Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра   

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Основы технологии тонкого неорганического синтеза     

 




Направление подготовки

18.03.01 Химическая технология

Профиль подготовки

Химическая технология неорганических веществ

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр










          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

Итого

0 / 0  

 

 

 

 

 

0  

 

 

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель освоения дисциплины – научить студентов использовать теоретические закономерности химико-технологических процессов для оптимизации технологических параметров при анализе работы действующих химических производств и создании новых производств тонкого неорганического синтеза.

Указанная цель достигается за счет углубленного изучения физико-химических основ производства продуктов тонкого неорганического синтеза

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл ())

Дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами на предыдущих курсах обучения. «Входными» знаниями обучающихся по дисциплине являются наиболее значимые элементы подготовки студентов в области теоретических закономерностей общей химии и химической технологии. Знания и навыки, полученные студентами в результате изучения дисциплины «Основы технологии тонкого неорганического синтеза», необходимы при выполнении выпускной квалификационной работы.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

ПК-1.6 Уметь использовать технические средства в соответствии с установленными нормами и правилами эксплуатации для измерения основных параметров качества продуктов тонкого неорганического синтеза.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 0 зачетных единиц, 0 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

Итого   

0

0

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

 

Методические материалы для проведения практических занятий приведены в учебно-методическом комплексе дисциплины и на информационно-образовательном портале ИОП МИ ВлГУ

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2203&topic=2

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

 

Методические материалы для проведения лабораторных работ приведены в учебно-методическом комплексе дисциплины ии на информационно-образовательном портале ИОП МИ ВлГУ

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2203&topic=3

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Газификация твёрдых топлив с целью получения технологических газов.

2. Технологическая схема получения синтез-газа в агрегате синтеза аммиака производительностью 1360 т/сут.

3. Системы синтеза аммиака.

4. Прямой синтез концентрированной азотной кислоты.

5. Карбамид его свойства и применение.

6. Сырьевая база для производства серной кислоты.

7. Пространственное изображение трехкомпонентной системы.

8. Трехкомпонентные взаимные системы. Способы определения твердой фазы.

9. Кристаллизация с образованием кристаллогидрата при изотермическом испарении.

10. Водная диаграмма четырезкомпонентной системы, образованной тремя твердыми веществами и водой.

11. Диаграммы растворимости трех твердых веществ в одном растворителе с образованием двойных солей. Взаимная система солей.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности студентов. В вузе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе:

проблемное обучение - создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности;

разноуровневое обучение - у преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных студентов быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные студенты утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья;

исследовательские методы в обучении - дают возможность студентам самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения;

лекционно-семинарско-зачетная система - дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке студентов;

информационно-коммуникационные технологии - изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет;

здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основы технологии тонкого неорганического синтеза

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Макарова, О. В. Неорганическая химия : учебное пособие / О. В. Макарова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2010. — 99 c. - http://www.iprbookshop.ru/730

2. Основы проектирования химических производств: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Михайличенко. - М.: ИКЦ "Академкнига" 2010. - 371 с. - http://window.edu.ru/resource/145/75145

3. Куликова, Д. И. Химия элементов. Периодичность свойств : учебное пособие / Д. И. Куликова, Д. М. Куликова. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2011. — 311 c. - http://www.iprbookshop.ru/64037

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Абакумова Н.А., Быкова Н.Н. Неорганическая химия. Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. - 124 с. - http://window.edu.ru/resource/236/68236

2. Афиногенов Ю.П. Неорганическая химия: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. - 64 с. - http://window.edu.ru/resource/080/27080

3. Барам С.Г., Миронова И.Н. Справочные таблицы по общей и неорганической химии: Учебное пособие / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 2008. - 20 с. - http://window.edu.ru/resource/161/69161

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Каталог ссылок на химические ресурсы России и зарубежья http://www.chemport.ru

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

window.edu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Глубокому освоению теоретического материала способствует предварительная подготовка, включающая чтение предыдущей лекции, работу с учебными пособиями и научными материалами. Для успешного освоения теоретического материала студент знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями. Чтобы содержательная информация по дисциплине запоминалась, целесообразно изучать ее поэтапно – по темам и в строгой последовательности, поскольку последующие темы опираются на предыдущие.

При подготовке к практическим занятиям целесообразно повторить основные понятия по теме занятия, изучить примеры, внимательно прочитать нужную тему, разобраться со всеми теоретическими положениями. Для более глубокого усвоения материала крайне важно обратиться за помощью к основной и дополнительной учебной, справочной литературе, журналам или к преподавателю за консультацией. На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Решая задачу, студент должен предварительно понять, какой теоретический материал нужно использовать и наметить план решения. В конце занятия обучающиеся демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Лабораторные работы являются одной из важнейших составных частей курса. До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторные работы проводятся в химической лаборатории. Основные вопросы лабораторных занятий связаны с изучением химических свойств различных соединений, особенностей протекания химических процессов. Лабораторные работы выполняются по индивидуальным вариантам, небольшими группами по 2-3 человека. Полученные результаты эксперимента сводятся в отчет. Отчет по каждой лабораторной работе должен оформляться аккуратно и содержать следующие разделы: цель работы, номер и название опыта, описание хода эксперимента, уравнения химических реакций, описание наблюдений, основные выводы по каждому опыту в отдельности и по работе в целом.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий. Важной частью работы студента является знакомство с рекомендуемой и дополнительной литературой, поскольку лекционный материал, при всей его важности для процесса изучения дисциплины, содержит лишь минимум необходимых теоретических сведений. Высшее образование предполагает более глубокое знание предмета. Кроме того, оно предполагает не только усвоение информации, но и формирование навыков исследовательской работы. Для этого необходимо изучать и самостоятельно анализировать статьи периодических изданий и Интернет-ресурсы.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – . Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Основы технологии тонкого неорганического синтеза»

по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология

 

Рабочая программа дисциплины «Основы технологии тонкого неорганического синтеза» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 0 час. (0 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является .

Цель дисциплины: Цель освоения дисциплины – научить студентов использовать теоретические закономерности химико-технологических процессов для оптимизации технологических параметров при анализе работы действующих химических производств и создании новых производств тонкого неорганического синтеза.

Указанная цель достигается за счет углубленного изучения физико-химических основ производства продуктов тонкого неорганического синтеза

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Основы технологии тонкого неорганического синтеза» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология.

 

04.06.2019 г.