Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Системы автоматизированного проектирования     

 




Направление подготовки

18.03.01 Химическая технология

Профиль подготовки

Химическая технология неорганических веществ

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

5

144 / 4  

16  

 

32  

3,6  

0,35  

51,95  

65,4  

Экз.(26,65)  

Итого

144 / 4  

16  

 

32  

3,6  

0,35  

51,95  

65,4  

26,65  

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цели дисциплины: формирование у студентов знаний в области систем автоматизированного проектирования.

Частными целями дисциплины являются:

– знакомство студентов с математическими основами современных САПР (систем автоматизации проектирования, инженерного анализа, подготовки производства, управления жизненным циклом изделия);

– изучение алгоритмов и методов, применяемых для решения типичных задач автоматизации проектирования;

– знакомство студентов с методами реализации алгоритмов САПР в средах систем автоматизированного проектирования;

– подготовка студентов к самостоятельному использованию средств САПР при работе в сфере сервиса и смежных отраслях.

Задачей изучения дисциплины является получение студентами практических навыков в области САПР, приобретение ими умения самостоятельно строить и исследовать математические и компьютерные модели технических систем, квалифицированно применяя при этом алгоритмы для решения типичных задач автоматизации проектирования и используя возможности современного программного обеспечения САПР.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.О.26))

Для изучения дисциплины «Системы автоматизированного проектирования» необходимо знание по дисциплинам «Информатика», «Применение компьютерных технологий в химической промышленности». На дисциплине «Системы автоматизированного проектирования» базируется изучение дисциплин «Компьютерная химия», «Оборудование и основы проектирования химических технологических процессов» и выполнение ВКР.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

знать основные принципы разработки и оформления технической документации.

знать основные сведения о системах автоматизированного проектирования.

уметь разрабатывать графическую документацию с использованием системы автоматизированного проектирования.

уметь работать в Autodesk Autocad.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Понятие САПР

5

2

22

тестирование

2

Работа в AutoCAD

5

14

32

43,4

тестирование, защита лабораторных работ

Всего за  семестр

144

16

32

65,4

3,6

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

144

16

32

65,4

3,6

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 5

Раздел 1. Понятие САПР

Лекция 1.

Понятие САПР. Система государственных стандартов (2 часа).

Раздел 2. Работа в AutoCAD

Лекция 2.

Начало работы в программе AutoCAD (2 часа).

Лекция 3.

Требования к чертежам зданий (2 часа).

Лекция 4.

Создание чертежа в программе AutoCAD (2 часа).

Лекция 5.

Итоговое оформление чертежа. Вывод на лист (2 часа).

Лекция 6.

Основы объемного моделирования в программе AutoCAD (2 часа).

Лекция 7.

Создание объемной модели объекта. Визуализация (2 часа).

Лекция 8.

Создание аксонометрических схем (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 5

Раздел 1. Работа в AutoCAD

Лабораторная 1.

Основы работы с программой AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 2.

Построение основных примитивов в AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 3.

Построение сложных примитивов в AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 4.

Свойства в AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 5.

Редактирование примитивов в AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 6.

Создание плана цеха в AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 7.

Прорисовка элементов цехового интерьера на плане цеха в AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 8.

Трехмерные построения в AutoCAD (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены на информационно-образовательном портале https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=187#section-2

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Принципы, составные части и схемы процесса проектирования.

2. Стадии проектирования.

3. Этапы проектирования.

4. Процедуры проектирования.

5. Уровни проектирования.

6. Блочно-иерархический подход к проектированию.

7. Классы САПР.

8. Функциональность CAD-систем.

9. Современные CAD-системы и их классификация.

10. Системы инженерного анализа (CAE).

11. Системы технологической подготовки производства (CAPP).

12. Системы автоматизации производства (CAM).

13. Системы управления данными об изделии (PDM).

14. Интегрированные пакеты управления жизненным циклом изделия.

15. Методология автоматизированного проектирования технологических процессов сервиса.

