Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     История     

 




Направление подготовки

11.03.01 Радиотехника

Профиль подготовки

Радиотехнические средства передачи, приема и обработки сигналов

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр










          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

Итого

0 / 0  

 

 

 

 

 

0  

 

 

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: 1) усвоение студентами систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса с акцентом на изучение истории России;

2) формирование у студентов собственной гражданской позиции на основе комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее места в мировой и европейской цивилизации;

3) выработка у студентов навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

1) знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

2) воспитание нравственности, морали, толерантности;

3) понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

4) способность работы с разноплановыми источниками;

5) способность на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

6) умение логически мыслить, вести научные дискуссии.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.О.01))

Дисциплина «История» обеспечивает формирование научных представлений о закономерностях и движущих силах исторического процесса, особенностях и месте России в этом процессе. Курс базируется на знаниях, полученных студентами в области социально-гуманитарных дисциплин средней общеобразовательной школы. На изучении дисциплины «История» базируется изучение курсов «Культурология», «Философия».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур.

воспринимать разнообразие общества в социально-историческом контексте.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 0 зачетных единиц, 0 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

Итого   

0

0

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

 

Методические указания для практических занятий приведены в:

История. Методические указания к семинарским занятиям для студентов очной формы обучения / Сост. И.В. Кузнецов.

Режим доступа https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=3320

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Методы и источники изучения истории.

2. Отечественная историография в прошлом и настоящем.

3. Деятельность первых русских князей.

4. Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика.

5. Борьба русского народа с немецко-шведскими и монгольскими завоевателями.

6. Внешняя политика России в XVI-XVII в.

7. Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевладения.

8. Крепостное право в России.

9. Эпоха дворцовых переворотов.

10. Внешняя политика России в XVIII в.

11. Внешняя политика России в первой половине XIX в.

12. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

13. Российский парламентаризм и политические партии России в начале XX в.

14. Формирование однопартийного политического режима в Советской России.

15. Культурная жизнь страны в 1920-е годы. Культурная революция и ее последствия.

16. Формирование тоталитарного государства. Политические репрессии.

17. Основные направления советской внешней политики в довоенный период.

18. Холодная война.

19. "Оттепель" и "застой" в культурной и духовной жизни СССР.

20. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Реформы и контрреформы местного самоуправления во второй половине XIX века.

2. Судебные реформы и контрреформы во второй половине XIX века.

3. К.П. Победоносцев – идеолог консерватизма в России.

4. Террор в революционном движении начала XX в. в России.

5. Русский либерализм в начале XX в.: кадеты и октябристы.

6. В.М. Чернов – лидер партии эсеров.

7. Консервативные партии в России в начале XX века.

8. Учредительное Собрание в России.

9. Возникновение российского парламентаризма в 1905-1906 гг.

10. Советская власть и крестьянство в период «военного коммунизма».

11. Гражданская война: трагедия казачества.

12. Национальная политика большевиков (1917-1921 гг).

13. Первая мировая война и русское общество .

14. Внешняя политика Советской России в 1917-21гг.

15. Советская Россия и Германия в 1917 – 1929 гг.

16. Политическая борьба в период НЭП.

17. Белое движение в гражданской войне.

18. Реабилитация жертв массовых репрессий в период «оттепели».

19. Массовые репрессии в СССР в тридцатые годы XX века.

20. Советская власть и крестьянство в период НЭП.

21. Советское государство и крестьянство в 30-е годы.

22. Современные проблемы изучения Великой Отечественной войны.

23. Советское общество в первые послевоенные годы (1946 – 1953 гг.).

24. Социально-экономическое развитие СССР в середине 50-х –начале 60-х гг.

25. Внешняя политика СССР в 60-х – середине 80-х гг.

26. Советское общество в 1965 – 1985 гг.

 

Методические указания к выполнению реферата размещены на ИОП

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=3320

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Переат-теста-ция

Форма

промежу-точного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

Итого

0 / 0  

4  

4  

 

2  

 

10,6  

88,75  

-108  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

История в системе научного знания

1

2

2

5

тестирование

2

Основные этапы и особенности исторического развития России

1

2

2

83,75

тестирование

Всего за  семестр

108

4

4

+

88,75

2

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

108

4

4

88,75

2

8,65

Итого с переаттестацией   

0

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. История в системе научного знания

Лекция 1.

История в системе научного знания (2 часа).

Раздел 2. Основные этапы и особенности исторического развития России

Лекция 2.

Основные этапы и особенности исторического развития России (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. История в системе научного знания

Практическое занятие 1.

История в системе научного знания (2 часа).

Раздел 2. Основные этапы и особенности исторического развития России

Практическое занятие 2.

Основные этапы и особенности исторического развития России (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Методы и источники изучения истории.

2. Отечественная историография в прошлом и настоящем.

3. Проблема этногенеза восточных славян.

4. Деятельность первых русских князей.

5. Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси.

6. Древняя Русь и кочевники.

7. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока.

8. Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика.

9. Борьба русского народа с немецко-шведскими и монгольскими завоевателями.

10. Русь, Орда и Литва. Литва как второй центр объединения русских земель.

11. Централизация и формирование национальной культуры.

12. Эпоха Возрождения и Реформации в Западной Европе. Проблема русского Возрождения.

13. Внешняя политика Ивана Грозного.

