Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ФПМ 

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Методы научного исследования     

 




Направление подготовки

01.03.02 Прикладная математика и информатика

Профиль подготовки

Интеллектуальный анализ данных

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

7

180 / 5  

18  

48  

 

1,8  

0,25  

68,05  

111,95  

Зач. с оц.  

Итого

180 / 5  

18  

48  

 

1,8  

0,25  

68,05  

111,95  

 

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целью изучения дисциплины "Методы научного исследования" является формирование представлений о сущности и принципах научного исследования.

К задачам изучения дисциплины относятся:

- формирование представлений о специфике научно-исследовательской деятельности;

- систематизация знаний о принципах построения научного исследования и основных этапах работы над ним;

- получение знаний об основных принципах научного реферирования и цитирования;

- формирование представлений об апробации результатов научного исследования и публикации его результатов;

- получение знаний о процедурах подготовки к защите, защите и оформлении документации по итогам научного исследования.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.О.22))

Изучение дисциплины "Методы научного исследования" базируется на результатах освоения следующих дисциплин: "Философия", "Математика", "Специальные главы математики", "Иностранный язык в профессиональной сфере". Результаты изучения дисциплины "Методы научного исследования" используются обучающимися при при подготовке ВКР.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен разрабатывать алгоритмы и компьютерные программы, пригодные для практического применения.

ОПК-3 Способен применять и модифицировать математические модели для решения задач в области профессиональной деятельности.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

Знать фундаментальные результаты математики для создания и применения моделей в области профессиональных интересов.

Знать логику проведения экспериментальных исследований программно-реализованных алгоритмов.

Уметь анализировать, выбирать и применять базовые математические модели, методы и алгоритмы моделирования для построения моделей и вычислительных схем при разработке решений прикладных задач в области профессиональных интересов.

Уметь применять современные программные среды разработки информационных систем и технологий для проведения экспериментальных исследований.

Владеть навыками и применять математический аппарат к исследуемым математическим моделям.

Владеть навыками проведения экспериментальных исследований программно-реализованных алгоритмов.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Методология научно-исследовательской работы.

7

18

48

111,95

практическая работа, устный опрос

Всего за  семестр

180

18

48

111,95

1,8

0,25

Зач. с оц.

Итого   

180

18

48

111,95

1,8

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. Методология научно-исследовательской работы.

Лекция 1.

Наука и ее роль в современном обществе (2 часа).

Лекция 2.

Организация научно-исследовательской работы (2 часа).

Лекция 3.

Наука и научное исследование (2 часа).

Лекция 4.

Методологические основы научных исследований (2 часа).

Лекция 5.

Выбор направления и обоснование темы научного исследования (2 часа).

Лекция 6.

Поиск, накопление и обработка научной информации (2 часа).

Лекция 7.

Понятие и структура научной работы (2 часа).

Лекция 8.

Написание научной работы (2 часа).

Лекция 9.

Литературное оформление и защита научных работ (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 7

Раздел 1. Методология научно-исследовательской работы.

Практическое занятие 1.

Роль науки в современном обществе (2 часа).

Практическое занятие 2.

Законодательная основа управления наукой (2 часа).

Практическое занятие 3.

Подготовка научных и научно-педагогических работников (2 часа).

Практическое занятие 4.

Организация научно-исследовательской работы студентов (2 часа).

Практическое занятие 5.

Этапы проведения научно-исследовательских работ (2 часа).

Практическое занятие 6.

Этапы проведения научно-исследовательских работ (2 часа).

Практическое занятие 7.

Всеобщие и общенаучные методы научного исследования (2 часа).

Практическое занятие 8.

Специальные методы научного исследования (2 часа).

Практическое занятие 9.

Планирование научного исследования (2 часа).

Практическое занятие 10.

Прогнозирование в научном исследовании (2 часа).

Практическое занятие 11.

Выбор темы научного исследования (2 часа).

Практическое занятие 12.

Технико-экономическое обоснование темы научного исследования (2 часа).

Практическое занятие 13.

Поиск и сбор научной информации (2 часа).

Практическое занятие 14.

Поиск и сбор научной информации (2 часа).

Практическое занятие 15.

Источники научной информации (2 часа).

Практическое занятие 16.

Особенности научной работы и этика научного труда (2 часа).

Практическое занятие 17.

Композиция научной работы (2 часа).

Практическое занятие 18.

Рубрикация научной работы (2 часа).

Практическое занятие 19.

Особенности подготовки структурных частей научных работ (2 часа).

