Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  РТ 

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Радиопередающие устройства     

 




Направление подготовки

11.03.01 Радиотехника

Профиль подготовки

Радиотехнические средства передачи, приема и обработки сигналов

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

6

252 / 7  

32  

24  

24  

5,2  

2,35  

87,55  

137,8  

Экз.(26,65)  

Итого

252 / 7  

32  

24  

24  

5,2  

2,35  

87,55  

137,8  

26,65  

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: изучение принципов действия и владение методами расчета основных устройств, предназначенных для генерирования, усиления и управления радиочастотными колебаниями в различных диапазонах волн.

Основными задачами изучения дисциплины является освоение: основ теории формирования колебаний и сигналов; методов и путей оптимального управления устройствами генерирования и формирования сигналов; способов повышения эффективности работы устройств формирования колебаний и сигналов; методов повышения качества формируемых колебаний и передаваемых сигналов.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.02))

Дисциплина "Радиопередающие устройства" базируется на дисциплинах "Радиотехнические цепи и сигналы", "Схемотехника аналоговых электронных устройств", "Цифровые устройства и микропроцессоры". На дисциплине "Радиопередающие устройства" базируется изучение таких дисциплин как "Радиоприемные устройства", "Устройства сверхвысоких частот и антенны", "Основы конструирования и технологии производства электронных средств", "Электромагнитная совместимость радиосистем".

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен выполнять расчет и проектирование деталей, узлов и устройств радиотехнических систем в соответствии с техническим заданием с использованием средств автоматизации проектирования.

ПК-3 Способен осуществлять контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

знать назначение, технические характеристики и методы построения радиопередающих устройств.

знать основы схемотехники узлов радиопередающих устройств.

знать назначение, технические характеристики, конструктивные особенности, принципы работы и правила эксплуатации радиопередающих устройств.

знать методическую и нормативную базу в области разработки и проектирования радиопередающих устройств.

уметь формулировать цели и задачи проектирования радиопередающих устройств.

уметь выполнять оценочные расчеты узлов радиопередающих устройств, в том числе с использованием средств автоматизации проектирования.

уметь читать принципиальные электрические схемы радиопередающих устройств.

уметь выбирать оптимальные проектные решения на всех этапах разработки радиопередающих устройств.

уметь разрабатывать и оформлять проектно-конструкторскую документацию в соответствии с действующими нормативными документами.

владеть методами разработки эскизного проекта, включающего выбор структурной схемы и расчет необходимых показателей радиопередающего устройства.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Классификация, основные параметры и структурные схемы радиопередающих устройств

6

4

4

8

Устный опрос, выполнение и защита курсовой работы

2

Генераторы с внешним возбуждением и умножители частоты

6

10

6

4

62

Устный опрос, выполнение и защита лабораторной работы, выполнение и защита курсовой работы

3

Автогенераторы. Стабилизация дискретного множества частот

6

6

4

8

13

Устный опрос, выполнение и защита лабораторной работы, выполнение и защита курсовой работы

4

Виды модуляции. Высокочастотные устройства формирования радиосигналов

6

6

4

8

28

Устный опрос, выполнение и защита лабораторной работы, выполнение и защита курсовой работы

5

Радиопередающие устройства различного назначения. Регулировка и испытание радиопередающих устройств

6

6

6

4

26,8

Выполнение и защита лабораторной работы, выполнение и защита курсовой работы

Всего за  семестр

252

32

24

24

137,8

+

5,2

2,35

Экз.(26,65)

Итого   

252

32

24

24

137,8

5,2

2,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Классификация, основные параметры и структурные схемы радиопередающих устройств

Лекция 1.

Введение. Классификация, каскады, блоки и структурные схемы радиопередающих устройств (2 часа).

Лекция 2.

Основные параметры радиопередающих устройств и проблема электромагнитной совместимости (2 часа).

Раздел 2. Генераторы с внешним возбуждением и умножители частоты

Лекция 3.

Обобщенная схема и основные характеристики генератора с внешним возбуждением (ГВВ) (2 часа).

Лекция 4.

Принципы функционирования, схемы и методы расчета ламповых и транзисторных ГВВ (2 часа).

Лекция 5.

Входные и выходные согласующие цепи узкополосных и широкополосных ГВВ (2 часа).

Лекция 6.

Полупроводниковые умножители частоты (2 часа).

