Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭТиМК 

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Микроэкономика     

 




Направление подготовки

38.03.01 Экономика

Профиль подготовки

Финансы и экономика

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

216 / 6  

32  

48  

 

5,2  

0,35  

85,55  

94,8  

Экз.(35,65)  

Итого

216 / 6  

32  

48  

 

5,2  

0,35  

85,55  

94,8  

35,65  

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами микроэкономики как современной комплексной фундаментальной науки об экономической организации общества; формирование культуры экономического мышления, способности оценивать текущие события экономической жизни, анализировать их и предвидеть последствия принимаемых сегодня решений.

Задачи дисциплины:

- теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей;

- приобретение ими базовых представлений о рыночной экономике, институтах рынка, знаний о закономерностях функционирования современной экономики на микроуровне.

- изучение основных понятий, категорий и инструментов микроэкономики и прикладных экономических дисциплин.

- приобретение ими практических навыков анализа мотивов и закономерностей деятельности субъектов экономики, ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и объемов выпуска продукции, а также решения проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне (домохозяйство, фирма, отраслевой рынок).

- ознакомление с текущими микроэкономическими проблемами России.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.О.08))

Курс обеспечивает понимание сущности экономического поведения экономических субъектов. Курс базируется на знаниях, полученных студентами в области общегуманитарных дисциплин средней школы или средних специальных учебных заведений, а также знаниях, полученных в рамках школьного курса «Экономика» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования. Данный курс выступает в качестве базы для таких дисциплин, как «Экономика фирмы», «История экономических учений», "Менеджмент».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен анализировать и содержательно объяснять природу экономических процессов на микро- и макроуровне;.

ОПК-1 Способен применять знания (на промежуточном уровне) экономической теории при решении прикладных задач;.

УК-10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

УК-10.2 Знать закономерности функционирования современной экономики, основные понятия, категории и инструменты экономической теории, этапы эволюции хозяйственной деятельности человека.

ОПК-1.1 Знать современные микроэкономические концепции, модели, ведущие школы и направления развития микроэкономики.

ОПК-3.1 Знать природу экономических процессов на микроуровне.

ОПК-3.2 Знать основы построения, расчета и анализа системы показателей, раскрывающих природу экономических процессов на микроуровне.

УК-10.2 Уметь анализировать во взаимосвязи социально-значимые проблемы, явления и процессы, использовать основные методы экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

ОПК-1.1 Уметь применять основные положения и категории микроэкономики к анализу современной экономической ситуации в России.

ОПК-3.1 Уметь объяснять природу экономических процессов на микроуровне.

ОПК-3.2 Уметь анализировать и прогнозировать развитие экономических процессов и явлений на микроуровне.

УК-10.2 Владеть основами финансовой грамотности, способностью принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности.

ОПК-1.1 Владеть способностью применять знания экономической теории при решении прикладных задач.

ОПК-3.1 Владеть способностью анализировать и содержательно объяснять природу экономических процессов на микроуровне.

ОПК-3.2 Владеть способностью прогнозировать экономические процессы на микроуровне и интерпретировать полученные результаты.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение в микроэкономику

1

8

14

30

тестирование

2

Теории поведения потребителя и производителя

1

20

30

49

тестирование

3

Предпринимательство и неопределенность

1

4

4

15,8

тестирование

Всего за  семестр

216

32

48

94,8

5,2

0,35

Экз.(35,65)

Итого   

216

32

48

94,8

5,2

0,35

35,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Введение в микроэкономику

Лекция 1.

Предмет и методы микроэкономики (2 часа).

Лекция 2.

Экономические отношения и производство (2 часа).

Лекция 3.

Экономические системы (2 часа).

Лекция 4.

Институциональные основы функционирования рынка (2 часа).

Раздел 2. Теории поведения потребителя и производителя

Лекция 5.

Спрос и его детерминанты, закон спроса (2 часа).

Лекция 6.

Предложение и его факторы (2 часа).

Лекция 7.

Рыночное равновесие, его устойчивость (2 часа).

Лекция 8.

Эластичность спроса и предложения (2 часа).

Лекция 9.

Теории потребительского поведения (2 часа).

Лекция 10.

