Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Кондиционирование воздуха     

 




Направление подготовки

08.03.01 Строительство

Профиль подготовки

Теплогазоснабжение и вентиляция

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

7

180 / 5  

16  

32  

16  

1,6  

2,25  

67,85  

112,15  

Зач. с оц.  

Итого

180 / 5  

16  

32  

16  

1,6  

2,25  

67,85  

112,15  

 

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель дисциплины: решение задач, возникающих при разработке, монтаже и эксплуатации систем кондиционирования воздуха; классификация систем кондиционирования воздуха по технологическим и конструктивным признакам, степени обеспеченности параметров внутренней среды.

Задачи дисциплины: сформировать общее представление о выборе целесообразных технологических схем обработки воздуха в системах кондиционирования воздуха с учетом особенностей обслуживаемых объектов и климатических условий районов постройки; научить студента проектировать и технико-экономически обосновывать выбор систем кондиционирования воздуха.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.11))

Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Вентиляция», «Техническая термодинамика и тепломассообмен», «Моделирование систем теплоснабжения и вентиляции», «Основы теплогазоснабжения и вентиляции». Полученные студентами знания и умения могут быть использованы при выполнении бакалаврской работы.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен выполнять работы по проектированию систем теплогазоснабжения и вентиляции.

ПК-2 Способен выполнять обоснование проектных решений систем теплогазоснабжения и вентиляции.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

знать основные положения и задачи систем кондиционирования.

знать устройство различных систем кондиционирования воздуха и кондиционеров.

знать способы и схемы холодоснабжения систем кондиционирования воздуха.

умеет выбирать типовые технические решения отдельных элементов и узлов системы кондиционирования и их адаптацию в соответствии с техническим заданием.

умеет выбирать системы кондиционирования на основе сравнения типовых решений отдельных элементов и узлов.

владеет навыками проектирования систем кондиционирования.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Общие сведения о системах кондиционирования воздуха

7

2

8

тестирование

2

Процессы изменения состояния влажного воздуха в системах кондиционирования и способы их реализации

7

2

16

тестирование

3

Основное оборудование систем кондиционирования воздуха, методы расчета и подбора

7

12

32

16

88,15

тестирование, защита лабораторных работ

Всего за  семестр

180

16

32

16

112,15

+

1,6

2,25

Зач. с оц.

Итого   

180

16

32

16

112,15

1,6

2,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. Общие сведения о системах кондиционирования воздуха

Лекция 1.

История развития кондиционирования воздуха. Классификация систем кондиционирования воздуха (2 часа).

Раздел 2. Процессы изменения состояния влажного воздуха в системах кондиционирования и способы их реализации

Лекция 2.

Основные параметры влажного воздуха (2 часа).

Раздел 3. Основное оборудование систем кондиционирования воздуха, методы расчета и подбора

Лекция 3.

Принцип работы кондиционера. Сплит-системы (2 часа).

Лекция 4.

Центральные системы кондиционирования воздуха (2 часа).

Лекция 5.

Определение основных вредных выделений в помещениях. Тепловой баланс помещения (2 часа).

Лекция 6.

Очистка воздуха в системах кондиционирования воздуха. Фильтры систем кондиционирования воздуха (2 часа).

Лекция 7.

Холодоснабжение систем кондиционирования воздуха (2 часа).

Лекция 8.

Установка и эксплуатация оборудования систем кондиционирования воздуха (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 7

Раздел 1. Основное оборудование систем кондиционирования воздуха, методы расчета и подбора

Практическое занятие 1.

Изучение устройства сплит-системы (2 часа).

Практическое занятие 2.

Изучение работы сплит-системы (2 часа).

Практическое занятие 3.

Изучение устройства и работы канальных кондиционеров (2 часа).

Практическое занятие 4.

Изучение устройства и работы мультизональных систем кондиционирования VRF (2 часа).

Практическое занятие 5.

Изучение устройства и работы мультизональных систем кондиционирования VRF серии «S» Fujitsu (2 часа).

Практическое занятие 6.

Изучение устройства и работы прецизионных Кондиционеров Compactlinecw (2 часа).

Практическое занятие 7.

Изучение устройства и работы мобильных кондиционеров (2 часа).

Практическое занятие 8.

Изучение устройства и работы оконных кондиционеров (2 часа).

Практическое занятие 9.

Изучение устройства, работы центральных секционных кондиционеров (2 часа).