Практическое занятие 20.

Оформление структурных частей научных работ (2 часа).

Практическое занятие 21.

Доклад, статья и выступление на научной конференции (2 часа).

Практическое занятие 22.

Особенности подготовки к защите научных работ (2 часа).

Практическое занятие 23.

Защита курсовой работы (2 часа).

Практическое занятие 24.

Защита выпускной квалификационной работы бакалавра (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий расположены на информационно-образовательном портале МИ ВлГУ: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1347

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Научные методы эмпирического исследования.

2. Научные методы теоретического исследования.

3. Постановка научной проблемы и ее решение.

4. Гипотеза - теоретическая стадия исследования проблемы.

5. Эффективность научных исследований.

6. Структура учебно‑научной работы.

7. Обработка информации.

8. Основные правила оформления учебно‑научных работ.

9. Оформление библиографического аппарата.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины "Методы научного исследования" применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических занятий применяется имитационный или симуляционный подход. В ходе практических занятий рассматриваются типовые ситуации и варианты решения задач, возникающих в ходе проведения научных исследований. Шаги решения типовых заданий демонстрируются при помощи мультимедийной техники. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Методы научного исследования

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Тонышева, Л. Л. Методы и организация научных исследований: теоретические основы и практикум : учебное пособие / Л. Л. Тонышева, Н. Л. Кузьмина, В. А. Чейметова. — Тюмень : Тюменский индустриальный университет, 2019. — 204 c. — ISBN 978-5-9961-2124-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/101416.html - https://www.iprbookshop.ru/101416.html

2. Методы научных исследований : учебно-методическое пособие / составители С. Ю. Махов. — Орел : Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2019. — 164 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/95404.html - http://www.iprbookshop.ru/95404.html

3. Горлов, Н. И. Основы научных исследований : учебное пособие / Н. И. Горлов, В. М. Деревяшкин, И. Б. Елистратова. — Новосибирск : Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2019. — 121 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/102129.html - https://www.iprbookshop.ru/102129.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Карпов, А. С. Развитие научно-исследовательской работы студентов в структуре студенческих конструкторских бюро и в студенческих научно-исследовательских лабораториях. Подготовка и проведение внутриорганизационных тренингов : учебное пособие / А. С. Карпов, А. С. Простомолотов. — Москва : Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства, 2012. — 142 c. — ISBN 978-5-98427-051-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/33842.html - http://www.iprbookshop.ru/33842.html

2. Хожемпо, В. В. Азбука научно-исследовательской работы студента : учебное пособие / В. В. Хожемпо, К. С. Тарасов, М. Е. Пухлянко. — Москва : Российский университет дружбы народов, 2010. — 108 c. — ISBN 978-5-209-03527-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/11552.html - http://www.iprbookshop.ru/11552.html

3. Астанина, С. Ю. Организация научно-исследовательской работы студентов в дистанционном вузе : учебно-методическое пособие / С. Ю. Астанина, Е. В. Чмыхова, Н. В. Шестак. — Москва : Современная гуманитарная академия, 2010. — 129 c. — ISBN 978-5-8323-0687-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/16932.html - http://www.iprbookshop.ru/16932.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Российская научная электронная библиотека, интегрированная с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ) - http://elibrary.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями; знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, какими дополнительными учебными пособиями следует пользоваться.

Практические занятия используются для закрепления теоретического материала, решения практических задач с целью формирования умений и навыков. Занятия проводятся в компьютерном классе с использованием специального программного обеспечения. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю, при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа призвана обеспечить углубленное изучение вопросов, рассматриваемых во время аудиторных занятий. Самостоятельна работа обучающихся строится на основе установленного перечня тем для самостоятельного изучения. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу в зависимости от собственного уровня подготовленности, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Методы научного исследования»

по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика

 

Рабочая программа дисциплины «Методы научного исследования» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 180 час. (5 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: Целью изучения дисциплины "Методы научного исследования" является формирование представлений о сущности и принципах научного исследования.

К задачам изучения дисциплины относятся:

- формирование представлений о специфике научно-исследовательской деятельности;

- систематизация знаний о принципах построения научного исследования и основных этапах работы над ним;

- получение знаний об основных принципах научного реферирования и цитирования;

- формирование представлений об апробации результатов научного исследования и публикации его результатов;

- получение знаний о процедурах подготовки к защите, защите и оформлении документации по итогам научного исследования.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Методы научного исследования» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика.

 

04.06.2019 г.