Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Владимирский государственный
университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(МИ ВлГУ)
Кафедра
ЭТиМК
« 04   » 06   2019 г.
Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ
Методы оптимизации и моделирования торговых процессов
Направление подготовки |
38.03.06 Торговое дело |
Профиль подготовки |
"Коммерция" |
Квалификация (степень)выпускника |
бакалавр |
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежу-точного контр. (экз., зач., зач. с оц.) |
6 |
180 / 5 |
32 |
|
16 |
5,2 |
0,35 |
53,55 |
99,8 |
Экз.(26,65) |
Итого |
180 / 5 |
32 |
|
16 |
5,2 |
0,35 |
53,55 |
99,8 |
26,65 |
Муром,
2019 г.
1. Цель освоения дисциплины
Цель дисциплины: Целями освоения дисциплины (модуля) Методы оптимизации и моделирования торговых процессов являются: освоение теории и овладение методами моделирования процессов применительно к торговле; освоение методов анализа процессов "как есть" и умение сформулировать проблемы их функционирования на предприятии; освоение методов моделирования процессов "как должно быть" и практической их реализации в конкретных условиях; освоение методами реижиниринга бизнес-процессов и применением их на практике
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.04))
Дисциплина «Методы оптимизации и моделирования торговых процессов» относится к специальным дисциплинам общепрофессионального цикла (Б3.Б10.) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению Сфера обслуживания. Дисциплина «Методы оптимизации и моделирования торговых процессов» базируется на знаниях, полученных в рамках изучения дисциплин экономического и общепрофессионального циклов ("Статистика", "Информационные системы в торговле", "Менеджмент", "Информационные технологии и проектирование предприятий"). Углубление и расширение вопросов, изложенных в курсе «Методы оптимизации и моделирования торговых процессов», будет осуществляться во время работы студентов над дисциплиной «Логистика». Основные положения данной дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке ВКР.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины
ОК-9 владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
ОПК-2 способность применять основные методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владением математическим аппаратом при решении профессиональных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать:
основные методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-2).
2) Уметь:
применять в процессе моделирования торговых процессов применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-2).
3) Владеть:
культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-9). способностью применять основные методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-2). математическим аппаратом при решении профессиональных проблем (ОПК-2).
4. Структура и
содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет
5 зачетных единиц,
180 часов.
4.1. Форма обучения: очная
Уровень базового образования:
среднее общее.
Срок обучения 4г.
4.1.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.2. Содержание дисциплины
4.1.2.1. Перечень лекций
Семестр 6
Раздел 1. Теоретические основы моделирования и управления процессами в торговле
Лекция 1.
Понятие моделирования процессов и его роль в анализе бизнеса. Классификация бизнес-процессов (2 часа).
Лекция 2.
Организационное проектирование бизнес-процессов на предприятиях торговли (2 часа).
Лекция 3.
Документирование бизнес-процесса. Стандарты документов (2 часа).
Лекция 4.
Понятие методов моделирования бизнес-процессов. Типы моделей бизнес-процессов (2 часа).
Лекция 5.
Стадии моделирования бизнес-процессов (2 часа).
Раздел 2. Методы процессно-функционального анализа. Формирование модели "как есть"
Лекция 6.
Методы анализа бизнес-процессов:анализ трендов; диаграмма "паутина" (2 часа).
Лекция 7.
Методы "построение матрицы показателей", "тестирование критериев" (2 часа).
Лекция 8.
Метод тестирования критериев. Контрольный листок (2 часа).
Лекция 9.
Диаграмма Парето. Диаграмма "причин и результатов". Формирование карты процесса. Анализ коренной причины (2 часа).
Лекция 10.
Поля корреляции. Гистограмма и её интерпретация, параметры оценки (2 часа).
Раздел 3. Методы моделирования изменений и оптимизации процессов. Построение модели "как должно быть"
Лекция 11.
Количественный и качественный граф связей. Матричная диаграмма и её интерпретация (2 часа).
Лекция 12.
Анализ добавленной ценности. Сокращение времени цикла (2 часа).