Практическое занятие 10.

Изучение устройства, работы в различных режимах центрального кондиционера с рекуперацией (2 часа).

Практическое занятие 11.

Изучение конструкции, работы центрального кондиционера Powerned (2 часа).

Практическое занятие 12.

Изучение конструкции, работы центрального кондиционера VKC с форсуночной камерой (2 часа).

Практическое занятие 13.

Изучение конструкции, работы оросительных камер и форсунок СКВ (2 часа).

Практическое занятие 14.

Изучение схем, конструкции, работы центральных кондиционеров с форсуночными камерами (2 часа).

Практическое занятие 15.

Изучение различных вариантов установки СКВ с чиллерами и фанкойлами в производственных и других помещениях (2 часа).

Практическое занятие 16.

Изучение работы, и устройства абсорбционных чиллеров (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены на Информационно-образовательном портале: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=316#section-2

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 7

Раздел 1. Основное оборудование систем кондиционирования воздуха, методы расчета и подбора

Лабораторная 1.

Изучение температурного режима при работе кондиционера (4 часа).

Лабораторная 2.

Исследование и оценка эффективности работы кондиционера (4 часа).

Лабораторная 3.

Построение процессов обработки воздуха в холодный период года (4 часа).

Лабораторная 4.

Построение процессов обработки воздуха в теплый период года (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены на Информационно-образовательном портале: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=316#section-3

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Общие сведения о системах кондиционирования воздуха.

2. Основные требования к системам кондиционирования воздуха.

3. Параметры влажного воздуха.

4. Использование I-d диаграммы для построения процессов обработки воздуха.

5. Базовые принципы работы кондиционеров.

6. Центральные и многозональные системы кондиционирования воздуха.

7. VRF-системы.

8. Определение вредных выделений в помещениях.

9. Определение теплового баланса помещения.

10. Расчет мощности кондиционера.

11. Очистка воздуха.

12. Установка оборудования систем кондиционирования воздуха.

13. Эксплуатация оборудования систем кондиционирования воздуха.

14. Энергоэффективность систем кондиционирования воздуха.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Кондиционирование воздуха общественных зданий.

 

Методические указания к курсовому проектированию приведены на Информационно-образовательном портале: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=316#section-4

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Переат-теста-ция

Форма

промежу-точного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

9

180 / 5  

8  

12  

4  

4  

2,25  

30,25  

110  

36  

Зач. с оц.(3,75)  

Итого

180 / 5  

8  

12  

4  

4  

2,25  

30,25  

110  

36  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Общие сведения о системах кондиционирования воздуха

9

2

10

тестирование

2

Процессы изменения состояния влажного воздуха в системах кондиционирования и способы их реализации

9

2

17

тестирование

3

Основное оборудование систем кондиционирования воздуха, методы расчета и подбора

9

4

12

4

83

тестирование, защита лабораторных работ

Всего за  семестр

144

8

12

4

110

+

4

2,25

Зач. с оц.(3,75)

Итого   

144

8

12

4

110

4

2,25

3,75

Итого с переаттестацией   

180

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 9

Раздел 1. Общие сведения о системах кондиционирования воздуха

Лекция 1.

История развития кондиционирования воздуха. Классификация систем кондиционирования воздуха (2 часа).

Раздел 2. Процессы изменения состояния влажного воздуха в системах кондиционирования и способы их реализации

Лекция 2.

Основные параметры влажного воздуха (2 часа).

Раздел 3. Основное оборудование систем кондиционирования воздуха, методы расчета и подбора

Лекция 3.

Принцип работы кондиционера. Сплит-системы (2 часа).

Лекция 4.

Центральные системы кондиционирования воздуха (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 9

Раздел 1. Основное оборудование систем кондиционирования воздуха, методы расчета и подбора

Практическое занятие 1.

Изучение устройства и работы сплит-системы (2 часа).

Практическое занятие 2.

Изучение устройства и работы канальных кондиционеров (2 часа).

Практическое занятие 3.

Изучение устройства и работы мобильных кондиционеров (2 часа).

Практическое занятие 4.

Изучение устройства и работы оконных кондиционеров (2 часа).

Практическое занятие 5.

Изучение устройства, работы центральных секционных кондиционеров (2 часа).

Практическое занятие 6.