Сущность и классификация издержек производства (2 часа).

Лекция 11.

Рынок совершенной конкуренции: черты, условие максимизации прибыли (2 часа).

Лекция 12.

Рынки несовершенной конкуренции: черты, условие максимизации прибыли (2 часа).

Лекция 13.

Рынки несовершенной конкуренции: черты, условие максимизации прибыли (продолжение) (2 часа).

Лекция 14.

Спрос и предложение на рынках факторов производства (2 часа).

Раздел 3. Предпринимательство и неопределенность

Лекция 15.

Внешние эффекты и производство общественных благ (2 часа).

Лекция 16.

Трансакционные издержки, риск и неопределенность (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Введение в микроэкономику

Практическое занятие 1.

Зарождение и развитие экономической мысли (2 часа).

Практическое занятие 2.

Модель кругооборота благ и доходов (2 часа).

Практическое занятие 3.

КПВ и расчет альтернативных издержек (2 часа).

Практическое занятие 4.

Производственная функция и свойства изоквант (2 часа).

Практическое занятие 5.

Сравнительная характеристика моделей экономических систем (2 часа).

Практическое занятие 6.

Достоинства и недостатки рыночной системы (2 часа).

Практическое занятие 7.

Теорема Р. Коуза (2 часа).

Раздел 2. Теории поведения потребителя и производителя

Практическое занятие 8.

Графическая и аналитическая интерпретация спроса (2 часа).

Практическое занятие 9.

Исключения из закона спроса (2 часа).

Практическое занятие 10.

Эффект дохода и эффект замещения (2 часа).

Практическое занятие 11.

Графическая и аналитическая интерпретация предложения (2 часа).

Практическое занятие 12.

Государственное регулирование рынка и его последствия (2 часа).

Практическое занятие 13.

Расчет коэффициентов эластичности (2 часа).

Практическое занятие 14.

Расчет равновесия потребителя (2 часа).

Практическое занятие 15.

Расчет оптимума производителя (2 часа).

Практическое занятие 16.

Расчет издержек производства (2 часа).

Практическое занятие 17.

Определение оптимального объема выпуска продукции фирмы (2 часа).

Практическое занятие 18.

Расчет равновесия фирмы в условиях совершенной конкуренции (2 часа).

Практическое занятие 19.

Расчет равновесия фирмы в условиях монополии (2 часа).

Практическое занятие 20.

Расчет индексов монопольной власти (2 часа).

Практическое занятие 21.

Характеристика видов пофакторных доходов (2 часа).

Практическое занятие 22.

Расчет дисконтированной стоимости (2 часа).

Раздел 3. Предпринимательство и неопределенность

Практическое занятие 23.

Расчет внешних эффектов (2 часа).

Практическое занятие 24.

Методы управления риском (2 часа).

 

Методические указания размещены по адресу: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=188

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Позитивная и нормативная экономическая наука.

2. Ограниченность ресурсов. Закон возвышения потребностей. Проблема выбора и альтернативные издержки.

3. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ.

4. Основы различных типов экономических систем.

5. Товар и деньги. Кругооборот благ и доходов.

6. Основы свободного предпринимательства: частная собственность, система ценообразования и конкуренция.

7. Структура и инфраструктура рынка.

8. Условия возникновения рынка. Типы рынка. Характерные черты.

9. Практическое значение концепции эластичности.

10. Влияние изменения цен на поведение потребителя. Цены пола и потолка.

11. Производство и издержки в долгосрочном периоде.

12. Экономический и бухгалтерский подходы в определении издержек и прибыли предприятия.

13. Рынок совершенной конкуренции и равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

14. Монопольная власть, ущерб от монополий. Антимонопольное законодательство.

15. Естественная монополия и ее государственное регулирование.

16. Барьеры входа и выхода в отрасли.

17. Особенности кривой предложения труда.

18. Особенности спроса и предложения на факторы производства.

19. Равновесие на рынке услуг капитала. Заемные средства и проценты.

20. Капитал и прибыль: сущность и понятие. Виды прибыли. Норма прибыли как показатель эффективности предпринимательства.

21. Оборот капитала. Основной и оборотный капитал фирмы. Время оборота капитала. Показатели его эффективности.