16. Основы работы в AutoCAD.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении лабораторных работ применяется имитационный или симуляционный подход. Шаги решения задач студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Системы автоматизированного проектирования

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Золотарева, Н. Л. Компьютерная графика: интерфейс пользователя в программе AutoCAD 2018 : учебное пособие / Н. Л. Золотарева, М. Н. Подоприхин. — Воронеж : Воронежский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2020. — 82 c. - https://www.iprbookshop.ru/111469

2. Оводенко, А. Л. Пользовательский интерфейс AutoCAD, Autodesk Architectural Desktop : методическое руководство по работе с программным пакетом / А. Л. Оводенко, Л. В. Примак. — Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008. — 84 c. - http://www.iprbookshop.ru/23906

3. Лебедева, И. М. Реалистическая визуализация трехмерных моделей в среде AutoCAD : учебное пособие / И. М. Лебедева. — Москва : Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2011. — 52 c. - http://www.iprbookshop.ru/16354

4. Кальницкая, Н. И. Создание твердотельных моделей и чертежей в среде AutoCAD : учебное пособие / Н. И. Кальницкая, Б. А. Касымбаев, Г. М. Утина. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2009. — 52 c. - http://www.iprbookshop.ru/44695

5. Косолапов, В. В. Компьютерная графика. Решение практических задач с применением САПР AutoCAD : учебно-методическое пособие / В. В. Косолапов, Е. В. Косолапова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 117 c. - https://www.iprbookshop.ru/85748

6. Габидулин, В. М. Трехмерное моделирование в AutoCAD 2016 / В. М. Габидулин. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, 2019. — 270 c. - https://www.iprbookshop.ru/89864

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Автоматизированное проектирование систем ТГВ с использованием программы Autocad / составители М. М. Соколов, А. Ю. Чадов. — Нижний Новгород : Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2014. — 43 c. - http://www.iprbookshop.ru/30794

2. Паклина, В. М. Основы проектирования в системе AutoCAD 2015 : учебно-методическое пособие / В. М. Паклина, Е. М. Паклин. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 100 c. - http://www.iprbookshop.ru/68364

3. Джагаров, Ю. А. Основы автоматизированного проектирования в среде AutoCAD. Часть 1 : учебное пособие / Ю. А. Джагаров. — Новосибирск : Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), ЭБС АСВ, 2015. — 109 c. - http://www.iprbookshop.ru/68802

4. Конакова, И. П. Компьютерная графика. КОМПАС и AutoCAD : учебное пособие / И. П. Конакова, И. И. Пирогова. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 148 c. - http://www.iprbookshop.ru/68436

5. Конюкова, О. Л. Компьютерная графика. Проектирование в среде AutoCAD : учебное пособие / О. Л. Конюкова, О. В. Диль. — Новосибирск : Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2016. — 101 c. - http://www.iprbookshop.ru/69541

6. Поротникова, С. А. Уроки практической работы в графическом пакете AutoCAD : учебное пособие / С. А. Поротникова, Т. В. Мещанинова. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014. — 100 c. - http://www.iprbookshop.ru/68404

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Все о САПР http://www.cad.ru/

Академия САПР и ГИС http://cadacademy.ru

Журнал САПР и графика http://www.sapr.ru

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного проектирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Системы автоматизированного проектирования»

по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология

 

Рабочая программа дисциплины «Системы автоматизированного проектирования» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: Цели дисциплины: формирование у студентов знаний в области систем автоматизированного проектирования.

Частными целями дисциплины являются:

– знакомство студентов с математическими основами современных САПР (систем автоматизации проектирования, инженерного анализа, подготовки производства, управления жизненным циклом изделия);

– изучение алгоритмов и методов, применяемых для решения типичных задач автоматизации проектирования;

– знакомство студентов с методами реализации алгоритмов САПР в средах систем автоматизированного проектирования;

– подготовка студентов к самостоятельному использованию средств САПР при работе в сфере сервиса и смежных отраслях.

Задачей изучения дисциплины является получение студентами практических навыков в области САПР, приобретение ими умения самостоятельно строить и исследовать математические и компьютерные модели технических систем, квалифицированно применяя при этом алгоритмы для решения типичных задач автоматизации проектирования и используя возможности современного программного обеспечения САПР.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Системы автоматизированного проектирования» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология.

 

04.06.2019 г.