Лекция 7.

Сложение мощностей сигналов ГВВ (2 часа).

Раздел 3. Автогенераторы. Стабилизация дискретного множества частот

Лекция 8.

Назначение, классификация и принцип действия автогенераторов. Стабилизация частоты автогенераторов. Кварцевые автогенераторы (2 часа).

Лекция 9.

Назначение, классификация и параметры синтезаторов частот (2 часа).

Лекция 10.

Синтезаторы частот на основе систем автоматической подстройки частоты. Цифровые синтезаторы частот (2 часа).

Раздел 4. Виды модуляции. Высокочастотные устройства формирования радиосигналов

Лекция 11.

Амплитудная модуляция. Виды и способы реализации амплитудной модуляции. Однополосная модуляция. Импульсная модуляция. Классификация и схемы импульсных модуляторов (2 часа).

Лекция 12.

Угловая модуляция. Частотная и фазовая модуляция аналоговых сообщений. Стабилизация частоты несущей и синхронизация при угловой модуляции (2 часа).

Лекция 13.

Частотная и фазовая модуляция дискретных сообщений (2 часа).

Раздел 5. Радиопередающие устройства различного назначения. Регулировка и испытание радиопередающих устройств

Лекция 14.

Радиовещательные и телевизионные радиопередатчики. Радиопередающие устройства наземных радиотехнических систем (2 часа).

Лекция 15.

Радиопередающие устройства радиолокационных систем. Радиопередающие устройства сотовых систем радиосвязи (2 часа).

Лекция 16.

Измерение параметров, регулировка и испытание радиопередающих устройств (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 6

Раздел 1. Классификация, основные параметры и структурные схемы радиопередающих устройств

Практическое занятие 1.

Составление и расчет структурной схемы радиопередающего устройства с амплитудной и импульсной модуляцией (2 часа).

Практическое занятие 2.

Составление и расчет структурной схемы радиопередающего устройства с угловой модуляцией (2 часа).

Раздел 2. Генераторы с внешним возбуждением и умножители частоты

Практическое занятие 3.

Порядок расчета транзисторного усилителя мощности на биполярном транзисторе по схеме с общим эмиттером и общей базой (2 часа).

Практическое занятие 4.

Расчет цепей согласования генератора с внешним возбуждением (2 часа).

Практическое занятие 5.

Расчет транзисторного умножителя частоты (2 часа).

Раздел 3. Автогенераторы. Стабилизация дискретного множества частот

Практическое занятие 6.

Расчет кварцевого автогенератора (2 часа).

Раздел 4. Виды модуляции. Высокочастотные устройства формирования радиосигналов

Практическое занятие 7.

Расчет автогенератора с частотным модулятором (2 часа).

Раздел 5. Автогенераторы. Стабилизация дискретного множества частот

Практическое занятие 8.

Расчет цифрового синтезатора частот на основе системы фазовой автоподстройки частоты (2 часа).

Раздел 6. Виды модуляции. Высокочастотные устройства формирования радиосигналов

Практическое занятие 9.

Расчет генератора, управляемого напряжением (2 часа).

Раздел 7. Радиопередающие устройства различного назначения. Регулировка и испытание радиопередающих устройств

Практическое занятие 10.

Основы проектирования диапазонных передатчиков. Разбивка и выбор поддиапазонов (2 часа).

Практическое занятие 11.

Организация системы электропитания радиопередающих устройств (2 часа).

Практическое занятие 12.

Особенности конструктивного исполнения узлов радиопередающих устройств (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены на ресурсе: https://www.mivlgu.ru/iop/mod/folder/view.php?id=3553

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 6

Раздел 1. Генераторы с внешним возбуждением и умножители частоты

Лабораторная 1.

Исследование генераторов с внешним возбуждением и умножителей частоты (4 часа).

Раздел 2. Автогенераторы. Стабилизация дискретного множества частот

Лабораторная 2.

Исследование радиочастотных автогенераторов (4 часа).

Раздел 3. Виды модуляции. Высокочастотные устройства формирования радиосигналов

Лабораторная 3.

Изучение методов и исследование устройств формирования двухполосного и однополосного сигналов (4 часа).

Лабораторная 4.

Изучение методов и исследование устройств формирования сигналов с угловой модуляцией (4 часа).