22. Амортизация. Физический и моральный износ.

23. Фактор времени и дисконтирование.

24. Диверсификация, концентрация и централизация производства.

25. Предпринимательство. Предприятие, классификация. Внутренняя и внешняя среда.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: очно-заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

1

108 / 3  

8  

8  

 

4  

0,5  

20,5  

83,75  

Зач.(3,75)  

2

108 / 3  

4  

4  

 

2  

0,6  

10,6  

88,75  

Экз.(8,65)  

Итого

216 / 6  

12  

12  

 

6  

1,1  

31,1  

172,5  

12,4  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение в микроэкономику.

1

2

2

79

тестирование

2

Теории поведения потребителя и производителя

1

6

6

4,75

тестирование

Всего за  семестр

108

8

8

+

83,75

4

0,5

Зач.(3,75)

3

Теории поведения потребителя и производителя

2

2

2

74,25

тестирование

4

Предпринимательство и неопределенность

2

2

2

14,5

тестирование

Всего за  семестр

108

4

4

+

88,75

2

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

216

12

12

172,5

6

1,1

12,4

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Введение в микроэкономику.

Лекция 1.

Основы микроэкономики (2 часа).

Раздел 2. Теории поведения потребителя и производителя

Лекция 2.

Анализ рыночного равновесия (2 часа).

Лекция 3.

Теория поведения потребителей (2 часа).

Лекция 4.

Теория поведения производителя (2 часа).

Семестр 2

Раздел 3. Теории поведения потребителя и производителя

Лекция 5.

Рынки факторов производства (2 часа).

Раздел 4. Предпринимательство и неопределенность

Лекция 6.

Трансакционные издержки. Риски и предпринимательство (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Введение в микроэкономику.

Практическое занятие 1.

Проблемы функционирования рыночной экономики (2 часа).

Раздел 2. Теории поведения потребителя и производителя

Практическое занятие 2.

Расчет равновесных цены и объема продаж (2 часа).

Практическое занятие 3.

Расчет равновесия потребителя (2 часа).

Практическое занятие 4.

Расчет издержек производства (2 часа).

Семестр 2

Раздел 3. Теории поведения потребителя и производителя

Практическое занятие 5.

Характеристика пофакторных доходов (2 часа).

Раздел 4. Предпринимательство и неопределенность

Практическое занятие 6.

Внешние эффекты и производство общественных благ (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Охарактеризовать школы и направления развития экономической мысли .

2. Составить сравнительную характеристику подходов к определению предмета экономики .

3. Модели человека в экономической теории.

4. Методы экономической теории.

5. Экономическая политика и ее цели.

6. Экономические функции государства.

7. Экономические законы, их отличительные особенности.

8. Вклад крупных ученых в области экономики.

9. Национализация: сущность и методы .

10. Проработать источники по теме "Модели экономических систем: шведская, американская, российская, германская, японская".

11. Дать характеристику экономических агентов.

12. Подготовить доклады по теме: "Приватизация: цели и модели".

13. Основные черты рыночной экономики.

14. Составить модель общественного воспроизводства, его стадий и типов.

15. Составить модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода.

16. Виды ресурсов.

17. Типы экономических отношений.

18. Классификация экономических потребностей.

19. Классификация благ.

20. Составить схему процесса производства.

21. Стадии развития производства: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный .

22. Составить сравнительную характеристику преимуществ и недостатков рынка.

23. Раскрыть функции рынка .

24. Историческое развитие формы стоимости товара.

25. Особенности формирования рынка в России.

26. Инфраструктура рынка.

27. Рассмотреть виды рынков.

28. Основные условия нормального функционирования рынка.

29. Признаки свободного рынка.

30. Кардиналисткий подход к измерению полезности блага.

31. Ординаналистская теория потребительского выбора.

32. Общая и предельная полезности.

33. Эффект дохода и эффект замещения.

34. Подготовить доклады по теме "Формы конкуренции".

35. Условия возникновения конкуренции.

36. Виды монополий.

37. Модели поведения в условиях олигополии.

38. Антимонопольная политика: цели, направления.

39. Плюсы и минусы совершенной конкуренции.

40. Составить модель минимизации убытков, максимизации прибыли и определения оптимального объема производства фирмы.

