Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Электротехника и промышленная электроника     

 




Направление подготовки

18.03.01 Химическая технология

Профиль подготовки

Химическая технология неорганических веществ

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

4

108 / 3  

16  

16  

16  

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

Зач. с оц.  

Итого

108 / 3  

16  

16  

16  

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

 

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цели дисциплины: теоретическая и практическая подготовка бакалавров, изучающих химические технологии, в области электротехники и электроники в такой степени, чтобы они могли выбирать необходимые электротехнические, электронные, электроизмерительные устройства, уметь их правильно эксплуатировать.

Задачей дисциплины является формирование у студентов необходимых знаний основных электротехнических законов и методов анализа электрических, магнитных и электронных цепей; принципов действия, свойств, областей применения; умения экспериментальным способом и на основе паспортных и каталожных данных определять параметры и характеристики типовых электротехнических и электронных устройств.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.О.21))

Дисциплина «Электротехника и промышленная электроника» базируется на знаниях и навыках, полученные студентами при освоении дисциплин «Математика» и «Физика». Результаты освоения дисциплины используются при изучении последующих дисциплин учебного плана, как например Оборудование и основы проектирования химических технологических процессов, Оборудование производств неорганических веществ, обеспечивающих дальнейшую подготовку в сфере химических технологий.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен обеспечивать проведение технологического процесса, использовать технические средства для контроля параметров технологического процесса, свойств сырья и готовой продукции, осуществлять изменение параметров технологического процесса при изменении свойств сырья.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

знать основы электротехники и промышленной электроники.

уметь обеспечивать проведение технологического процесса.

уметь выполнять электротехнические рассчеты.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Основы электрических и магнитных цепей

4

6

6

4

24

тестирование

2

Электрические машины и устройства

4

4

6

8

22

тестирование

3

Основы электроники

4

6

4

4

12,15

тестирование

Всего за  семестр

108

16

16

16

58,15

1,6

0,25

Зач. с оц.

Итого   

108

16

16

16

58,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 4

Раздел 1. Основы электрических и магнитных цепей

Лекция 1.

Электрические цепи (2 часа).

Лекция 2.

Электротехнические законы (2 часа).

Лекция 3.

Методы анализа электрических, магнитных и электронных цепей (2 часа).

Раздел 2. Электрические машины и устройства

Лекция 4.

Принципы действия, конструкции, свойства, области применения и потенциальные возможности основных электротехнических и электронных устройств и электроизмерительных приборов (2 часа).

Лекция 5.

Электрические машины (2 часа).

Раздел 3. Основы электроники

Лекция 6.

Промышленная электроника (2 часа).

Лекция 7.

Электромагнитные устройства (2 часа).

Лекция 8.

Электромагнитное поле (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 4

Раздел 1. Основы электрических и магнитных цепей

Практическое занятие 1.

Приемы расчета электрических цепей переменного тока методом комплексных амплитуд (2 часа).

Практическое занятие 2.

Приемы расчета электрических цепей операторным методом (2 часа).

Практическое занятие 3.

Приемы расчета переходных процессов в электрических цепях (2 часа).

Раздел 2. Электрические машины и устройства

Практическое занятие 4.

Приемы расчета нелинейных цепей (2 часа).

Практическое занятие 5.

Приемы расчета магнитных цепей (2 часа).

Практическое занятие 6.

Приемы расчета движущихся цепей (2 часа).

Раздел 3. Основы электроники

Практическое занятие 7.

Расчет трехфазных цепей. Электротехническая аппаратура. Классификация и принципы действия (2 часа).

Практическое занятие 8.

Электрические машины постоянного и переменного тока (2 часа).

 

Методические указания к практическим работам приведены на сайте информационно-образовательного портала МИ ВлГУ

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=162#section-2

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 4

Раздел 1. Основы электрических и магнитных цепей

Лабораторная 1.

Исследование линейных электрических цепей постоянного тока (4 часа).

Раздел 2. Электрические машины и устройства

Лабораторная 2.

Исследование линейных электрических цепей переменного тока (4 часа).

Раздел 3. Основы электроники

Лабораторная 3.

Исследование выпрямителей переменного тока (4 часа).

Раздел 4. Электрические машины и устройства

Лабораторная 4.

Исследование переходных процессов в линейной электрической цепи (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены на сайте информационно-образовательного портала МИ ВлГУ

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=162#section-3

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Электрическая цепь. Её элементы и назначение элементов в цепи. Параметры элементов электрической цепи.

2. Классификация электрических токов, электрических цепей и их элементов. Изображение электрических цепей схемами соединений.

3. Положительные направления токов, ЭДС и напряжений. Установившиеся и переходные процессы. Использование законов Кирхгофа в цепях постоянного и переменного тока.

4. Режимы работы источника электроэнергии постоянного тока.Схемы замещения элементов источника постоянного тока.

5. Простейшая электрическая цепь с активным приёмником. Общие свойства активных участков цепи. Обобщённый закон Ома для участка цепи.

6. Цепи с одним источником питания и последовательно, параллельно или смешанными соединёнными пассивными приёмниками.

7. Метод пропорциональных величин. Метод эквивалентного преобразования соединений пассивных элементов звездой и треугольником.

8. Параллельное соединение пассивных и активных ветвей. Метод напряжений между двумя узлами.

9. Анализ сложных цепей постоянного тока при помощи законов Кирхгофа. Метод контурных токов.