14. Внешняя политика России в XVII в. Присоединение Украины.

15. Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевладения.

16. Крепостное право в России.

17. Новые явления в русской культуре XVII в.

18. Внешняя политика Петра I. Северная война.

19. Эпоха дворцовых переворотов.

20. Внешняя политика России в правление Екатерины II.

21. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».

22. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.

23. Внешняя политика России в первой половине XIX в.

24. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

25. Аграрный вопрос во второй половине XIX- начале XX вв.

26. Российский парламентаризм и политические партии России в начале XX в.

27. I мировая война: предпосылки, ход, итоги. Участие России в войне.

28. Современные дискуссии об альтернативах развития России в 1917 г.

29. Формирование однопартийного политического режима в Советской России.

30. Культурная жизнь страны в 1920-е годы. Культурная революция и ее последствия.

31. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса.

32. Советская внешняя политика в межвоенный период. Современные споры о международном кризисе 1939–1941 гг.

33. Холодная война.

34. Формирование тоталитарного государства. Политические репрессии.

35. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития.

36. «Оттепель» в культурной и духовной жизни СССР.

37. Культурная и духовная жизнь в период «застоя».

38. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.

39. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР.

40. Беловежские соглашения. Конституционный кризис 1993 г.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Задания для контрольных работ содержатся в методических указаниях по выполнению контрольных работ по отечественной истории для студентов заочной формы обучения:История. Часть 2. Практикум для студентов всех образовательных программ / Кузнецов И.В. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (0,4 Мб). - Муром.: МИ ВлГУ, 2017.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

При проведении занятий используются следующие образовательные технологии:

1) участие студентов в дискуссиях и обсуждениях предложенных статей и вопросов;

2) работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения

3) анализ конкретных исторических ситуаций с использованием знаний, полученных из лекционного курса;

4) составление таблиц, презентаций, творческих отчетов, аннотаций по результатам самостоятельной работы студентов

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины История

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. История : учебное пособие / А.Б. Бирюкова [и др.].. — Самара : Самарский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2021. — 459 c. - https://www.iprbookshop.ru/122183.html

2. История Отечества : учебник / О. Д. Исхакова, Т. А. Крупа, С. С. Пай [и др.] ; под редакцией Е. П. Супруновой, Г. А. Трифоновой. — Саратов : Вузовское образование, 2020. — 777 c. - http://www.iprbookshop.ru/88497.html

3. История России : учебное пособие для вузов / И. И. Широкорад, В. А. Соломатин, Г. Н. Чарыгина [и др.] ; под редакцией И. И. Широкорад. — 2-е изд. — Москва, Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 496 c. - http://www.iprbookshop.ru/88166.html

4. Суслов, А. Б. История России (1917-1991) : учебник для вузов / А. Б. Суслов. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. — 299 c. - http://www.iprbookshop.ru/86348.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Бабаев, Г. А. История России : учебное пособие / Г. А. Бабаев, В. В. Иванушкина, Н. О. Трифонова. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 190 c. - http://www.iprbookshop.ru/80987.html

2. Бузанова, Н. А. История России в схемах и таблицах : учебное пособие / Н. А. Бузанова. — Тамбов : Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2019. — 113 c - https://www.iprbookshop.ru/109775.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Электронная библиотека Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

Образовательный портал "Хронос" http://www.hrono.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: - знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; - уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; - ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель практических занятий - углубить знания, полученные в обобщенной форме на лекциях, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают культуру научного мышления и навыки устного выступления, умение грамотно выражать собственные мысли и вести научную дискуссию. Другой задачей практических занятий является проверка и оценка знаний студентов. Основной формой работы студентов на практических занятиях являются учебные доклады, которые позволяют студентам продемонстрировать свои знания и умение систематизировать и излагать информацию, содержащуюся в учебных и научных изданиях.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Реферат по истории является одной из форм изучения дисциплины. Он способствует углубленному усвоению курса, формированию и развитию исследовательских навыков. Реферат выполняется в письменном виде. Базой для его написания служат государственные и правовые документы, научная, учебная и справочная литература, периодика. Характер работы требует от студента осмысления материала источников, умения применять при анализе событий и явлений знания, полученные в процессе изучения курса, самостоятельно разбираться в сущности исторических процессов. Студент также должен уметь делать выводы и обобщения, грамотно излагать изученную тему, правильно оформлять научно-справочный аппарат. Студенты выбирают тему реферата из списка тем, предложенных преподавателем. Рекомендуемый объем реферата - 15-20 листов формата А4. Реферат выполняется студентом в течение семестра и сдается на проверку преподавателю. Основным критериями оценки являются полнота раскрытия темы, самостоятельность, соответствие требованиям к содержанию и оформлению научной работы. В случае серьезных недостатков реферат может быть возвращен студенту для исправления замечаний.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«История »

по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника

 

Рабочая программа дисциплины «История » составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: 1) усвоение студентами систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса с акцентом на изучение истории России;

2) формирование у студентов собственной гражданской позиции на основе комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее места в мировой и европейской цивилизации;

3) выработка у студентов навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

1) знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

2) воспитание нравственности, морали, толерантности;

3) понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

4) способность работы с разноплановыми источниками;

5) способность на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

6) умение логически мыслить, вести научные дискуссии.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «История » рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника.

 

04.06.2019 г.