41. Равновесие в условиях монополии.

42. Равновесие совершенно конкурентной фирмы и ее поведение в краткосрочном и долгосрочном периоде.

43. Иллюстрация закона убывающей производительности.

44. Внутренние и внешние издержки.

45. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.

46. Трансакционные издержки: их характеристика.

47. Сущность и основные черты предприятия (фирмы).

48. Особенности малого предприятия.

49. Формирование цен на ресурсы.

50. Теория предельной производительности.

51. Подготовить доклады по теме "Особенности рынков факторов производства и их цен".

52. Отличия рынка факторов производства от рынка товаров и услуг.

53. Спрос и предложение на рынке труда.

54. Виды заработной платы.

55. Общая характеристика капитала: основной и оборотный.

56. Виды износа основного капитала.

57. Процент, дисконтирование.

58. Особенности земли как фактора производства.

59. Факторы, влияющие на деятельность предприятия: внешняя, внутренняя среда, структура, концентрация, централизация, диверсификация производства.

60. Составить сравнительную характеристику различных организационно-правовых форм предприятий в России, указать их достоинства и недостатки.

61. Современные теории фирмы: управленческая, традиционная, поведенческая, эволюционный подход.

62. Роль прибыли.

63. Виды ренты.

64. Внешние эффекты: положительные и отрицательные.

65. Способы нейтрализации внешних эффектов.

66. Общественные блага и их особенности.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Экономика как наука.

2. Методы экономической теории.

3. Функции экономики и ее место среди других наук.

4. Возникновение и развитие экономической мысли.

5. Школы экономической теории ХХ века.

6. Типы экономических систем, их особенности.

7. Экономические модели в рамках систем, их особенности.

8. Российская модель переходной экономики.

9. Сущность и структура теневой экономики.

10. Экономический кругооборот.

11. Объективные условия и противоречия экономического развития.

12. Теория производственных возможностей и проблема выбора.

13. Рынок: условия его формирования и развития.

14. Рынок и его функции.

15. Преимущества и недостатки рыночной экономики .

16. Товар, его свойства и функциональные формы.

17. Экономическая трактовка собственности и формы собственности.

18. Приватизация: цели, методы и итоги.

19. Организационно-правовые формы предпринимательства. Их особенности, преимущества и недостатки.

20. Сущность и функции денег.

21. Исторический процесс возникновения, развития денег и их современные виды.

22. Рыночный спрос и его факторы.

23. Рыночное предложение: понятие и определяющие его факторы.

24. Рыночное равновесие и его нарушения.

25. Совершенная и несовершенная конкуренция.

26. Ценовая и неценовая конкуренция.

27. Сущность, структура и виды издержек производства.

28. Прибыль предприятия и условия ее максимизации.

29. Теория чистой монополии.

30. Теория чистой (совершенной) конкуренции.

31. Теория олигополий.

32. Теории потребительского поведения.

33. Рынок земли и рентные отношения.

34. Особенности рынка труда, цена труда.

35. Рынок капитала, основной и оборотный капитал.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.


4. 3. Форма обучения: очно-заочная

Уровень базового образования: высшее.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

1

216 / 6  

10  

12  

 

5  

0,6  

27,6  

179,75  

Экз.(8,65)  

Итого

216 / 6  

10  

12  

 

5  

0,6  

27,6  

179,75  

8,65  

 

4.3.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение в микроэкономику.

1

2

2

79

тестирование

2

Теории поведения потребителя и производителя

1

6

8

88

тестирование

3

Предпринимательство и неопределенность

1

2

2

12,75

тестирование

Всего за  семестр

216

10

12

+

179,75

5

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

216

10

12

179,75

5

0,6

8,65

 

4.3.2. Содержание дисциплины

4.3.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Введение в микроэкономику.

Лекция 1.

Основы микроэкономики (2 часа).

Раздел 2. Теории поведения потребителя и производителя

Лекция 2.

Анализ рыночного равновесия (2 часа).

Лекция 3.

Теория поведения потребителей (2 часа).

Лекция 4.

Теория поведения производителя (2 часа).

Раздел 3. Предпринимательство и неопределенность

Лекция 5.

