие принципы.
2. 2. Международно-правовые стандарты ювенальной юстиции.
3. 3.Специализация суда по делам несовершеннолетних. Главное действующее лицо – детский судья.
4. 4. Упрощенное судебное разбирательство как основа ювенальной юстиции.
5. 5. Становление, правовые основы ювенальной юстиции в США.
6. 6. Состав и компетенция первых ювенальных судов в США в конце XIX - начале XX веков.
7. 7.Доктрина «отеческой заботы» как основа американской ювенальной юстиции во второй половине XIX века.
8. 8. Становление и правовые основы ювенальной юстиции в Англии.
9. 9.Состав и компетенция первых ювенальных судов в Англии в конце XIX - начале XX веков.
10. 10. Доктрина «заботы, защиты и контроля» как основа английской ювенальной юстиции XX века.
11. 11. Становление и правовые основы ювенальной юстиции в России.
12. 12. Состав и компетенция первых ювенальных судов в России в конце XIX - начале XX веков.
13. 13. Становление советского правосудия по делам несовершеннолетних в России .
14. 14. Организация современного правосудия по делам несовершеннолетних в США.
15. Функции и органы ювенального правосудия в США.
16. состав, структура и компетенция ювенального правосудия.
17. 15. Функции и органы ювенального правосудия в Англии.
18. 16.Состав, структура и компетенция судов по делам несовершеннолетних в Англии .
19. 17. Современное состояние ювенальной юстиции в России .
20. 18.Порядок рассмотрения уголовных дел в судах по делам несовершеннолетних в США.
21. 19.Порядок рассмотрения уголовных дел в судах по делам несовершеннолетних в Англии.
22. 20.Порядок рассмотрения уголовных дел в судах по делам несовершеннолетних в России .
23. 21.Особенности гражданского процесса в судах по делам несовершеннолетних в США .
24. 22.Особенности гражданского процесса в судах по делам несовершеннолетних в Англии.
25. 23. Особенности гражданского процесса в судах по делам несовершеннолетних в России.
26. 24. Тенденция модернизации правосудия по делам несовершеннолетних в США, Англии и России.
4.3.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
4.
4.
Форма обучения: заочная
Уровень базового образования: высшее.
Срок обучения 3г 6м.
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежуточного контроля (экз., зач., зач. с оц.) |
7 |
108 / 3 |
4 |
6 |
|
2 |
0,5 |
12,5 |
91,75 |
Зач. с оц.(3,75) |
Итого |
108 / 3 |
4 |
6 |
|
2 |
0,5 |
12,5 |
91,75 |
3,75 |
4.4.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежу-точной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.4.2. Содержание
дисциплины
4.4.2.1.
Перечень лекций
Семестр 7
Раздел 1. Общая часть
Лекция 1.
Основы ювенальной юстиции (2 часа).
Раздел 2. Особенная часть
Лекция 2.
Служба пробации в сегменте ювенальной юстиции (2 часа).
4.4.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 7
Раздел 1. Общая часть
Практическое занятие 1.
Действующие модели ювенальной юстиции (2 часа).
Раздел 2. Особенная часть
Практическое занятие 2.
Служба пробации в сегменте ювенальной юстиции (2 часа).
Практическое занятие 3.
Ювенальная юстиция в зарубежных странах (2 часа).
4.4.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.4.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Административная ответственность несовершеннолетних в советский период.
2. Административная ответственность несовершеннолетних в современной России.
3. Анализ основных положений Федерального закона от 2 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Анализ проекта закона РФ «Об основах системы ювенальной юстиции».
5. Английский и американский варианты англосаксонской модели современной ювенальной юстиции.
6. Бирмингемский суд для несовершеннолетних (Англия).
7. Взаимосвязь ювенальной юстиции и ювенального права.
8. Возрастные границы уголовной ответственности и типологии систем ювенального уголовного права в Европе.
9. Возрастные границы уголовной ответственности и типологии систем ювенального уголовного права в странах Балтии других бывших союзных республиках.
10. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в РФ как административная структура ювенальной юстиции.
11. Криминологические проблемы противодействия преступности.