Раздел 4. Автогенераторы. Стабилизация дискретного множества частот

Лабораторная 5.

Изучение методов синтеза частот и исследование устройств формирования сетки стабильных частот (4 часа).

Раздел 5. Радиопередающие устройства различного назначения. Регулировка и испытание радиопередающих устройств

Лабораторная 6.

Исследование радиопередающих устройств низовой связи на основе синтезатора частот (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены на ресурсе: https://www.mivlgu.ru/iop/mod/folder/view.php?id=3554

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Модулированные радиосигналы и их характеристики; назначение и области применения устройств генерирования и формирования радиосигналов; основные этапы развития; основные требования, предъявляемые к устройствам формирования радиосигналов (энергетические по-казатели, характеристики электромагнитной совместимости, качественные показатели).

2. Структурная схема ГВВ. Баланс мощностей в ГВВ. Типы и области применения различных усилительных элементов; статистические характеристики усилительных элементов и их аппроксимация.

3. Режимы работы усилительных элементов. Нагрузочные характеристики ГВВ. Цепи согласования с нагрузкой. Особенности работы на комплексную нагрузку.

4. Основы инженерного расчета и автоматизации проектирования ГВВ.

5. Эквивалентная схема биполярного и полевого транзистора; зависимость и энергетических показателей транзисторного генератора от частоты.

6. Влияние питающих напряжений на режим ГВВ; основы инженерного расчета транзисторных ГВВ с учетом инерционных явлений; особенности использования ЭВМ при проектировании транзисторных ГВВ.

7. Выходные цепи ГВВ, согласование генератора с нагрузкой.

8. Фильтрация высших гармоник. Схемы входных цепей ГВВ.

9. Сложение мощностей усилительных элементов и ГВВ. Параллельное включение усилительных элементов и двухтактные схемы; схемы сложения мощности произвольного числа генераторов; мостовые схемы сложения мощностей; блочно-модульный принцип мощных широкополосных транзисторных усилителей; схемы сложения мощностей гене-раторов в пространстве.

10. Широкополосные усилители мощности: основные ограничения на широкополосные свойства ламповых и транзисторных усилителей; схемы широкополосных усилителей: корректированные усилители, усилители с распределенным усилением, усилители с раз-дельным усилением в смежных полосах диапазона.

11. Широкополосные усилители мощности на ферритовых трансформаторах; особенности работы широкополосных усилителей на комплексную нагрузку; фильтрация высших гармоник в широкополосных усилителях.

12. Ключевые режимы работы ГВВ: энергетические показатели генераторов в ключевых режимах.

13. Схемы автогенераторов. Одноконтурные и многоконтурные схемы автогенераторов.

14. Схемы кварцевых автогенераторов и особенности их расчета.

15. Синтезаторы частоты с прямым и косвенным методом синтеза.

16. Схемы для модуляции смещением, анодная и коллекторная модуляции. Статические модуляционные характеристики.

17. Усиление модулированных колебаний. Искажения при амплитудной модуляции.

18. Основные методы и схемы осуществления фазовой модуляции; прямые и косвенные методы частотные модуляции, схемы осуществления и их сравнительные характеристики.

19. Методы формирования сложных ФМ и ЧМ сигналов (линейная частотная модуляция, шумоподобные сигналы).

20. Однополосная модуляция. Методы формирования однополосного сигнала.

21. Основные элементы устройств формирования однополосного сигнала; усиление сигналов с одной боковой полосой (ОБП).

22. Передача дискретной модуляции: амплитудная манипуляция; частотная и фазовая манипуляции, относительная фазовая телеграфия, основные характеристики, методы осуществления; преобразование сигналов при дискретных видах модуляции.

23. Возбудители радиопередатчиков: основные требования к возбудителям радиопередатчиков; особенности формирования радиосигналов в возбудителях; возбудители с синтеза-торами частоты.

24. Классификация связных и телеметрических радиопередатчиков. Модуляционные устройства передатчиков. Автоматическое управление радиопередающим устройствам.

25. Радиопередающие комплексы систем связи.

26. Телевизионные радиопередатчики, ретрансляторы: структурные схемы телевизионных передатчиков изображения и звукового сопровождения; особенности осуществления модуляции; наземные и космические ретрансляторы.

27. Устройства формирования радиолокационных и радионавигационных систем.

