Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭиВТ 

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Введение в специальность     

 




Направление подготовки

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

Профиль подготовки

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

108 / 3  

12  

12  

 

1,2  

0,25  

25,45  

82,55  

Зач.  

Итого

108 / 3  

12  

12  

 

1,2  

0,25  

25,45  

82,55  

 

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: - изучение современного состояния теоретических основ ВТ, основ новых информационных технологий; иметь представление о сетевых структурах обмена ин-формацией и их программного обеспечении; формирование у студентов понимания необходи-мости серьезного отношения к приобретению знаний по вышеперечисленным вопросам в об-ласти информатики и ВТ.

Задачи дисциплины:

изучение студентами таких вопросов как:

- вычислительная техника и её развитие;

- информация, её виды и свойства;

- кодирование информации, системы счисления в вычислительной технике;

- архитектура ЭВМ и микропроцессоров;

- программное обеспечение ЭВМ;

- языки и методы программирования.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.О.17))

Базируется на цикле естественнонаучных и математических дисциплин средней общеобразовательной школы, а также «Математике», «Физике», «Информатике», изучаемых в школе и в институте на первом курсе. Курс базируется на изучении дисциплин естественнонаучного, а также общепрофессионального блока учебного плана направления подготовки бакалавров.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности;.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

Знать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности.

Уметь выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение.

1

2

2

0

опрос

2

Вычислительная техника и история ее развития.

1

2

2

10

тест

3

Информация, кодирование информации

1

2

2

20

контрольная работа

4

Система счисления в ВТ, алгебра логики.

1

2

2

16,55

опрос

5

Архитектура ЭВМ и МП.

1

2

2

19,45

тест

6

Алгоритм и его свойства.Языки программирования. Программное обеспечение ЭВМ.

1

2

2

16,55

контрольная работа

Всего за  семестр

108

12

12

82,55

1,2

0,25

Зач.

Итого   

108

12

12

82,55

1,2

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Введение.

Лекция 1.

Введение. Вычислительная техника и история ее развития. Исторические сведения о создании вычислительной техники.Счетные машины, электронные вычислительные машины. Поколения ЭВМ (2 часа).

Раздел 2. Вычислительная техника и история ее развития.

Лекция 2.

Информация.Кодирование информации.Теорема Котельникова, дискретизация и квантование (2 часа).

Раздел 3. Информация, кодирование информации

Лекция 3.

Скорость передачи информации.Системы счисления в вычислительной технике. Алгебра логики. Языки программирования (2 часа).

Раздел 4. Система счисления в ВТ, алгебра логики.

Лекция 4.

Позиционная система счисления. Точность представления информации с помощью многоразрядных двоичных чисел. Основные логические операции. Переключательная функция (2 часа).

Раздел 5. Архитектура ЭВМ и МП.

Лекция 5.

Архитектура ЭВМ и микропроцессоров. Структура вычислительных машин. Структура микропроцессорных систем. Конфигурация современного компьютера. Процессор, память, периферия (2 часа).

Раздел 6. Алгоритм и его свойства.Языки программирования. Программное обеспечение ЭВМ.

Лекция 6.

Алгоритм и его свойства. Способы представления алгоритмов. Блок-схема алгоритма (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Введение.

Практическое занятие 1.

Вычислительная техника и история ее развития. Электроника и микроэлектроника (2 часа).

Раздел 2. Вычислительная техника и история ее развития.

Практическое занятие 2.

Информация, кодирование информации. Теорема Котельникова (2 часа).

Раздел 3. Информация, кодирование информации

Практическое занятие 3.

Система счисления в ВТ, алгебра логики (2 часа).

Раздел 4. Система счисления в ВТ, алгебра логики.

Практическое занятие 4.

Позиционная система счисления (2 часа).

Раздел 5. Архитектура ЭВМ и МП.

Практическое занятие 5.

Архитектура ЭВМ и МП (2 часа).

Раздел 6. Алгоритм и его свойства.Языки программирования. Программное обеспечение ЭВМ.

Практическое занятие 6.

Алгоритм и его свойства (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий доступны по ссылке: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=605

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Счетные машины, электронные вычислительные машины.

2. Кодирование информации. Теорема Котельникова, дискретизация и квантование.

3. Системы счисления в вычислительной технике.

4. Точность передачи информации с помощью многоразрядных двоичных чисел.

5. Структура микропроцессорных систем.

6. Блок-схема алгоритма.

7. Современные пакеты программ.

8. Информационные системы.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

1

108 / 3  

4  

4  

 

2  

0,5  

10,5  

93,75  

Зач.(3,75)  

Итого

108 / 3  

4  

4  

 

2  

0,5  

10,5  

93,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение.

1

2

2

32

Защита отчета, устный опрос, тест

2

Вычислительная техника и история ее развития.

1

2

2

32

Защита отчета, устный опрос, тест

3

Информация, кодирование информации

1

8

Устный опрос

4

Система счисления в ВТ, алгебра логики.

