Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭТиМК 

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Информационные технологии в туристской индустрии     

 




Направление подготовки

43.03.02 Туризм

Профиль подготовки

Технология туристской деятельности

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр








          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

144 / 4  

18  

 

36  

3,8  

0,35  

58,15  

59,2  

Экз.(26,65)  

2

144 / 4  

18  

 

36  

3,8  

0,35  

58,15  

59,2  

Экз.(26,65)  

Итого

288 / 8  

36  

 

72  

7,6  

0,7  

116,3  

118,4  

53,3  

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов основных понятий теории информационных процессов, освоение технических и программных средства реализации информационных процессов в туристской индустрии.

Задачами дисциплины являются:

- формирование системы знаний о современных информационных технологиях, используемых в области туризма, и перспективах их развития;

- выработка у обучающихся устойчивых навыков работы с современными программными продуктами, используемыми в туризме;

- развитие устойчивых навыков использования современных компьютерных технологий в практической туристской деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.О.14))

Дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами в ходе изучения естественнонаучных и математических дисциплин средней общеобразовательной школы.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.

ОПК-1 Способен применять технологические новации и современное программное обеспечение в туристской сфере.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

Знать современные технические средства и информационные технологии, применяемые для решения задач профессиональной деятельности.

Знать принципы работы современных информационных технологий.

Знать средства получения, хранения и обработки информации.

Уметь применять современные программные продукты в профессиональной туристской деятельности.

Уметь использовать информационные технологии для поиска информации.

Уметь применять современные информационные технологии при решении практических задач в туристской деятельности.

Владеть способностью использовать современные информационные технологии для решения задач профессиональной деятельности.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Технические средства и программное обеспечение реализации информационных процессов в туризме.

1

18

36

59,2

устный опрос, тестирование

Всего за  семестр

144

18

36

59,2

3,8

0,35

Экз.(26,65)

2

Технология и методы обработки информации в туристской индустрии.

2

6

24

16

устный опрос, тестирование

3

Автоматизированные информационные технологии обработки данных в туристской индустрии.

2

12

12

43,2

устный опрос, тестирование

Всего за  семестр

144

18

36

59,2

3,8

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

288

36

72

118,4

7,6

0,7

53,3

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Технические средства и программное обеспечение реализации информационных процессов в туризме.

Лекция 1.

Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. Современные информационные технологии (2 часа).

Лекция 2.

Технические средства реализации информационных процессов. Устройство ЭВМ. Процессор (2 часа).

Лекция 3.

Технические средства реализации информационных процессов. Память. Системная шина. Стандартные устройства ввода-вывода: клавиатура, монитор (2 часа).

Лекция 4.

Технические средства реализации информационных процессов. Внешние ввода-вывода устройства. Мультимедиа. Компьютерные аксессуары (2 часа).

Лекция 5.

Программное обеспечение ПК. Междупрограммный интерфейс. Классификация программного обеспечения (2 часа).

Лекция 6.

Подготовка текстовых документов на ПК. Текстовый процессор. Форматирование текста, шрифты, сохранение и загрузка документов. Создание таблиц (2 часа).

Лекция 7.

Подготовка текстовых документов на ПК. Дополнительные возможности текстового процессора (2 часа).

Лекция 8.

Табличный процессор. Создание рабочих таблиц. Формат ячейки. Функции (2 часа).

Лекция 9.

Табличный процессор. Связь листов. Абсолютный адрес. Диаграммы. Сводные таблицы. Базы данных в табличном процессоре (2 часа).

Семестр 2

Раздел 2. Технология и методы обработки информации в туристской индустрии.

Лекция 10.

Системы автоматизации делопроизводства турфирмы (2 часа).

Лекция 11.

Проектирование автоматизированных информационных систем турфирмы. Системы управления базами данных. Создание таблиц (2 часа).

Лекция 12.

Системы управления базами данных. Запросы. Формы. Отчеты (2 часа).

Раздел 3. Автоматизированные информационные технологии обработки данных в туристской индустрии.

Лекция 13.

Сетевые и телекоммуникационные технологии в туризме. Локальные сети ЭВМ. Глобальные сети ЭВМ. Службы Интернет. Адресация (2 часа).

Лекция 14.

Использование Интернет в туристском бизнесе (2 часа).

Лекция 15.

Глобальные системы бронирования (2 часа).

Лекция 16.

Системы автоматизации турагентств, туроператоров (2 часа).

Лекция 17.

Компьютерные справочные правовые системы (2 часа).

Лекция 18.

Информационная безопасность информационных систем в туризме (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 1

Раздел 1. Технические средства и программное обеспечение реализации информационных процессов в туризме.