Лекция 13.
Методы структурирования функций качества (2 часа).
Раздел 4. Методы реинжиниринга процессов и формирование стратегии развития бизнеса
Лекция 14.
Упрощение бизнес-процессов. Методы структурирования бизнес-процессов (2 часа).
Лекция 15.
Статистическое управление бизнес-процессами. Структурные инструменты совершенствования (2 часа).
Лекция 16.
Реинжиниринг, бенчмаркинг: методы реализации (2 часа).
4.1.2.2.
Перечень практических занятий
Не планируется.
4.1.2.3.
Перечень лабораторных работ
Семестр 6
Раздел 1. Методы процессно-функционального анализа. Формирование модели "как есть"
Лабораторная 1.
Факторный анализ. Диаграмма Парето. Диаграмма Исикавы (4 часа).
Лабораторная 2.
Применение метода цепных подстановок при оценке эффективности бизнес-процессов (4 часа).
Раздел 2. Методы моделирования изменений и оптимизации процессов. Построение модели "как должно быть"
Лабораторная 3.
Определение и анализ критических соотношений при анализе БП (4 часа).
Лабораторная 4.
Применение метода структурирования функций качества в анализе БП (4 часа).
Методические указания к лабораторным работам приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2081
4.1.2.4. Перечень
учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Модель совершенствования показателей.
2. Организация улучшений в бизнес-процессах.
3. Идентификация бизнес-процессов.
4. Картирование бизнес-процессов.
5. Многоуровневая блок-схема: способы построения.
6. Самооценка улучшений: необходимость способы реализации.
7. Интерпретация результатов измерений.
8. Тестирование критериев.
9. Структурирование качества процессов. Построение карт качества.
10. Классификация инструментов улучшения.
11. Определение потребностей во времени и ресурсах.
12. Организационные методы совершенствования процессов.
13. Диаграмма причин и результатов. Факторный анализ.
14. Графическая интерпретация результатов измерений. Поле корреляции. Гистограмма.
15. Граф связей:качественный и количественный граф.
16. Матричная диаграмма. Применение её в оценке бизнес-процессов.
17. Организационные инструменты улучшения: устранение излишков. Анализ добавленной ценности.
18. Организационные инструменты улучшения:сокращение времени цикла.
19. Организационные инструменты улучшения:Метод структурирования качества процесса.
20. Организационные инструменты улучшения:Статистическое управление процессами.
21. Реинжиниринг: понятие. процесс проведения реинжиниринга БП.
22. Реинжиниринг: преобразование и внедрение.
23. Бенчмаркинг: понятие, виды и цель использования.
24. Бенчмаркинг:результативность.
25. Структурные инструменты совершенствования: схема процесса принятия решений.
4.1.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
Не планируется.
4.1.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
5. Образовательные технологии
На лекционных, практических и лабораторных занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как: Проблемная лекция – форма учебной работы, в рамках которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения. Моделирование – исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих предметов (явлений, процессов) для их определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования. Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, разделенных на три блока: простые тестовые задания, усложненные задания и сложные творческие задания. Опрос и оценивание результатов автоматизированы.
6. Оценочные
средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по
итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов.
Фонды оценочных средств приведены в приложении.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Методы оптимизации и моделирования торговых процессов
7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине
1. Тельнов Ю.Ф. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Прикладная информатика»/ Тельнов Ю.Ф., Фёдоров И.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 207 c.
- http://www.iprbookshop.ru/34456.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Алексеев Г.В. Численное экономико-математическое моделирование и оптимизация [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Алексеев Г.В., Холявин И.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 195 c.
- http://www.iprbookshop.ru/16905.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Алексеенко В.Б. Математические модели в экономике [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Алексеенко В.Б., Коршунов Ю.С., Красавина В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2013.— 80 c.
- http://www.iprbookshop.ru/22160.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
4. Тельнов Ю.Ф., Фёдоров И.Г. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология: Учебное пособие/Ю.Ф.Тельнов, И.Г.Фёдоров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 207 с. - ISBN: 978-5-238-02622-0. - http://www.iprbookshop.ru/34456.html
7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине
1.