1

8

Устный опрос

5

Архитектура ЭВМ и МП.

1

8

Устный опрос

6

Алгоритм и его свойства.Языки программирования. Программное обеспечение ЭВМ.

1

5,75

Устный опрос

Всего за  семестр

108

4

4

+

93,75

2

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

108

4

4

93,75

2

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Введение.

Лекция 1.

Введение. Вычислительная техника и история ее развития. Исторические сведения о создании вычислительной техники.Счетные машины, электронные вычислительные машины. Поколения ЭВМ. Информация.Кодирование информации.Теорема Котельникова, дискретизация и квантование. Скорость передачи информации.Системы счисления в вычислительной технике. Алгебра логики. Языки программирования (2 часа).

Раздел 2. Вычислительная техника и история ее развития.

Лекция 2.

Позиционная система счисления. Точность представления информации с помощью многоразрядных двоичных чисел. Основные логические операции. Переключательная функция. Архитектура ЭВМ и микропроцессоров. Структура вычислительных машин. Структура микропроцессорных систем. Конфигурация современного компьютера. Процессор, память, периферия. Алгоритм и его свойства. Способы представления алгоритмов. Блок-схема алгоритма (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Введение.

Практическое занятие 1.

Информация, кодирование информации. Теорема Котельникова (2 часа).

Раздел 2. Вычислительная техника и история ее развития.

Практическое занятие 2.

Система счисления в ВТ, алгебра логики (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Счетные машины, электронные вычислительные машины.

2. Кодирование информации. Теорема Котельникова, дискретизация и квантование.

3. Системы счисления в вычислительной технике.

4. Точность передачи информации с помощью многоразрядных двоичных чисел.

5. Структура микропроцессорных систем.

6. Блок-схема алгоритма.

7. Современные пакеты программ.

8. Информационные системы.

9. Информация, кодирование информации.

10. Система счисления в ВТ, алгебра логики.

11. Архитектура ЭВМ и МП.

12. Алгоритм и его свойства.Языки программирования. Программное обеспечение ЭВМ.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Счетные машины, электронные вычислительные машины.

2. Кодирование информации. Теорема Котельникова, дискретизация и квантование.

3. Системы счисления в вычислительной технике.

4. Точность передачи информации с помощью многоразрядных двоичных чисел.

5. Структура микропроцессорных систем.

6. Блок-схема алгоритма.

7. Современные пакеты программ.

8. Информационные системы.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении лабораторных работ применяется имитационный или симуляционный подход. Шаги решения задач студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Введение в специальность

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Кропотов Ю.А. Вычислительная техника, микропроцессорные системы и программное обеспечение. История развития.- Муром:Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2013.- 117 с. - 50 экз.

2. Лузин В.И. Основы формирования, передачи и приема цифровой информации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лузин В.И., Никитин Н.П., Гадзиковский В.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2014.— 320 c. - http://www.iprbookshop.ru/26924 (дата обращения 26.11.2022)

3. Бурняшов Б.А. Меры защиты информации на уровне пользователя информационно-технологическими средствами [Электронный ресурс]: методические указания к самостоятельной работе студентов. Учебно-методическое пособие/ Бурняшов Б.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 55 c. - http://www.iprbookshop.ru/23077 (дата обращения 26.11.2022)

4. Душин В.К. Теоретические основы информационных процессов и систем [Электронный ресурс]: учебник/ Душин В.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 348 c. - http://www.iprbookshop.ru/24764 (дата обращения 26.11.2022)

5. Суханова, Н. В. Электроника и схемотехника. Практикум : учебное пособие / Н. В. Суханова. — Воронеж : Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2020. — 80 c. . - https://www.iprbookshop.ru/106457.html (дата обращения 26.11.2022)

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Кропотов Ю.А. Методы синтеза цифровой схемотехники / Ю.А.Кропотов.-Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2006.- 164 с.( Гриф Минобразования РФ) - 65 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

1. http://www.biblioclub.ru

2. http://ibooks.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в лекционной аудитории и компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу, направленную на изучением конкретных вопросов, связанных с вычислительной техникой, сетевыми технологиями, микропроцессорными системами, информационными процессами, с разработкой и программной реализацией алгоритмов обработки информации. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Введение в специальность»

по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника

 

Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: - изучение современного состояния теоретических основ ВТ, основ новых информационных технологий; иметь представление о сетевых структурах обмена ин-формацией и их программного обеспечении; формирование у студентов понимания необходи-мости серьезного отношения к приобретению знаний по вышеперечисленным вопросам в об-ласти информатики и ВТ.

Задачи дисциплины:

изучение студентами таких вопросов как:

- вычислительная техника и её развитие;

- информация, её виды и свойства;

- кодирование информации, системы счисления в вычислительной технике;

- архитектура ЭВМ и микропроцессоров;

- программное обеспечение ЭВМ;

- языки и методы программирования.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника.

 

04.06.2019 г.