12. Международные организации, занимающиеся проблемами ювенальной юстиции.
13. Минимальные Стандартные Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних от 29 ноября 1985 года (Пекинские правила) и их значение для развития теории и практики ювенальной юстиции.
14. Общая характеристика причинного комплекса беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: история и современность.
15. Основные функции ювенальной юстиции.
16. Особенности службы пробации в странах Балтии.
17. Особенности службы пробации в странах Скандинавии.
18. Особенности судопроизводства в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации.
19. Первые суды для несовершеннолетних во Франции.
20. Преимущества и недостатки российского правосудия в отношении несовершеннолетних в сравнении с англосаксонской и континентальной моделями ювенальной юстиции.
4.4.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
1. 1. Ювенальная юстиция: понятие, цели, основополагающие принципы.
2. 2. Международно-правовые стандарты ювенальной юстиции.
3. 3.Специализация суда по делам несовершеннолетних. Главное действующее лицо – детский судья.
4. 4. Упрощенное судебное разбирательство как основа ювенальной юстиции.
5. 5. Становление, правовые основы ювенальной юстиции в США.
6. 6. Состав и компетенция первых ювенальных судов в США в конце XIX - начале XX веков.
7. 7.Доктрина «отеческой заботы» как основа американской ювенальной юстиции во второй половине XIX века.
8. 8. Становление и правовые основы ювенальной юстиции в Англии.
9. 9.Состав и компетенция первых ювенальных судов в Англии в конце XIX - начале XX веков.
10. 10. Доктрина «заботы, защиты и контроля» как основа английской ювенальной юстиции XX века.
11. 11. Становление и правовые основы ювенальной юстиции в России.
12. 12. Состав и компетенция первых ювенальных судов в России в конце XIX - начале XX веков.
13. 13. Становление советского правосудия по делам несовершеннолетних в России .
14. 14. Организация современного правосудия по делам несовершеннолетних в США.
15. Функции и органы ювенального правосудия в США.
16. состав, структура и компетенция ювенального правосудия.
17. 15. Функции и органы ювенального правосудия в Англии.
18. 16.Состав, структура и компетенция судов по делам несовершеннолетних в Англии .
19. 17. Современное состояние ювенальной юстиции в России .
20. 18.Порядок рассмотрения уголовных дел в судах по делам несовершеннолетних в США.
21. 19.Порядок рассмотрения уголовных дел в судах по делам несовершеннолетних в Англии.
22. 20.Порядок рассмотрения уголовных дел в судах по делам несовершеннолетних в России .
23. 21.Особенности гражданского процесса в судах по делам несовершеннолетних в США .
24. 22.Особенности гражданского процесса в судах по делам несовершеннолетних в Англии.
25. 23. Особенности гражданского процесса в судах по делам несовершеннолетних в России.
26. 24. Тенденция модернизации правосудия по делам несовершеннолетних в США, Англии и России.
4.4.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
5. Образовательные технологии
Для освоения бакалаврами учебной дисциплины, получения знаний и формирования компетенций используются следующие образовательные технологии: • лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем; • лекции - электронные презентации; • дискуссия; • презентация; • комментирование ответов студентов; • решение задач; • анализ конкретных ситуаций; • составление таблиц и схем; • тестирование.
6. Оценочные
средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по
итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов.
Фонды оценочных средств приведены в приложении.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Ювенальная юстиция
7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине
1. Котельникова Е.А. Основы ювенальной юстиции [Электронный ресурс] : учебное пособие. Направление подготовки 050100 - «Педагогическое образование». Профиль подготовки: «Право», Направление подготовки: ГОС ВПО 050400 - «Социально-экономическое образование», Профиль подготовки: «Юриспруденция», Направление подготовки: ГОС ВПО 032700 - «Юриспруденция», Квалификация: «Учитель права». Квалификация (степень) выпускника: бакалавр / Е.А. Котельникова. — Электрон. текстовые данные. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. — 104 c.
- http://www.iprbookshop.ru/32078.html
2. Нагаев В.В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов / В.В. Нагаев. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 255 c. - http://www.iprbookshop.ru/52601.html
7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине
1.
