Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Владимирский государственный
университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(МИ ВлГУ)
Кафедра
СГПД
« 04   » 06   2019 г.
Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ
История
Направление подготовки |
11.03.01 Радиотехника |
Профиль подготовки |
Радиотехнические средства передачи, приема и обработки сигналов |
Квалификация (степень)выпускника |
бакалавр |
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежу-точного контр. (экз., зач., зач. с оц.) |
Итого |
0 / 0 |
|
|
|
|
|
0 |
|
|
Муром,
2019 г.
1. Цель освоения дисциплины
Цель дисциплины: 1) усвоение студентами систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса с акцентом на изучение истории России; 2) формирование у студентов собственной гражданской позиции на основе комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее места в мировой и европейской цивилизации; 3) выработка у студентов навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности: 1) знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества; 2) воспитание нравственности, морали, толерантности; 3) понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса; 4) способность работы с разноплановыми источниками; 5) способность на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; 6) умение логически мыслить, вести научные дискуссии.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.О.01))
Дисциплина «История» обеспечивает формирование научных представлений о закономерностях и движущих силах исторического процесса, особенностях и месте России в этом процессе. Курс базируется на знаниях, полученных студентами в области социально-гуманитарных дисциплин средней общеобразовательной школы. На изучении дисциплины «История» базируется изучение курсов «Культурология», «Философия».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:
закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур.
воспринимать разнообразие общества в социально-историческом контексте.
4. Структура и
содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет
0 зачетных единиц,
0 часов.
4.1. Форма обучения: очная
Уровень базового образования:
среднее общее.
Срок обучения 4г.
4.1.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.2. Содержание дисциплины
4.1.2.1. Перечень лекций
4.1.2.2.
Перечень практических занятий
Методические указания для практических занятий приведены в: История. Методические указания к семинарским занятиям для студентов очной формы обучения / Сост. И.В. Кузнецов. Режим доступа https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=3320
4.1.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.1.2.4. Перечень
учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Методы и источники изучения истории.
2. Отечественная историография в прошлом и настоящем.
3. Деятельность первых русских князей.
4. Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика.
5. Борьба русского народа с немецко-шведскими и монгольскими завоевателями.
6. Внешняя политика России в XVI-XVII в.
7. Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевладения.
8. Крепостное право в России.
9. Эпоха дворцовых переворотов.
10. Внешняя политика России в XVIII в.
11. Внешняя политика России в первой половине XIX в.
12. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.
13. Российский парламентаризм и политические партии России в начале XX в.
14. Формирование однопартийного политического режима в Советской России.
15. Культурная жизнь страны в 1920-е годы. Культурная революция и ее последствия.
16. Формирование тоталитарного государства. Политические репрессии.
17. Основные направления советской внешней политики в довоенный период.
18. Холодная война.
19. "Оттепель" и "застой" в культурной и духовной жизни СССР.
20. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
4.1.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
1. Реформы и контрреформы местного самоуправления во второй половине XIX века.
2. Судебные реформы и контрреформы во второй половине XIX века.
3. К.П. Победоносцев – идеолог консерватизма в России.
4. Террор в революционном движении начала XX в. в России.
5. Русский либерализм в начале XX в.: кадеты и октябристы.
6. В.М. Чернов – лидер партии эсеров.
7. Консервативные партии в России в начале XX века.
8. Учредительное Собрание в России.
9. Возникновение российского парламентаризма в 1905-1906 гг.
10. Советская власть и крестьянство в период «военного коммунизма».
11. Гражданская война: трагедия казачества.
12. Национальная политика большевиков (1917-1921 гг).
13. Первая мировая война и русское общество .
14. Внешняя политика Советской России в 1917-21гг.
15. Советская Россия и Германия в 1917 – 1929 гг.
16. Политическая борьба в период НЭП.
17. Белое движение в гражданской войне.
18. Реабилитация жертв массовых репрессий в период «оттепели».
19. Массовые репрессии в СССР в тридцатые годы XX века.
20. Советская власть и крестьянство в период НЭП.
21. Советское государство и крестьянство в 30-е годы.
22. Современные проблемы изучения Великой Отечественной войны.
23. Советское общество в первые послевоенные годы (1946 – 1953 гг.).