28. Паразитные колебания в передатчиках (виды и причины возникновения паразитных колебаний; паразитное самовозбуждение за счет обратной связи; возникновение паразитных колебаний за счет параметрических эффектов.

29. Особенности ламповых и транзисторных генераторов СВЧ: особенности колебательных систем генераторов СВЧ; конструкция и особенности расчета генераторов на коаксиальных, полосковых и микрополосковых линиях.

30. Широкополосные усилители СВЧ.

31. Генераторы СВЧ колебаний на лавинно-пролетных диодах (ЛПД) и диодах Ганна.

32. Клистронные генераторы.

33. Генераторы на лампах бегущей волны (ЛБВ): конструкции, области применения и основные характеристики ЛБВ. ЛБВ типа «О» и типа «М»; энергетические соотношения для ЛБВ типа «О»; регулировочные характеристики усилителей на ЛБВ; модуляции в ЛБВ.

34. Генераторы на приборах магнетронного типа.

35. Элементы устройств формирования оптического диапазона волн.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Радиовещательный передатчик.

2. Связной КВ передатчик малой мощности.

3. Связной передатчик средней мощности.

4. УКВ передатчик для служебной связи.

5. Передатчик автомобильной радиостанции.

6. Передатчик базовой станции.

7. Передатчик радиотелефона.

8. Передатчик мобильной РЛС.

9. Передатчик мобильной РЛС дежурного режима.

10. Передатчик РЛС секторного обзора.

11. Передатчик двухкоординатной корабельной РЛС.

12. Передатчик автоматизированного радиолокационного комплекса.

13. Передатчик передатчика вторичного радиолокатора.

14. Передатчик бортового радара.

15. Передатчик РЛС дальнего обнаружения.

16. Передатчик вторичного радара управления воздушным движением.

 

Методические указания к курсовому проектированию приведены на ресурсе: https://www.mivlgu.ru/iop/mod/folder/view.php?id=3555

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Переат-теста-ция

Форма

промежу-точного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

6

252 / 7  

4  

4  

8  

2  

2,35  

20,35  

151  

72  

Экз.(8,65)  

Итого

252 / 7  

4  

4  

8  

2  

2,35  

20,35  

151  

72  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Классификация и основные параметры радиопередающих устройств. Высокочастотные устройства генерирования радиосигналов

6

2

2

4

101

Устный опрос, выполнение и защита лабораторной работы, выполнение и защита курсовой работы

2

Высокочастотные устройства формирования радиосигналов. Радиопередающие устройства различного назначения. Регулировка и испытание радиопередающих устройств

6

2

2

4

50

Устный опрос, выполнение и защита лабораторной работы, выполнение и защита курсовой работы

Всего за  семестр

180

4

4

8

151

+

2

2,35

Экз.(8,65)

Итого   

180

4

4

8

151

2

2,35

8,65

Итого с переаттестацией   

252

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Классификация и основные параметры радиопередающих устройств. Высокочастотные устройства генерирования радиосигналов

Лекция 1.

Генераторы с внешним возбуждением и умножители частоты. Автогенераторы. Стабилизация дискретного множества частот. Цифровые синтезаторы частот (2 часа).

Раздел 2. Высокочастотные устройства формирования радиосигналов. Радиопередающие устройства различного назначения. Регулировка и испытание радиопередающих устройств

Лекция 2.

Виды модуляции. Способы реализации различных видов модуляции. Радиопередающие устройства различного назначения. Регулировка и испытание радиопередающих устройств (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 6

Раздел 1. Высокочастотные устройства формирования радиосигналов. Радиопередающие устройства различного назначения. Регулировка и испытание радиопередающих устройств

Практическое занятие 1.

Составление и расчет структурной схемы радиопередающего устройства с угловой модуляцией (2 часа).

Раздел 2. Классификация и основные параметры радиопередающих устройств. Высокочастотные устройства генерирования радиосигналов

Практическое занятие 2.

Расчет цифрового синтезатора частот на основе системы фазовой автоподстройки частоты (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 6

Раздел 1. Классификация и основные параметры радиопередающих устройств. Высокочастотные устройства генерирования радиосигналов

Лабораторная 1.

Изучение методов синтеза частот и исследование устройств формирования сетки стабильных частот (4 часа).

Раздел 2. Высокочастотные устройства формирования радиосигналов. Радиопередающие устройства различного назначения. Регулировка и испытание радиопередающих устройств

Лабораторная 2.