Трансакционные издержки. Риски и предпринимательство (2 часа).

 

4.3.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Введение в микроэкономику.

Практическое занятие 1.

Проблемы функционирования рыночной экономики (2 часа).

Раздел 2. Теории поведения потребителя и производителя

Практическое занятие 2.

Расчет равновесных цены и объема продаж (2 часа).

Практическое занятие 3.

Расчет равновесия потребителя (2 часа).

Практическое занятие 4.

Расчет издержек производства (2 часа).

Практическое занятие 5.

Характеристика пофакторных доходов (2 часа).

Раздел 3. Предпринимательство и неопределенность

Практическое занятие 6.

Внешние эффекты и производство общественных благ (2 часа).

 

4.3.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.3.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Охарактеризовать школы и направления развития экономической мысли .

2. Составить сравнительную характеристику подходов к определению предмета экономики .

3. Модели человека в экономической теории.

4. Методы экономической теории.

5. Экономическая политика и ее цели.

6. Экономические функции государства.

7. Экономические законы, их отличительные особенности.

8. Вклад крупных ученых в области экономики.

9. Национализация: сущность и методы .

10. Проработать источники по теме "Модели экономических систем: шведская, американская, российская, германская, японская".

11. Дать характеристику экономических агентов.

12. Подготовить доклады по теме: "Приватизация: цели и модели".

13. Основные черты рыночной экономики.

14. Составить модель общественного воспроизводства, его стадий и типов.

15. Составить модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода.

16. Виды ресурсов.

17. Типы экономических отношений.

18. Классификация экономических потребностей.

19. Классификация благ.

20. Составить схему процесса производства.

21. Стадии развития производства: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный .

22. Составить сравнительную характеристику преимуществ и недостатков рынка.

23. Раскрыть функции рынка .

24. Историческое развитие формы стоимости товара.

25. Особенности формирования рынка в России.

26. Инфраструктура рынка.

27. Рассмотреть виды рынков.

28. Основные условия нормального функционирования рынка.

29. Признаки свободного рынка.

30. Кардиналисткий подход к измерению полезности блага.

31. Ординаналистская теория потребительского выбора.

32. Общая и предельная полезности.

33. Эффект дохода и эффект замещения.

34. Подготовить доклады по теме "Формы конкуренции".

35. Условия возникновения конкуренции.

36. Виды монополий.

37. Модели поведения в условиях олигополии.

38. Антимонопольная политика: цели, направления.

39. Плюсы и минусы совершенной конкуренции.

40. Составить модель минимизации убытков, максимизации прибыли и определения оптимального объема производства фирмы.

41. Равновесие в условиях монополии.

42. Равновесие совершенно конкурентной фирмы и ее поведение в краткосрочном и долгосрочном периоде.

43. Иллюстрация закона убывающей производительности.

44. Внутренние и внешние издержки.

45. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.

46. Трансакционные издержки: их характеристика.

47. Сущность и основные черты предприятия (фирмы).

48. Особенности малого предприятия.

49. Формирование цен на ресурсы.

50. Теория предельной производительности.

51. Подготовить доклады по теме "Особенности рынков факторов производства и их цен".

52. Отличия рынка факторов производства от рынка товаров и услуг.

53. Спрос и предложение на рынке труда.

54. Виды заработной платы.

55. Общая характеристика капитала: основной и оборотный.

56. Виды износа основного капитала.

57. Процент, дисконтирование.

58. Особенности земли как фактора производства.

59. Факторы, влияющие на деятельность предприятия: внешняя, внутренняя среда, структура, концентрация, централизация, диверсификация производства.

60. Составить сравнительную характеристику различных организационно-правовых форм предприятий в России, указать их достоинства и недостатки.

61. Современные теории фирмы: управленческая, традиционная, поведенческая, эволюционный подход.

62. Роль прибыли.

63. Виды ренты.

64. Внешние эффекты: положительные и отрицательные.

65. Способы нейтрализации внешних эффектов.

66. Общественные блага и их особенности.

 

4.3.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Экономика как наука.

2. Методы экономической теории.

3. Функции экономики и ее место среди других наук.

4. Возникновение и развитие экономической мысли.

5. Школы экономической теории ХХ века.

