Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Деловое общение     

 




Направление подготовки

01.04.02 Прикладная математика и информатика

Профиль подготовки

Математические методы обработки информации

Квалификация (степень)выпускника

магистр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

2

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

Зач.  

Итого

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

 

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: изучение теории и практики делового общения для обеспечения овладения знаниями, умениями и навыками в области деловой коммуникации, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Задачами изучения данной дисциплины являются формирование у студентов теоретических знаний в виде системы понятий и соответствующих концепций, составляющих основу данной научной дисциплины, а также демонстрация их значимости для решения прикладных практических задач в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.О.03))

Дисциплина "Деловое общение" опирается на вузовский курс "Русский язык и культура речи" и формирует основы для освоения такой дисциплины, как "Психология и педагогика", научно-исследовательской работы магистров, написания ВКР.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели.

УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия.

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

УК-4.1 Знать эффективные технологии делового общения.

УК-5.1 Знать способы социального взаимодействия с учетом культурных традиций и норм.

УК-3.1 Знать предмет делового общения в области организации командной работы.

УК-5.2 Уметь устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную работу в коллективе с учетом национальных и культурных особенностей.

УК-4.3 Уметь разрешать проблемные ситуации в коммуникациях.

УК-3.2 Уметь применять технологии делового общения для организации командной работы.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: высшее.

Срок обучения 2г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Понятие и предмет делового общения

2

2

2

4

тестирование

2

Эффективные технологии делового общения

2

2

2

5

тестирование

3

Психологические аспекты делового общения

2

2

2

4

тестирование

4

Конфликтные ситуации в коммуникациях

2

2

2

5

тестирование

5

Комплименты в коммуникациях

2

2

2

5

тестирование

6

Спор и аргументация в коммуникациях

2

2

2

5

тестирование

7

Этика делового общения

2

2

2

5

тестирование

8

Устные деловые коммуникации. Письменные деловые коммуникации

2

2

2

5,15

тестирование

Всего за  семестр

72

16

16

38,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

72

16

16

38,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Понятие и предмет делового общения

Лекция 1.

Понятие и предмет делового общения (2 часа).

Раздел 2. Эффективные технологии делового общения

Лекция 2.

Эффективные технологии делового общения (2 часа).

Раздел 3. Психологические аспекты делового общения

Лекция 3.

Психологические аспекты делового общения (2 часа).

Раздел 4. Конфликтные ситуации в коммуникациях

Лекция 4.

Конфликтные ситуации в коммуникациях (2 часа).

Раздел 5. Комплименты в коммуникациях

Лекция 5.

Комплименты в коммуникациях (2 часа).

Раздел 6. Спор и аргументация в коммуникациях

Лекция 6.

Спор и аргументация в коммуникациях (2 часа).

Раздел 7. Этика делового общения

Лекция 7.

Этика делового общения (2 часа).

Раздел 8. Устные деловые коммуникации. Письменные деловые коммуникации

Лекция 8.

Устные деловые коммуникации. Письменные деловые коммуникации (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Понятие и предмет делового общения

Практическое занятие 1.

Понятие и предмет делового общения (2 часа).

Раздел 2. Эффективные технологии делового общения

Практическое занятие 2.

Эффективные технологии делового общения (2 часа).

Раздел 3. Психологические аспекты делового общения

Практическое занятие 3.

Психологические аспекты делового общения (2 часа).

Раздел 4. Конфликтные ситуации в коммуникациях

Практическое занятие 4.

Конфликтные ситуации в коммуникациях (2 часа).

Раздел 5. Комплименты в коммуникациях

Практическое занятие 5.

Комплименты в коммуникациях (2 часа).

Раздел 6. Спор и аргументация в коммуникациях

Практическое занятие 6.

Спор и аргументация в коммуникациях (2 часа).

Раздел 7. Этика делового общения

Практическое занятие 7.

Этика делового общения (2 часа).

Раздел 8. Устные деловые коммуникации. Письменные деловые коммуникации

Практическое занятие 8.

Устные деловые коммуникации. Письменные деловые коммуникации (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5042

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Роль коммуникации в процессе профессиональной деятельности.

2. Условия результативности деловой коммуникации.

3. Психологические аспекты коммуникаций.

4. Конфликт. Способы для разрешения конфликтных ситуаций.