Исследование радиопередающих устройств низовой связи (4 часа).

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Основные параметры радиопередающих устройств и проблема электромагнитной совместимости.

2. Модулированные радиосигналы и их характеристики; назначение и области применения устройств генерирования и формирования радиосигналов; основные этапы развития; ос-новные требования, предъявляемые к устройствам формирования радиосигналов (энерге-тиче-ские по-казатели, характеристики электромагнитной совместимости, качественные показате-ли).

3. Структурная схема ГВВ. Баланс мощностей в ГВВ.

4. Типы и области применения различных усилительных элементов; статистические характеристики усилительных элементов и их аппроксимация.

5. Принципы функционирования, схемы и методы расчета ламповых ГВВ.

6. Режимы работы усилительных элементов. Нагрузочные характеристики ГВВ.

7. Цепи согласования с нагрузкой. Особенности работы на комплексную нагрузку.

8. Основы инженерного расчета и автоматизации проектирования ГВВ.

9. Эквивалентная схема биполярного и полевого транзистора; зависимость и энергетических показателей транзисторного генератора от частоты.

10. Влияние питающих напряжений на режим ГВВ; основы инженерного расчета транзисторных ГВВ с учетом инерционных явлений; особенности использования ЭВМ при проектировании транзисторных ГВВ.

11. Выходные цепи ГВВ, согласование генератора с нагрузкой.

12. Фильтрация высших гармоник. Схемы входных цепей ГВВ.

13. Полупроводниковые умножители частоты.

14. Сложение мощностей усилительных элементов и ГВВ. Параллельное включение усилительных элементов и двухтактные схемы.

15. Схемы сложения мощности произвольного числа генераторов.

16. Мостовые схемы сложения мощностей; блочно-модульный принцип мощных широкополосных транзисторных усилителей.

17. Схемы сложения мощностей генераторов в пространстве.

18. Широкополосные усилители мощности: основные ограничения на широкополосные свойства ламповых и транзисторных усилителей.

19. Схемы широкополосных усилителей: корректированные усилители, усилители с распределенным усилением, усилители с раздельным усилением в смежных полосах диапазона.

20. Широкополосные усилители мощности на ферритовых трансформаторах; особенности работы широкополосных усилителей на комплексную нагрузку; фильтрация высших гармоник в широкополосных усилителях.

21. Ключевые режимы работы ГВВ: энергетические показатели генераторов в ключевых режимах.

22. Схемы автогенераторов. Одноконтурные и многоконтурные схемы автогенераторов.

23. Схемы кварцевых автогенераторов и особенности их расчета.

24. Синтезаторы частоты с прямым методом синтеза. Цифровые синтезаторы частоты.

25. Синтезаторы частоты с косвенным методом синтеза.

26. Схемы для модуляции смещением, анодная и коллекторная модуляции. Статические модуляционные характеристики.

27. Усиление модулированных колебаний. Искажения при амплитудной модуляции.

28. Основные методы и схемы осуществления фазовой модуляции; прямые и косвенные методы частотные модуляции, схемы осуществления и их сравнительные характеристики.

29. Методы формирования сложных ФМ и ЧМ сигналов (линейная частотная модуляция, шумоподобные сигналы).

30. Однополосная модуляция. Методы формирования однополосного сигнала.

31. Основные элементы устройств формирования однополосного сигнала; усиление сигналов с одной боковой полосой (ОБП).

32. Передача дискретной модуляции: амплитудная манипуляция; частотная и фазовая манипуляции, относительная фазовая телеграфия, основные характеристики, методы осуществления; преобразование сигналов при дискретных видах модуляции.

33. Возбудители радиопередатчиков: основные требования к возбудителям радиопередатчиков; особенности формирования радиосигналов в возбудителях; возбудители с синтезаторами частоты.

34. Классификация связных и телеметрических радиопередатчиков. Модуляционные устройства передатчиков.

35. Автоматическое управление радиопередающими устройствами.

36. Радиопередающие комплексы систем связи.

37. Телевизионные радиопередатчики, ретрансляторы: структурные схемы телевизионных передатчиков изображения и звукового сопровождения; особенности осуществления модуляции; наземные и космические ретрансляторы.

38. Устройства формирования радиолокационных и радионавигационных систем.