Изучение различных вариантов установки СКВ с чиллерами и фанкойлами в производственных и других помещениях (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 9

Раздел 1. Основное оборудование систем кондиционирования воздуха, методы расчета и подбора

Лабораторная 1.

Изучение температурного режима при работе кондиционера (4 часа).

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Общие сведения о системах кондиционирования воздуха.

2. Основные требования к системам кондиционирования воздуха.

3. Параметры влажного воздуха.

4. Использование I-d диаграммы для построения процессов обработки воздуха.

5. Базовые принципы работы кондиционеров.

6. Центральные и многозональные системы кондиционирования воздуха.

7. VRF-системы.

8. Определение вредных выделений в помещениях.

9. Определение теплового баланса помещения.

10. Расчет мощности кондиционера.

11. Очистка воздуха.

12. Установка оборудования систем кондиционирования воздуха.

13. Эксплуатация оборудования систем кондиционирования воздуха.

14. Энергоэффективность систем кондиционирования воздуха.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Кондиционирование воздуха общественных зданий.

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный или симуляционный подход. Шаги решения задач студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Кондиционирование воздуха

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Пыжов, В. К. Системы кондиционирования, вентиляции и отопления : учебник / В. К. Пыжов, Н. Н. Смирнов ; под редакцией А. К. Соколова. — Москва, Вологда : Инфра-Инженерия, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина», 2019. — 528 c. - http://www.iprbookshop.ru/86642

2. Калиниченко, М. Ю. Кондиционирование воздуха и холодоснабжение зданий : учебное пособие / М. Ю. Калиниченко. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 136 c. - http://www.iprbookshop.ru/75578

3. Дулыш, Л. И. Проектирование мультизональных систем кондиционирования воздуха в помещении : учебное пособие / Л. И. Дулыш, Е. Г. Савельев. — Новосибирск : Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), ЭБС АСВ, 2016. — 65 c. - http://www.iprbookshop.ru/68830

4. Самойлов, В. С. Вентиляция и кондиционирование / В. С. Самойлов, В. С. Левадный. — Москва : Аделант, 2009. — 240 c. - http://www.iprbookshop.ru/44055

5. Максимова, Н. А. Кондиционирование воздуха и холодоснабжение : практикум / Н. А. Максимова, А. Я. Орлова, Н. В. Колосова. — Макеевка : Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, ЭБС АСВ, 2019. — 90 c. - http://www.iprbookshop.ru/93860

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Семенов, Ю. В. Системы кондиционирования воздуха с поверхностными воздухоохладителями / Ю. В. Семенов. — Москва : Техносфера, 2014. — 272 c. - http://www.iprbookshop.ru/31878

2. Журнал "Холодильная техника и кондиционирование" - http://refrigeration.open-mechanics.com

3. Зеликов, В. В. Справочник инженера по отоплению, вентиляции и кондиционированию / В. В. Зеликов. — Москва : Инфра-Инженерия, 2013. — 624 c. - http://www.iprbookshop.ru/13551

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Журнал «Сантехника. Отопление. Кондиционирование» https://www.c-o-k.ru/

Некоммерческое Партнерство "Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике" https://www.abok.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

refrigeration.open-mechanics.com

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу, связанную с разработкой систем кондиционирования воздуха. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями на курсовую работу. Обучающийся выбирает одну из указанных в перечне тем курсовых работ, исходя из своих интересов, наличия соответствующих литературных и иных источников. В ходе выполнения курсовой работы преподаватель проводит консультации обучающегося. На заключительном этапе обучающийся оформляет пояснительную записку к курсовой работе и выполняет ее защиту в присутствии комиссии из преподавателей кафедры.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Кондиционирование воздуха»

по направлению подготовки 08.03.01 Строительство

 

Рабочая программа дисциплины «Кондиционирование воздуха» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 180 час. (5 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: Цель дисциплины: решение задач, возникающих при разработке, монтаже и эксплуатации систем кондиционирования воздуха; классификация систем кондиционирования воздуха по технологическим и конструктивным признакам, степени обеспеченности параметров внутренней среды.

Задачи дисциплины: сформировать общее представление о выборе целесообразных технологических схем обработки воздуха в системах кондиционирования воздуха с учетом особенностей обслуживаемых объектов и климатических условий районов постройки; научить студента проектировать и технико-экономически обосновывать выбор систем кондиционирования воздуха.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Кондиционирование воздуха» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.

 

04.06.2019 г.