Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭТиМК 

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Методы оптимизации и моделирования торговых процессов     

 




Направление подготовки

38.03.06 Торговое дело

Профиль подготовки

"Коммерция"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

6

180 / 5  

32  

 

16  

5,2  

0,35  

53,55  

99,8  

Экз.(26,65)  

Итого

180 / 5  

32  

 

16  

5,2  

0,35  

53,55  

99,8  

26,65  

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целями освоения дисциплины (модуля) Методы оптимизации и моделирования торговых процессов являются:

освоение теории и овладение методами моделирования процессов применительно к торговле;

освоение методов анализа процессов "как есть" и умение сформулировать проблемы их функционирования на предприятии;

освоение методов моделирования процессов "как должно быть" и практической их реализации в конкретных условиях;

освоение методами реижиниринга бизнес-процессов и применением их на практике

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.04))

Дисциплина «Методы оптимизации и моделирования торговых процессов» относится к специальным дисциплинам общепрофессионального цикла (Б3.Б10.) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению Сфера обслуживания. Дисциплина «Методы оптимизации и моделирования торговых процессов» базируется на знаниях, полученных в рамках изучения дисциплин экономического и общепрофессионального циклов ("Статистика", "Информационные системы в торговле", "Менеджмент", "Информационные технологии и проектирование предприятий"). Углубление и расширение вопросов, изложенных в курсе «Методы оптимизации и моделирования торговых процессов», будет осуществляться во время работы студентов над дисциплиной «Логистика». Основные положения данной дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке ВКР.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

ОПК-2 способность применять основные методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владением математическим аппаратом при решении профессиональных проблем.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-2).

2) Уметь:

применять в процессе моделирования торговых процессов применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-2).

3) Владеть:

культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-9).

способностью применять основные методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-2).

математическим аппаратом при решении профессиональных проблем (ОПК-2).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретические основы моделирования и управления процессами в торговле

6

10

16

тестирование

2

Методы процессно-функционального анализа. Формирование модели "как есть"

6

10

8

20

тестирование

3

Методы моделирования изменений и оптимизации процессов. Построение модели "как должно быть"

6

6

8

39

тестирование

4

Методы реинжиниринга процессов и формирование стратегии развития бизнеса

6

6

24,8

тестирование

Всего за  семестр

180

32

16

99,8

5,2

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

180

32

16

99,8

5,2

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Теоретические основы моделирования и управления процессами в торговле

Лекция 1.

Понятие моделирования процессов и его роль в анализе бизнеса. Классификация бизнес-процессов (2 часа).

Лекция 2.

Организационное проектирование бизнес-процессов на предприятиях торговли (2 часа).

Лекция 3.

Документирование бизнес-процесса. Стандарты документов (2 часа).

Лекция 4.

Понятие методов моделирования бизнес-процессов. Типы моделей бизнес-процессов (2 часа).

Лекция 5.

Стадии моделирования бизнес-процессов (2 часа).

Раздел 2. Методы процессно-функционального анализа. Формирование модели "как есть"

Лекция 6.

Методы анализа бизнес-процессов:анализ трендов; диаграмма "паутина" (2 часа).

Лекция 7.

Методы "построение матрицы показателей", "тестирование критериев" (2 часа).

Лекция 8.

Метод тестирования критериев. Контрольный листок (2 часа).

Лекция 9.

Диаграмма Парето. Диаграмма "причин и результатов". Формирование карты процесса. Анализ коренной причины (2 часа).

Лекция 10.

Поля корреляции. Гистограмма и её интерпретация, параметры оценки (2 часа).

Раздел 3. Методы моделирования изменений и оптимизации процессов. Построение модели "как должно быть"

Лекция 11.

Количественный и качественный граф связей. Матричная диаграмма и её интерпретация (2 часа).

Лекция 12.

Анализ добавленной ценности. Сокращение времени цикла (2 часа).

Лекция 13.

Методы структурирования функций качества (2 часа).

Раздел 4. Методы реинжиниринга процессов и формирование стратегии развития бизнеса

Лекция 14.

Упрощение бизнес-процессов. Методы структурирования бизнес-процессов (2 часа).

Лекция 15.

Статистическое управление бизнес-процессами. Структурные инструменты совершенствования (2 часа).

Лекция 16.

Реинжиниринг, бенчмаркинг: методы реализации (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 6

Раздел 1. Методы процессно-функционального анализа. Формирование модели "как есть"

Лабораторная 1.

Факторный анализ. Диаграмма Парето. Диаграмма Исикавы (4 часа).

Лабораторная 2.

Применение метода цепных подстановок при оценке эффективности бизнес-процессов (4 часа).

Раздел 2. Методы моделирования изменений и оптимизации процессов. Построение модели "как должно быть"

Лабораторная 3.

Определение и анализ критических соотношений при анализе БП (4 часа).

Лабораторная 4.

Применение метода структурирования функций качества в анализе БП (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2081

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Модель совершенствования показателей.

2. Организация улучшений в бизнес-процессах.

3. Идентификация бизнес-процессов.

4. Картирование бизнес-процессов.

5. Многоуровневая блок-схема: способы построения.

6. Самооценка улучшений: необходимость способы реализации.

7. Интерпретация результатов измерений.

8. Тестирование критериев.

9. Структурирование качества процессов. Построение карт качества.