10. Использование принципа суперпозиции для анализа цепей постоянного тока. Метод эквивалентного генератора.

11. Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Магнитные цепи.

12. Однофазный переменный ток. Поучение переменного тока. Цепь переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью, емкостью. Полное сопротивление цепи переменного тока.

13. Трехфазный переменный ток, получение. Соединение звездой и треугольником. Построение векторной диаграммы.

14. Электрические измерения и приборы. Устройство и принцип работы электроизмерительных приборов.

15. Устройство и принцип работы однофазного трансформатора. Режимы работы трансформатора. КПД трансформатора, потери энергии в трансформаторе.

16. Режимы работы трансформатора. КПД трансформатора, потери энергии в трансформаторе. Устройство и принцип работы трехфазного трансформатора.

17. Электрические машины переменного тока. Устройство и принцип работы асинхронного двигателя и генератора. Устройство и принцип работы синхронного двигателя и генератора.

18. Электрические машины постоянного тока. Устройство и принцип работы генератора постоянного тока. Способы возбуждения генератора постоянного тока.

19. Электрические машины постоянного тока. Устройство и принцип работы двигателя постоянного тока. Способы возбуждения двигателя постоянного тока.

20. Устройство и принцип работы электропривода. Классификация электроприводов. Пускорегулирующая и защитная аппаратура.

21. Современные схемы электроснабжения предприятий и организаций. Воздушные и кабельные линии. Типы кабелей, область применения и условия работы.

22. Защита электрических цепей. Основы электробезопасности. Заземление, зануление, защитное отключение.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности студентов. В вузе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе:

проблемное обучение - создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности;

разноуровневое обучение - у преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных студентов быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные студенты утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья;

исследовательские методы в обучении - дают возможность студентам самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения;

лекционно-семинарско-зачетная система - дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке студентов;

информационно-коммуникационные технологии - изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет;

здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Электротехника и промышленная электроника

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование : справочник. Учебное пособие для вузов / И. И. Алиев. — Саратов : Вузовское образование, 2014. — 1199 c. - http://www.iprbookshop.ru/9654

2. Гордеев-Бургвиц, М. А. Общая электротехника и электроника : учебное пособие / М. А. Гордеев-Бургвиц. — Москва : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015. — 331 c. - http://www.iprbookshop.ru/35441

3. Сильвашко, С. А. Основы электротехники : учебное пособие / С. А. Сильвашко. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2009. — 209 c. - http://www.iprbookshop.ru/30117

4. Муравьев, В. М. Электротехника и электроника : конспект лекций / В. М. Муравьев, М. С. Сандлер. — Москва : Московская государственная академия водного транспорта, 2006. — 68 c. - http://www.iprbookshop.ru/46358

5. Земляков, В. Л. Электротехника и электроника : учебник / В. Л. Земляков. — Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2008. — 304 c. - http://www.iprbookshop.ru/47202

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Трубникова, В. Н. Электротехника и электроника. Часть 1. Электрические цепи : учебное пособие / В. Н. Трубникова. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014. — 137 c. - http://www.iprbookshop.ru/33672

2. Шпиганович, А. Н. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине “Электротехника и электроника” / А. Н. Шпиганович, Е. В. Чуркина. — Липецк : Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013. — 34 c. - http://www.iprbookshop.ru/22961

3. Сборник задач по электротехнике и электронике : учебное пособие / Ю. В. Бладыко, Т. Т. Розум, Ю. А. Куварзин [и др.] ; под редакцией Ю. В. Бладыко. — Минск : Вышэйшая школа, 2013. — 478 c. - http://www.iprbookshop.ru/20262

4. Журнал "Электротехника" - http://www.znack.com/

5. Журнал "Энергосбережение" - https://www.abok.ru/pages.php?block=en_mag

6. Журнал "Энергобезопасность и энергосбережение" - http://endf.ru/

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

информационно-образовательный портал "Российское образование" http://window.edu.ru/library

Информационно-образовательный портал МИ ВлГУ https://www.mivlgu.ru/iop/

Научная электронная библиотека "eLibrary" http://elibrary.ru

Электронная библиотека издательства Springer http://www.link.springer.com

Электронная библиотека ВлГУ http://e.lib.vlsu.ru/

Электронная библиотека "ЭВРИКА" http://elib.mivlgu.local/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

znack.com

abok.ru

endf.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в лаборатории "электротехники". Обучающиеся выполняют эксперименты на лабораторном оборудовании в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в лаборатории "электротехники". Обучающиеся выполняют эксперименты на лабораторном оборудовании в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Электротехника и промышленная электроника»

по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология

 

Рабочая программа дисциплины «Электротехника и промышленная электроника» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: Цели дисциплины: теоретическая и практическая подготовка бакалавров, изучающих химические технологии, в области электротехники и электроники в такой степени, чтобы они могли выбирать необходимые электротехнические, электронные, электроизмерительные устройства, уметь их правильно эксплуатировать.

Задачей дисциплины является формирование у студентов необходимых знаний основных электротехнических законов и методов анализа электрических, магнитных и электронных цепей; принципов действия, свойств, областей применения; умения экспериментальным способом и на основе паспортных и каталожных данных определять параметры и характеристики типовых электротехнических и электронных устройств.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Электротехника и промышленная электроника» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология.

 

04.06.2019 г.