Теория и практика разработки принятия и реализации управленческих решений в предпринимательстве [Электронный ресурс]/ А.Н. Асаул [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Институт проблем экономического возрождения, 2014.— 304 c.
- http://www.iprbookshop.ru/38597.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2.
Балдин К.В. Управленческие решения (8-е издание) [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 495 c.
- http://www.iprbookshop.ru/52305.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3.
Токарев В.В. Модели и решения: Учебное пособие/ В.В.Токарев. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2014. - 408 с. - ISBN:978-5-9221-1451-6.
- http://www.iprbookshop.ru/24411.html
4.
Планирование и анализ бизнес-процессов на основе построения моделей управления конкурентоспособности продукции : монография / Н.В. Еремеева и др. — Москва : Русайнс, 2016. — 104 с. — ISBN 978-5-4365-0749-1.
- https://www.book.ru/book/920045
7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:
- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;
- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;
- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.
Информационные справочные системы:
ИОП "MOODLE"
http://www.mivlgu.ru/content/elektronnyi-kataog-mi-filial-vlgu
Научная электронная библиотека "eLibrary"-Режим доступа: elibrary.ru
Электронно-библиотечная система I-books.ru http://ibooks.ru/
Электронно-библиотечная система IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/
Электронно-библиотечная система Znanium http://znanium.com/
http://www.betec.ru - «Бизнес-инжиниринговые технологии». Информационный портал компании «БИТЕК»
http://www.prognoz.ru - Система бизнес-аналитики. Компания «Прогноз»
http://www.it-claim.ru - Научно-образовательный кластер CLAIM
http://www.Finexpert.ru - Среда общения профессионалов. Набор статей, методических материалов, практических рекомендаций по технологиям управления, реорганизации бизнес-процессов предприятий
Программное обеспечение:
Кабинет компьютерного моделирования: Комплект учебно-методических пособий; 12 компьютеров: Intel Core i-5 3.0 Ghz/4.0Gb/500 Gb/Acer193; проектор SANYO PLC-XU75.
офисный интегрированный пакет Microsoft Office (последняя версия);
пакет программ "Статистика", FPT for Windows;
обучающие программы: All Fusion Process Modeler, Rational Rose, Business Studio;
операционная система Windows 8.
7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
iprbookshop.ru
book.ru
8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Лекционная аудитория: Ноутбук, проектор, проекционный экран.
Кабинет компьютерного моделирования: Комплект учебно-методических пособий; 12 компьютеров: Intel Core i-5 3.0 Ghz/4.0Gb/500 Gb/Acer193; проектор SANYO PLC-XU75.
9. Методические указания по освоению дисциплины
Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.
До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.
Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую
программу дисциплины
«Методы оптимизации и моделирования торговых процессов»
по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело
Рабочая программа дисциплины «Методы оптимизации и моделирования торговых процессов» составлена в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело.
На изучение данного курса по учебному плану отводится
180 час. (5 ЗЕТ).
Формой итогового контроля изучения дисциплины является
экзамен .
Цель дисциплины: Целями освоения дисциплины (модуля) Методы оптимизации и моделирования торговых процессов являются: освоение теории и овладение методами моделирования процессов применительно к торговле; освоение методов анализа процессов "как есть" и умение сформулировать проблемы их функционирования на предприятии; освоение методов моделирования процессов "как должно быть" и практической их реализации в конкретных условиях; освоение методами реижиниринга бизнес-процессов и применением их на практике
Содержание занятий соответствуют требованиям
образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной
работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.
Освоение дисциплины позволит студентам приобрести
теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей
практической деятельности.
Предлагаемые фонды оценочных средств
для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает
содержание курса и соответствуют ФГОС.
Перечень учебно-методической литературы достаточен для
изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.
Рабочая программа дисциплины «Методы оптимизации и моделирования торговых процессов» рекомендуется для использования
в учебном процессе по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело.
04.06.2019 г.