6. Типы экономических систем, их особенности.

7. Экономические модели в рамках систем, их особенности.

8. Российская модель переходной экономики.

9. Сущность и структура теневой экономики.

10. Экономический кругооборот.

11. Объективные условия и противоречия экономического развития.

12. Теория производственных возможностей и проблема выбора.

13. Рынок: условия его формирования и развития.

14. Рынок и его функции.

15. Преимущества и недостатки рыночной экономики .

16. Товар, его свойства и функциональные формы.

17. Экономическая трактовка собственности и формы собственности.

18. Приватизация: цели, методы и итоги.

19. Организационно-правовые формы предпринимательства. Их особенности, преимущества и недостатки.

20. Сущность и функции денег.

21. Исторический процесс возникновения, развития денег и их современные виды.

22. Рыночный спрос и его факторы.

23. Рыночное предложение: понятие и определяющие его факторы.

24. Рыночное равновесие и его нарушения.

25. Совершенная и несовершенная конкуренция.

26. Ценовая и неценовая конкуренция.

27. Сущность, структура и виды издержек производства.

28. Прибыль предприятия и условия ее максимизации.

29. Теория чистой монополии.

30. Теория чистой (совершенной) конкуренции.

31. Теория олигополий.

32. Теории потребительского поведения.

33. Рынок земли и рентные отношения.

34. Особенности рынка труда, цена труда.

35. Рынок капитала, основной и оборотный капитал.

 

4.3.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.


4. 4. Форма обучения: очно-заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Переат-теста-ция

Форма

промежу-точного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

1

216 / 6  

6  

8  

 

3  

0,6  

17,6  

153,75  

36  

Экз.(8,65)  

Итого

216 / 6  

6  

8  

 

3  

0,6  

17,6  

153,75  

36  

8,65  

 

4.4.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теории поведения потребителя и производителя

1

6

6

79

тестирование

2

Предпринимательство и неопределенность

1

2

74,75

тестирование

Всего за  семестр

180

6

8

+

153,75

3

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

180

6

8

153,75

3

0,6

8,65

Итого с переаттестацией   

216

 

4.4.2. Содержание дисциплины

4.4.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Теории поведения потребителя и производителя

Лекция 1.

Анализ рыночного равновесия (2 часа).

Лекция 2.

Теория поведения потребителей (2 часа).

Лекция 3.

Теория поведения производителя (2 часа).

 

4.4.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Теории поведения потребителя и производителя

Практическое занятие 1.

Расчет равновесных цены и объема продаж (2 часа).

Практическое занятие 2.

Расчет равновесия потребителя (2 часа).

Практическое занятие 3.

Рынок несовершенной конкуренции: черты, условие максимизации прибыли (2 часа).

Раздел 2. Предпринимательство и неопределенность

Практическое занятие 4.

Неопределенность, риск и способы его снижения (2 часа).

 

4.4.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.4.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Охарактеризовать школы и направления развития экономической мысли .

2. Составить сравнительную характеристику подходов к определению предмета экономики .

3. Модели человека в экономической теории.

4. Методы экономической теории.

5. Экономическая политика и ее цели.

6. Экономические функции государства.

7. Экономические законы, их отличительные особенности.

8. Вклад крупных ученых в области экономики.

9. Национализация: сущность и методы .

10. Проработать источники по теме "Модели экономических систем: шведская, американская, российская, германская, японская".

11. Дать характеристику экономических агентов.

12. Подготовить доклады по теме: "Приватизация: цели и модели".

13. Основные черты рыночной экономики.

14. Составить модель общественного воспроизводства, его стадий и типов.

15. Составить модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода.

16. Виды ресурсов.

17. Типы экономических отношений.

18. Классификация экономических потребностей.

19. Классификация благ.

20. Составить схему процесса производства.

21. Стадии развития производства: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный .

22. Составить сравнительную характеристику преимуществ и недостатков рынка.

23. Раскрыть функции рынка .

24. Историческое развитие формы стоимости товара.

25. Особенности формирования рынка в России.

26. Инфраструктура рынка.

27. Рассмотреть виды рынков.

28. Основные условия нормального функционирования рынка.

29. Признаки свободного рынка.

30. Кардиналисткий подход к измерению полезности блага.