Железная Ю.Ю. Общественный контроль обеспечения прав несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях иностранных государств // Вопросы ювенальной юстиции. 2015. N 2. С. 9 - 11.
- СПС КонсультантПлюс
2.
Данилин Е.М., Давыдова Н.В. Состояние воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными // Вопросы ювенальной юстиции. 2015. N 2. С. 11 - 13.
- СПС КонсультантПлюс
3.
Крамаров А.О. Перспективы законодательного регулирования ювенальной юстиции в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции. 2015. N 2. С. 24 - 27.
- СПС КонсультантПлюс
4.
Давыденко А.В. Перспектива введения в Российской Федерации института ювенальной юстиции // Законодательство и экономика. 2015. N 10. С. 64 - 68.
- СПС КонсультантПлюс
5.
Овсянников И.В. Установление возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовное право. 2016. N 5. С. 113 - 120.
- СПС КонсультантПлюс
6.
Ничипоренко А.А. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации как участник уголовного судопроизводства // Администратор суда. 2016. N 2. С. 52 - 56.
- СПС КонсультантПлюс
7.
Коротков А.В. Ювенальное право в уголовном законодательстве России // Ленинградский юридический журнал. 2015. N 3. С. 164 - 168.
- СПС КонсультантПлюс
8.
Дворянсков И.В., Панфилов Е.Е. Состояние и проблемы профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. N 5. С. 11 - 15.
- СПС КонсультантПлюс
9.
Кучина М.С. Опыт применения ювенальных технологий в России // Мировой судья. 2017. N 6. С. 30 - 35.
- СПС КонсультантПлюс
10.
Ламинцева С.А. Процессуальные гарантии реализации прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве // Судья. 2017. N 4. С. 42 - 47.
- СПС КонсультантПлюс
7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:
- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;
- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;
- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.
Информационные справочные системы:
Информационно-правовой портал «Консультант Плюс» www.consultant.ru
Информационно-правовой портал «Гарант» www.garant.ru
Министерство образования и науки Российской Федерации www.mon.gov.ru
Национальная юридическая энциклопедия www.determiner.ru
Федеральный правовой портал "Юридическая Россия" www.law.edu.ru
Экспертный Совет Государственной Думы РФ http://www.duma-expert.ru/official.php
Юридическая научная библиотека www.lawlibrary.ru
Уполномоченный по правам ребенка в РФ http://deti.gov.ru/
Уполномоченный по права ребенка во Владимирской области http://deti.gov.ru/r/vladimir
Программное обеспечение:
Лекционная аудитория
Microsoft Access 2010 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software;
Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года).
7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
iprbookshop.ru
consultant.ru
8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Лекционная аудитория
Комплект учебно-методических пособий по курсу "Ювенальная юстиция", видеопроектор SANYO PLC-XU355 (переносной), DVD-плеер Pioneer DV310 (переносной), экран DRAPPER Apex STAR.
9. Методические указания по освоению дисциплины
Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.
Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.
Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую
программу дисциплины
«Ювенальная юстиция»
по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Рабочая программа дисциплины «Ювенальная юстиция» составлена в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.
На изучение данного курса по учебному плану отводится
108 час. (3 ЗЕТ).
Формой итогового контроля изучения дисциплины является
зачет с оценкой .
Цель дисциплины: Изучение данной дисциплины способствует правильному пониманию основных положений защиты прав детства, способствует усвоению проблемы восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, изучает вновь предложенные принципы работы с несовершеннолетними. Задачами является формирование у студентов базовых знаний о процессе формирования правосознания, социального и правового поведения несовершеннолетних, о процессах нравственно-правовых деформаций и формировании девиантного поведения, которое рассматривается как начало предпреступного и преступного поведения.
Содержание занятий соответствуют требованиям
образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной
работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.
Освоение дисциплины позволит студентам приобрести
теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей
практической деятельности.
Предлагаемые фонды оценочных средств
для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает
содержание курса и соответствуют ФГОС.
Перечень учебно-методической литературы достаточен для
изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.
Рабочая программа дисциплины «Ювенальная юстиция» рекомендуется для использования
в учебном процессе по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.