5. Комплименты. Реакция на комплимент.

6. Аргументация. Тактика убеждения в споре.

7. Культура делового общения по телефону.

8. Преимущества и недостатки устных и письменных деловых коммуникаций.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

При проведении занятий используются следующие образовательные технологии:

1) участие студентов в дискуссиях и обсуждениях предложенных статей и вопросов;

2) работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения;

3) анализ конкретных культурологических ситуаций с использованием знаний, полученных из лекционного курса;

4) составление таблиц, презентаций, творческих отчетов, аннотаций по результатам самостоятельной работы студентов.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Деловое общение

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Деловое общение. Культура речи : учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. — Москва : КноРус, 2016. — 480 с. - https://www.book.ru/book/917883/view

2. Деловые коммуникации : учебник / Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. — Москва : КноРус, 2016. - https://www.book.ru/book/916804/view

3. Деловые коммуникации : учебник / Ф.И. Шарков, Л.В. Комарова. — Москва : КноРус, 2016. - https://www.book.ru/book/917888/view

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Красникова, Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник / Е. А. Красникова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 224 с. - 6 экз.

2. Основы этики и эстетики: учебное пособие : учебное пособие / П.А. Егоров, В.Н. Руднев. — Москва : КноРус, 2010. — 194 с. — ISBN 978-5-406-00236-0. - https://www.book.ru/book/249360

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Образовательный портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет социальной психологии:

Комплект учебно-наглядных пособий, проектор NEC (переносной), проекционный экран.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обязательным условием обучения является посещение лекций и активная работа на занятиях, так как качественное усвоение знаний невозможно вне контакта с преподавателем. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу. Студенты ведут конспект лекций и прорабатывают лекционный материал, пользуясь конспектом при тестировании по курсу на контрольных неделях.

На практических занятиях пройденный теоретический материал закрепляется работой по основной и дополнительной литературе по пройденным темам, изучение материала происходит более углубленно в виде логико-смысловых моделей по основным разделам курса. Для симулирования творческой активности обучающихся на занятиях широко используется разнообразные приемы современных образовательных технологий, такие как проектирование и дискуссии, круглые столы, деловые игры, тренинги, «мозговые штурмы», викторины, дебаты и др. Проводятся семинары, которые завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по философской проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя. Особую роль в этом процессе играет умение самостоятельно изучать оригинальные тексты классиков философии. Самостоятельная работа с литературой – важная составная часть получения высшего образования. Начинающему студенту следует принять во внимание, что учебная, справочная и научная литература различается по степени сложности, глубины и охвату материала. В связи с этим целесообразно осуществлять самостоятельную работу с литературой в три стадии. Первоначально следует обратиться к учебной литературе, где доступным языком и систематично изложены базовые знания по изучаемому курсу. Затем следует обратиться к справочной литературе (энциклопедиям, энциклопедическим словарям, отраслевым словарям и справочникам). В них, как правило, суммированы основные достижения науки по тем или иным вопросам. Язык словарей предельно лаконичен и более наукообразен, чем язык учебников. Поэтому понимание словарной статьи, как правило, предполагает общее знакомство с сутью вопроса. Наиболее сложной для освоения является научная литература: монографии и статьи. Работа с ними требует хорошего знания контекста рассматриваемых там проблем, а также знакомства с научной терминологией. Поэтому к научной литературе следует подступать на завершающей стадии работы над темой. При этом следует учитывать, что в монографиях, как правило, затрагивается широкий спектр проблем, выходящий за рамки одной темы учебной дисциплины, поэтому в большинстве случаев не требуется обработки всего текста монографии, но лишь той ее части, которая непосредственно посвящена вопросу. При работе с литературой следует делать выписки, соответствующие изучаемой теме.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Деловое общение»

по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика

 

Рабочая программа дисциплины «Деловое общение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: изучение теории и практики делового общения для обеспечения овладения знаниями, умениями и навыками в области деловой коммуникации, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Задачами изучения данной дисциплины являются формирование у студентов теоретических знаний в виде системы понятий и соответствующих концепций, составляющих основу данной научной дисциплины, а также демонстрация их значимости для решения прикладных практических задач в профессиональной деятельности.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Деловое общение» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика.

 

04.06.2019 г.