31. Ординаналистская теория потребительского выбора.

32. Общая и предельная полезности.

33. Эффект дохода и эффект замещения.

34. Подготовить доклады по теме "Формы конкуренции".

35. Условия возникновения конкуренции.

36. Виды монополий.

37. Модели поведения в условиях олигополии.

38. Антимонопольная политика: цели, направления.

39. Плюсы и минусы совершенной конкуренции.

40. Составить модель минимизации убытков, максимизации прибыли и определения оптимального объема производства фирмы.

41. Равновесие в условиях монополии.

42. Равновесие совершенно конкурентной фирмы и ее поведение в краткосрочном и долгосрочном периоде.

43. Иллюстрация закона убывающей производительности.

44. Внутренние и внешние издержки.

45. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.

46. Трансакционные издержки: их характеристика.

47. Сущность и основные черты предприятия (фирмы).

48. Особенности малого предприятия.

49. Формирование цен на ресурсы.

50. Теория предельной производительности.

51. Подготовить доклады по теме "Особенности рынков факторов производства и их цен".

52. Отличия рынка факторов производства от рынка товаров и услуг.

53. Спрос и предложение на рынке труда.

54. Виды заработной платы.

55. Общая характеристика капитала: основной и оборотный.

56. Виды износа основного капитала.

57. Процент, дисконтирование.

58. Особенности земли как фактора производства.

59. Факторы, влияющие на деятельность предприятия: внешняя, внутренняя среда, структура, концентрация, централизация, диверсификация производства.

60. Составить сравнительную характеристику различных организационно-правовых форм предприятий в России, указать их достоинства и недостатки.

61. Современные теории фирмы: управленческая, традиционная, поведенческая, эволюционный подход.

62. Роль прибыли.

63. Виды ренты.

64. Внешние эффекты: положительные и отрицательные.

65. Способы нейтрализации внешних эффектов.

66. Общественные блага и их особенности.

 

4.4.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Экономика как наука.

2. Методы экономической теории.

3. Функции экономики и ее место среди других наук.

4. Возникновение и развитие экономической мысли.

5. Школы экономической теории ХХ века.

6. Типы экономических систем, их особенности.

7. Экономические модели в рамках систем, их особенности.

8. Российская модель переходной экономики.

9. Сущность и структура теневой экономики.

10. Экономический кругооборот.

11. Объективные условия и противоречия экономического развития.

12. Теория производственных возможностей и проблема выбора.

13. Рынок: условия его формирования и развития.

14. Рынок и его функции.

15. Преимущества и недостатки рыночной экономики .

16. Товар, его свойства и функциональные формы.

17. Экономическая трактовка собственности и формы собственности.

18. Приватизация: цели, методы и итоги.

19. Организационно-правовые формы предпринимательства. Их особенности, преимущества и недостатки.

20. Сущность и функции денег.

21. Исторический процесс возникновения, развития денег и их современные виды.

22. Рыночный спрос и его факторы.

23. Рыночное предложение: понятие и определяющие его факторы.

24. Рыночное равновесие и его нарушения.

25. Совершенная и несовершенная конкуренция.

26. Ценовая и неценовая конкуренция.

27. Сущность, структура и виды издержек производства.

28. Прибыль предприятия и условия ее максимизации.

29. Теория чистой монополии.

30. Теория чистой (совершенной) конкуренции.

31. Теория олигополий.

32. Теории потребительского поведения.

33. Рынок земли и рентные отношения.

34. Особенности рынка труда, цена труда.

35. Рынок капитала, основной и оборотный капитал.

 

4.4.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

На лекционных и практических занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как:

Проблемная лекция – форма учебной работы, в рамках которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Доклад – это развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично. Он является разновидностью самостоятельной научной работы студента, часто применяется на семи-нарах. Работая над докладом, студент закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.