10. Классификация инструментов улучшения.

11. Определение потребностей во времени и ресурсах.

12. Организационные методы совершенствования процессов.

13. Диаграмма причин и результатов. Факторный анализ.

14. Графическая интерпретация результатов измерений. Поле корреляции. Гистограмма.

15. Граф связей:качественный и количественный граф.

16. Матричная диаграмма. Применение её в оценке бизнес-процессов.

17. Организационные инструменты улучшения: устранение излишков. Анализ добавленной ценности.

18. Организационные инструменты улучшения:сокращение времени цикла.

19. Организационные инструменты улучшения:Метод структурирования качества процесса.

20. Организационные инструменты улучшения:Статистическое управление процессами.

21. Реинжиниринг: понятие. процесс проведения реинжиниринга БП.

22. Реинжиниринг: преобразование и внедрение.

23. Бенчмаркинг: понятие, виды и цель использования.

24. Бенчмаркинг:результативность.

25. Структурные инструменты совершенствования: схема процесса принятия решений.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

На лекционных, практических и лабораторных занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как:

Проблемная лекция – форма учебной работы, в рамках которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Моделирование – исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих предметов (явлений, процессов) для их определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, разделенных на три блока: простые тестовые задания, усложненные задания и сложные творческие задания. Опрос и оценивание результатов автоматизированы.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Методы оптимизации и моделирования торговых процессов

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Тельнов Ю.Ф. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Прикладная информатика»/ Тельнов Ю.Ф., Фёдоров И.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 207 c. - http://www.iprbookshop.ru/34456.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Алексеев Г.В. Численное экономико-математическое моделирование и оптимизация [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Алексеев Г.В., Холявин И.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 195 c. - http://www.iprbookshop.ru/16905.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Алексеенко В.Б. Математические модели в экономике [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Алексеенко В.Б., Коршунов Ю.С., Красавина В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2013.— 80 c. - http://www.iprbookshop.ru/22160.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Тельнов Ю.Ф., Фёдоров И.Г. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология: Учебное пособие/Ю.Ф.Тельнов, И.Г.Фёдоров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 207 с. - ISBN: 978-5-238-02622-0. - http://www.iprbookshop.ru/34456.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Теория и практика разработки принятия и реализации управленческих решений в предпринимательстве [Электронный ресурс]/ А.Н. Асаул [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Институт проблем экономического возрождения, 2014.— 304 c. - http://www.iprbookshop.ru/38597.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Балдин К.В. Управленческие решения (8-е издание) [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 495 c. - http://www.iprbookshop.ru/52305.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Токарев В.В. Модели и решения: Учебное пособие/ В.В.Токарев. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2014. - 408 с. - ISBN:978-5-9221-1451-6. - http://www.iprbookshop.ru/24411.html

4. Планирование и анализ бизнес-процессов на основе построения моделей управления конкурентоспособности продукции : монография / Н.В. Еремеева и др. — Москва : Русайнс, 2016. — 104 с. — ISBN 978-5-4365-0749-1. - https://www.book.ru/book/920045

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

ИОП "MOODLE"

http://www.mivlgu.ru/content/elektronnyi-kataog-mi-filial-vlgu

Научная электронная библиотека "eLibrary"-Режим доступа: elibrary.ru

Электронно-библиотечная система I-books.ru http://ibooks.ru/

Электронно-библиотечная система IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/

Электронно-библиотечная система Znanium http://znanium.com/

http://www.betec.ru - «Бизнес-инжиниринговые технологии». Информационный портал компании «БИТЕК»

http://www.prognoz.ru - Система бизнес-аналитики. Компания «Прогноз»

http://www.it-claim.ru - Научно-образовательный кластер CLAIM

http://www.Finexpert.ru - Среда общения профессионалов. Набор статей, методических материалов, практических рекомендаций по технологиям управления, реорганизации бизнес-процессов предприятий

Программное обеспечение:

Кабинет компьютерного моделирования: Комплект учебно-методических пособий; 12 компьютеров: Intel Core i-5 3.0 Ghz/4.0Gb/500 Gb/Acer193; проектор SANYO PLC-XU75.

офисный интегрированный пакет Microsoft Office (последняя версия);

пакет программ "Статистика", FPT for Windows;

обучающие программы: All Fusion Process Modeler, Rational Rose, Business Studio;

операционная система Windows 8.

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория: Ноутбук, проектор, проекционный экран.

Кабинет компьютерного моделирования: Комплект учебно-методических пособий; 12 компьютеров: Intel Core i-5 3.0 Ghz/4.0Gb/500 Gb/Acer193; проектор SANYO PLC-XU75.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Методы оптимизации и моделирования торговых процессов»

по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело

 

Рабочая программа дисциплины «Методы оптимизации и моделирования торговых процессов» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 180 час. (5 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: Целями освоения дисциплины (модуля) Методы оптимизации и моделирования торговых процессов являются:

освоение теории и овладение методами моделирования процессов применительно к торговле;

освоение методов анализа процессов "как есть" и умение сформулировать проблемы их функционирования на предприятии;

освоение методов моделирования процессов "как должно быть" и практической их реализации в конкретных условиях;

освоение методами реижиниринга бизнес-процессов и применением их на практике

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Методы оптимизации и моделирования торговых процессов» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело.

 

04.06.2019 г.