24. Социально-экономическое развитие СССР в середине 50-х –начале 60-х гг.
25. Внешняя политика СССР в 60-х – середине 80-х гг.
26. Советское общество в 1965 – 1985 гг.
Методические указания к выполнению реферата размещены на ИОП https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=3320
4.1.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
4.
2.
Форма обучения: заочная
Уровень базового образования: среднее профессиональное.
Срок обучения 3г 6м.
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Переат-теста-ция |
Форма промежу-точного контроля (экз., зач., зач. с оц.) |
Итого |
0 / 0 |
4 |
4 |
|
2 |
|
10,6 |
88,75 |
-108 |
8,65 |
4.2.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежу-точной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого с переаттестацией |
|
4.2.2. Содержание
дисциплины
4.2.2.1.
Перечень лекций
Семестр 1
Раздел 1. История в системе научного знания
Лекция 1.
История в системе научного знания (2 часа).
Раздел 2. Основные этапы и особенности исторического развития России
Лекция 2.
Основные этапы и особенности исторического развития России (2 часа).
4.2.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 1
Раздел 1. История в системе научного знания
Практическое занятие 1.
История в системе научного знания (2 часа).
Раздел 2. Основные этапы и особенности исторического развития России
Практическое занятие 2.
Основные этапы и особенности исторического развития России (2 часа).
4.2.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Методы и источники изучения истории.
2. Отечественная историография в прошлом и настоящем.
3. Проблема этногенеза восточных славян.
4. Деятельность первых русских князей.
5. Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси.
6. Древняя Русь и кочевники.
7. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока.
8. Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика.
9. Борьба русского народа с немецко-шведскими и монгольскими завоевателями.
10. Русь, Орда и Литва. Литва как второй центр объединения русских земель.
11. Централизация и формирование национальной культуры.
12. Эпоха Возрождения и Реформации в Западной Европе. Проблема русского Возрождения.
13. Внешняя политика Ивана Грозного.
14. Внешняя политика России в XVII в. Присоединение Украины.
15. Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевладения.
16. Крепостное право в России.
17. Новые явления в русской культуре XVII в.
18. Внешняя политика Петра I. Северная война.
19. Эпоха дворцовых переворотов.
20. Внешняя политика России в правление Екатерины II.
21. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».
22. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.
23. Внешняя политика России в первой половине XIX в.
24. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.
25. Аграрный вопрос во второй половине XIX- начале XX вв.
26. Российский парламентаризм и политические партии России в начале XX в.
27. I мировая война: предпосылки, ход, итоги. Участие России в войне.
28. Современные дискуссии об альтернативах развития России в 1917 г.
29. Формирование однопартийного политического режима в Советской России.
30. Культурная жизнь страны в 1920-е годы. Культурная революция и ее последствия.
31. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса.
32. Советская внешняя политика в межвоенный период. Современные споры о международном кризисе 1939–1941 гг.
33. Холодная война.
34. Формирование тоталитарного государства. Политические репрессии.
35. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития.
36. «Оттепель» в культурной и духовной жизни СССР.
37. Культурная и духовная жизнь в период «застоя».
38. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.
39. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР.
40. Беловежские соглашения. Конституционный кризис 1993 г.
4.2.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
1. Задания для контрольных работ содержатся в методических указаниях по выполнению контрольных работ по отечественной истории для студентов заочной формы обучения:История. Часть 2. Практикум для студентов всех образовательных программ / Кузнецов И.В. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (0,4 Мб). - Муром.: МИ ВлГУ, 2017.
4.2.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
5. Образовательные технологии
При проведении занятий используются следующие образовательные технологии: 1) участие студентов в дискуссиях и обсуждениях предложенных статей и вопросов; 2) работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения 3) анализ конкретных исторических ситуаций с использованием знаний, полученных из лекционного курса; 4) составление таблиц, презентаций, творческих отчетов, аннотаций по результатам самостоятельной работы студентов
6. Оценочные
средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по
итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов.
Фонды оценочных средств приведены в приложении.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины История
7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине
1. История : учебное пособие / А.Б. Бирюкова [и др.].. — Самара : Самарский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2021. — 459 c.