Дискуссия – аргументированное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, разделенных на три блока: простые тестовые задания, усложненные задания и сложные творческие задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Микроэкономика

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Петров, С. П. Микроэкономика : учебник / С. П. Петров. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019. — 416 c. - http://www.iprbookshop.ru/98796.html

2. Микроэкономика : учебное пособие / Г. Г. Балабанова, Т. А. Давыденко, Л. И. Журавлева [и др.] ; под редакцией В. В. Шильковой. — Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2018. — 229 c. - http://www.iprbookshop.ru/92268.html

3. Дятлова, Е. А. Микроэкономика : практикум / Е. А. Дятлова, Л. М. Шляхтова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 1 - http://www.iprbookshop.ru/83164.html

4. Микроэкономика. Практикум. Ч.2. Решебник : учебное пособие в 2 частях / Ю. Ю. Швец, Н. О. Бондаренко, Д. Н. Кадырова [и др.] ; под редакцией Ю. Ю. Швеца. — Москва : Прометей, 2019. — 264 c. - http://www.iprbookshop.ru/94462.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Микроэкономика : ответы на экзаменационные вопросы / Н. М. Зубко, И. М. Зборина, А. Н. Каллаур, О. А. Паршутич. — Минск : Тетралит, 2019. — 144 c. - http://www.iprbookshop.ru/88825.html

2. Смышляев, В. А. Экономическая теория : учебно-методическое пособие / В. А. Смышляев, Т. А. Некрасова, И. А. Пургаева. — Воронеж : Воронежский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2018. — 188 c. - http://www.iprbookshop.ru/93303.html

3. Журнал «Экономические науки». - http://elibrary.ru/title_about.asp?id=9482

4. Журнал «Теоретическая экономика». - http://elibrary.ru/title_about.asp?id=32692

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. - Режим доступа: www.cbr.ru

Официальный сайт Росстата. – Режим доступа: www.gks.ru

Справочно-правовая система «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Научная электронная библиотека «eLibrary»– Режим доступа: elibrary.ru

Официальные сайты коммерческих банков: – Режим доступа: http://bankir.ru/

Электронная библиотечная система ipr books.ru. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/

Электронная библиотека «ЭВРИКА». – Режим доступа: https://evrika.mivlgu.ru/

Электронная библиотека ВлГУ. – Режим доступа: http://library.vlsu.ru/

Официальный сайт Всемирного Банка. - Режим доступа: https://www.worldbank.org/

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. – Режим доступа: http://www.forecast.ru

Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН.– Режим доступа: http://www.ecfor.ru

Мониторинг экономических показателей. – Режим доступа: www.budgetrf.ru

Университетская библиотека OnLine. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/

Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ). – Режим доступа: http://www.uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Научно-образовательный портал IQ. — Режим доступа: https://iq.hse.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

elibrary.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала необходимо ознакомиться со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы, вести конспект лекций и прорабатывать лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями

Подготовка к докладам по рекомендованным преподавателем вопросам включает изучение литературы и конспекта лекций. Для подготовки к опросу, выступлению и участию в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы необходимо новые понятия выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. С целью повышения качества знаний студентов, их объективной оценки проводится тестирование по материалу, прочитанному на лекционных занятиях, а также самостоятельно изученному студентами. При работе над ситуационными задачами необходимо вспомнить лекционный материал, разобраться в решении соответствующих задач, которые приведены в учебно-методических материалах, обратив особое внимание на методические указания по их выполнению. Затем необходимо самостоятельно решить аналогичные задачи из предложенного преподавателем сборника. В конце занятия обучающиеся демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Микроэкономика»

по направлению подготовки 38.03.01 Экономика

 

Рабочая программа дисциплины «Микроэкономика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 216 час. (6 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами микроэкономики как современной комплексной фундаментальной науки об экономической организации общества; формирование культуры экономического мышления, способности оценивать текущие события экономической жизни, анализировать их и предвидеть последствия принимаемых сегодня решений.

Задачи дисциплины:

- теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей;

- приобретение ими базовых представлений о рыночной экономике, институтах рынка, знаний о закономерностях функционирования современной экономики на микроуровне.

- изучение основных понятий, категорий и инструментов микроэкономики и прикладных экономических дисциплин.

- приобретение ими практических навыков анализа мотивов и закономерностей деятельности субъектов экономики, ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и объемов выпуска продукции, а также решения проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне (домохозяйство, фирма, отраслевой рынок).

- ознакомление с текущими микроэкономическими проблемами России.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Микроэкономика» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.

 

04.06.2019 г.