39. Паразитные колебания в передатчиках (виды и причины возникновения паразитных колебаний; паразитное самовозбуждение за счет обратной связи; возникновение паразитных колебаний за счет параметрических эффектов.

40. Особенности ламповых и транзисторных генераторов СВЧ: особенности колебательных систем генераторов СВЧ; конструкция и особенности расчета генераторов на коаксиальных, полосковых и микрополосковых линиях.

41. Широкополосные усилители СВЧ.

42. Генераторы СВЧ колебаний на лавинно-пролетных диодах (ЛПД) и диодах Ганна.

43. Клистронные генераторы.

44. Генераторы на лампах бегущей волны (ЛБВ): конструкции, области применения и основные характеристики ЛБВ. ЛБВ типа «О» и типа «М»; энергетические соотношения для ЛБВ типа «О»; регулировочные характеристики усилителей на ЛБВ; модуляции в ЛБВ.

45. Генераторы на приборах магнетронного типа.

46. Измерение параметров, регулировка и испытание радиопередающих устройств.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Радиовещательный передатчик.

2. Радиовещательный передатчик УКВ диапазона.

3. Связной КВ передатчик малой мощности.

4. Связной передатчик средней мощности.

5. Связной передатчик диспетчерской радиосвязи.

6. Связной радиопередатчик аэродромного диспетчера.

7. Связной передатчик для подразделений ГО и ЧС.

8. УКВ передатчик для служебной связи.

9. Передатчик носимой станции СВ диапазона.

10. Передатчик носимой станции УКВ диапазона.

11. Передатчик автомобильной радиостанции.

12. Передатчик носимой станции транкинговой связи.

13. Радиопередатчик базовой станции.

14. Передатчик радиотелефона.

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины "Радиопередающие устройства" применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный или симуляционный подход. Шаги решения задач студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Радиопередающие устройства

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Шахгильдян, В. В. Проектирование устройств генерирования и формирования сигналов в системах подвижной радиосвязи: учебное пособие для вузов / В. В. Шахгильдян, В. Л. Карякин; под редакцией В. В. Шахгильдяна. — Москва: СОЛОН-Пресс, 2016. — 400 c. — ISBN 978-5-91359-088-6. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/90338.html. — Режим доступа: для авторизир. пользователей - http://www.iprbookshop.ru/90338.html

2. Вовченко, П. С. Устройства генерирования и формирования сигналов (радиопередающие устройства): практикум для студентов / П. С. Вовченко, Г. А. Дегтярь. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2013. — 108 c. — ISBN 978-5-7782-2229-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/45183.html. — Режим доступа: для авторизир. пользователей - http://www.iprbookshop.ru/45183.html

3. Романюк, В. А. Аналоговые устройства приемопередатчиков / В. А. Романюк. — Москва: СОЛОН-Пресс, 2018. — 144 c. — ISBN 978-5-91359-323-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/94944.html. — Режим доступа: для авторизир. пользователей - http://www.iprbookshop.ru/94944.html

4. Михеенко, А. М. Радиопередающие устройства. Ч.1 : учебное пособие / А. М. Михеенко. — Новосибирск : Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2020. — 122 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/117265.html - https://www.iprbookshop.ru/117265.html

5. Радиопередающие устройства: практикум для студентов образовательных программ 11.03.01 Радиотехника; 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи. Часть 1 / сост. Храмов К.К. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (5,1 Мб). – Муром: МИ ВлГУ, 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: процессор Х86 с тактовой частотой 500 МГц и выше; 512 Мб ОЗУ; Windows ХР/7/8; видеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM. - Загл. с экрана. – Рег. номер 0321603479 - https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=28

6. Радиопередающие устройства: практикум для студентов образовательных программ 11.03.01 Радиотехника; 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи. Часть 2 / сост. Храмов К.К., Костров В.В. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (1,01 Мб). – Муром: МИ ВлГУ, 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: процессор Х86 с тактовой частотой 500 МГц и выше; 512 Мб ОЗУ; Windows ХР/7/8; видеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM. – Загл. с экрана. – Рег. номер 0321603480 - https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=28