- https://www.iprbookshop.ru/122183.html
2. История Отечества : учебник / О. Д. Исхакова, Т. А. Крупа, С. С. Пай [и др.] ; под редакцией Е. П. Супруновой, Г. А. Трифоновой. — Саратов : Вузовское образование, 2020. — 777 c.
- http://www.iprbookshop.ru/88497.html
3. История России : учебное пособие для вузов / И. И. Широкорад, В. А. Соломатин, Г. Н. Чарыгина [и др.] ; под редакцией И. И. Широкорад. — 2-е изд. — Москва, Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 496 c.
- http://www.iprbookshop.ru/88166.html
4. Суслов, А. Б. История России (1917-1991) : учебник для вузов / А. Б. Суслов. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. — 299 c. - http://www.iprbookshop.ru/86348.html
7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине
1.
Бабаев, Г. А. История России : учебное пособие / Г. А. Бабаев, В. В. Иванушкина, Н. О. Трифонова. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 190 c.
- http://www.iprbookshop.ru/80987.html
2.
Бузанова, Н. А. История России в схемах и таблицах : учебное пособие / Н. А. Бузанова. — Тамбов : Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2019. — 113 c
- https://www.iprbookshop.ru/109775.html
7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:
- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;
- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;
- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.
Информационные справочные системы:
Электронная библиотека Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Образовательный портал "Хронос" http://www.hrono.ru/
Программное обеспечение:
не предусмотрено
7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
iprbookshop.ru
8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
9. Методические указания по освоению дисциплины
Для успешного освоения теоретического материала обучающийся:
- знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы;
- уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение;
- ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.
Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель практических занятий - углубить знания, полученные в обобщенной форме на лекциях, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают культуру научного мышления и навыки устного выступления, умение грамотно выражать собственные мысли и вести научную дискуссию. Другой задачей практических занятий является проверка и оценка знаний студентов.
Основной формой работы студентов на практических занятиях являются учебные доклады, которые позволяют студентам продемонстрировать свои знания и умение систематизировать и излагать информацию, содержащуюся в учебных и научных изданиях.
Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
Реферат по истории является одной из форм изучения дисциплины. Он способствует углубленному усвоению курса, формированию и развитию исследовательских навыков.
Реферат выполняется в письменном виде. Базой для его написания служат государственные и правовые документы, научная, учебная и справочная литература, периодика. Характер работы требует от студента осмысления материала источников, умения применять при анализе событий и явлений знания, полученные в процессе изучения курса, самостоятельно разбираться в сущности исторических процессов. Студент также должен уметь делать выводы и обобщения, грамотно излагать изученную тему, правильно оформлять научно-справочный аппарат.
Студенты выбирают тему реферата из списка тем, предложенных преподавателем. Рекомендуемый объем реферата - 15-20 листов формата А4.
Реферат выполняется студентом в течение семестра и сдается на проверку преподавателю. Основным критериями оценки являются полнота раскрытия темы, самостоятельность, соответствие требованиям к содержанию и оформлению научной работы. В случае серьезных недостатков реферат может быть возвращен студенту для исправления замечаний.
Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую
программу дисциплины
«История »
по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника
Рабочая программа дисциплины «История » составлена в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника.
На изучение данного курса по учебному плану отводится
108 час. (3 ЗЕТ).
Формой итогового контроля изучения дисциплины является
экзамен .
Цель дисциплины: 1) усвоение студентами систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса с акцентом на изучение истории России; 2) формирование у студентов собственной гражданской позиции на основе комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее места в мировой и европейской цивилизации; 3) выработка у студентов навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности: 1) знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества; 2) воспитание нравственности, морали, толерантности; 3) понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса; 4) способность работы с разноплановыми источниками; 5) способность на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; 6) умение логически мыслить, вести научные дискуссии.
Содержание занятий соответствуют требованиям
образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной
работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.
Освоение дисциплины позволит студентам приобрести
теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей
практической деятельности.
Предлагаемые фонды оценочных средств
для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает
содержание курса и соответствуют ФГОС.
Перечень учебно-методической литературы достаточен для
изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.
Рабочая программа дисциплины «История » рекомендуется для использования
в учебном процессе по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника.
04.06.2019 г.