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Радиопередающие устройства: Методические указания к практическим занятиям для студентов образовательных программ 11.03.01 Радиотехника; 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи / сост. Костров В.В., Храмов К.К. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (0,6 Мб). - Муром: МИ (филиал) ВлГУ, 2015. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: процессор х86 с тактовой частотой 500 МГц и выше; 512 Мб ОЗУ; Windows ХР/7/8; видеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32 bit); при-вод CD-ROM. - Загл. с экрана. – Рег. номер 0321504701 - https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=28

2. Иванова, И.Н. Высокостабильные генераторы СВЧ: учебное пособие / И.Н. Иванова, В.В. Махно, Ю. М. Нойкин; под редакцией А.М. Лерера. — Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. — 102 c. — ISBN 978-5-9275-2956-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87708.html. — Режим доступа: для авторизир. пользователей - http://www.iprbookshop.ru/87708.html

3. Кобрин, К.В. Основы разработки СВЧ усилителей: учебное пособие / К.В. Кобрин, И.Н. Иванова, Ю. М. Нойкин; под редакцией А. М. Лерер. — Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. — 91 c. — ISBN 978-5-9275-3183-7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/95807.html. — Режим доступа: для авторизир. пользователей - http://www.iprbookshop.ru/95807.html

4. Белов Л.А. Формирование стабильных частот и сигналов: уч. пособие для вузов. – М.: Академия, 2005. – 224 с.: ил. - 10 экз.

5. Радиопередающие устройства: учебник для вузов / Под ред. В.В. Шахгильдяна. – 3-е изд. – М.: Радио и связь, 2003. – 560 с. - 5 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Сайт "Радиосхемы" [Электронный ресурс]: Имеется разнообразная информация, касающаяся устройств генерирования, формирования и усиления радиосигналов. – Режим доступа: https://radioskot.ru/publ/peredatchiki/11. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Сайт "RadioStorage.net - радиоэлектроника, схемы и статьи радиолюбителям" [Электронный ресурс]: Содержится разнообразная информация, касающаяся радиопередающих устройств. – Режим доступа: https://radiostorage.net/13-radioperedatchiki/. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Сайт "РадиоКот" [Электронный ресурс]: Содержится информация, касающаяся аналоговых приемников и передатчиков. – Режим доступа: https://www.radiokot.ru/circuit/analog/receiv_transmit/. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Сайт "Библиотека радиолюбителя" [Электронный ресурс]: Содержится справочная информация по широкому кругу вопросов. – Режим доступа: https://www.radiolibrary.ru/. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Форум по электронике. КВ и УКВ радиосвязь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://forum.cxem.net/index.php?/forum/16-%D0%BA%D0%B2-%D0%B8-%D1%83%D0%BA%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C/. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

mivlgu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: 1) знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; 2) уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; 3) ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и электронным изданием (практикумом).

На практических занятиях пройденный теоретический материал закрепляется решением задач по основным разделам дисциплины. Занятия проводятся с использованием вычислительной техники и специализированного программного обеспечения. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу, связанную с расчетом каскадов и блоков радиопередающих устройств. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с целью выполнения работы и индивидуальным заданием, внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы. Лабораторная работа проводится в специализированной лаборатории. Обучающиеся выполняют экспериментальную часть лабораторной работы в соответствии с заданием. Полученные результаты экспериментов заносятся в отчет и защищаются по традиционной методике в аудитории на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, порядок выполнения лабораторной работы и требования к отчету приведены в методических указаниях (практикуме), размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями на курсовую работу. Обучающийся выбирает одну из указанных в перечне тем курсовых работ, исходя из своих интересов, наличия соответствующих литературных и иных источников. В ходе выполнения курсовой работы преподаватель проводит консультации обучающегося. На заключительном этапе обучающийся оформляет пояснительную записку к курсовой работе и выполняет ее защиту в присутствии комиссии из преподавателей кафедры.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Радиопередающие устройства»

по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника

 

Рабочая программа дисциплины «Радиопередающие устройства» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 252 час. (7 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: изучение принципов действия и владение методами расчета основных устройств, предназначенных для генерирования, усиления и управления радиочастотными колебаниями в различных диапазонах волн.

Основными задачами изучения дисциплины является освоение: основ теории формирования колебаний и сигналов; методов и путей оптимального управления устройствами генерирования и формирования сигналов; способов повышения эффективности работы устройств формирования колебаний и сигналов; методов повышения качества формируемых колебаний и передаваемых сигналов.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Радиопередающие устройства» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника.

 

04.06.2019 г.