Лабораторная 1.

MS Word. Создание деловых писем (4 часа).

Лабораторная 2.

MS Word. Создание и редактирование таблиц (4 часа).

Лабораторная 3.

MS Word. Создание бланка документа (4 часа).

Лабораторная 4.

MS Word. Дополнительные возможности для подготовки документов (4 часа).

Лабораторная 5.

MS Word. Дополнительные возможности для подготовки документов (4 часа).

Лабораторная 6.

MS Excel. Создание рабочих таблиц (4 часа).

Лабораторная 7.

MS Excel. Связь листов. Абсолютный адрес. Построение диаграмм (4 часа).

Лабораторная 8.

Вычислительная математика в MS Excel. Решение транспортных задач (4 часа).

Лабораторная 9.

Создание презентации в Microsoft PowerPoint (4 часа).

Семестр 2

Раздел 2. Технология и методы обработки информации в туристской индустрии.

Лабораторная 10.

Технология создания серийных писем в турфирме (4 часа).

Лабораторная 11.

Система обмена информацией между приложениями Windows (4 часа).

Лабораторная 12.

Автоматизация обработки текстовой и графической информации в турфирме (4 часа).

Лабораторная 13.

СУБД Access. Создание базы данных турфирмы (4 часа).

Лабораторная 14.

СУБД Access. Создание базы данных турфирмы (4 часа).

Лабораторная 15.

СУБД Access. Создание базы данных турфирмы (4 часа).

Раздел 3. Автоматизированные информационные технологии обработки данных в туристской индустрии.

Лабораторная 16.

Организации поиска документов в СПС Консультант Плюс (4 часа).

Лабораторная 17.

Автоматизация работы организаций туристского бизнеса (4 часа).

Лабораторная 18.

Автоматизация работы организаций туристского бизнеса (4 часа).

 

Методические указания размещены в информационно-образовательном портале по адресу: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=793

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Требования к типовым информационным технологиям в туристской индустрии.

2. Выбор персонального компьютера.

3. Эволюция операционных систем.

4. Использование компьютерной графики в туристской индустрии.

5. Программы-органайзеры.

6. Основные возможности пакетов-переводчиков.

7. Базы данных в Excel.

8. СУБД Access. Редактирование форм и отчетов в режиме конструктора.

9. Организация корпоративной информационной сети.

10. Основные туристические порталы и серверы в Интернет.

11. Этапы развития глобальных компьютерных систем бронирования.

12. Автоматизированные системы управления гостиницами.

13. Страхование туристов через Интернет.

14. СПС Консультант Плюс. Работа со списком документов.

15. Методы и средства защиты информации.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

На лекционных и лабораторных занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами интерактивных форм обучения, таких как:

- дискуссия - форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем;

- доклад (презентация) - публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения: преподавателем, приглашенным экспертом, студентом, группой студентов.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Информационные технологии в туристской индустрии

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Есаулова, С. П. Информационные технологии в туристической индустрии : учебное пособие / С. П. Есаулова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 152 c. - https://www.iprbookshop.ru/80359.html

2. Воронцова, А. В. Информационное обеспечение туроператорских и турагентских услуг : учебное пособие / А. В. Воронцова. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. — 131 c. - https://www.iprbookshop.ru/102425.html

3. Беспалова, И. М. Информационные технологии. Основы работы в Microsoft Word : учебное пособие / И. М. Беспалова. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. — 116 c. - https://www.iprbookshop.ru/102517.html

4. Шандриков, А. С. Информационные технологии : учебное пособие / А. С. Шандриков. — 3-е изд. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2019. — 444 c. - https://www.iprbookshop.ru/94301.html

5. Волобуева, Т. В. Информатика. Введение в Excel : учебное пособие / Т. В. Волобуева. — Воронеж : Воронежский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2019. — 95 c. - https://www.iprbookshop.ru/93315.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Журавлева, Т. Ю. Информационные технологии : учебное пособие / Т. Ю. Журавлева. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 72 c. - https://www.iprbookshop.ru/74552.html

2. Кулеева, Е. В. Информатика. Базовый курс : учебное пособие / Е. В. Кулеева. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. — 174 c. - https://www.iprbookshop.ru/102423.html

3. Родыгин, А. В. Информатика. MS Office : учебное пособие / А. В. Родыгин. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2018. — 95 c. - https://www.iprbookshop.ru/91362.html

4. Мурат, Е. П. Информатика III : учебное пособие / Е. П. Мурат. — Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018. — 150 c. - https://www.iprbookshop.ru/87415.html

5. Проскуряков, А. В. Компьютерные сети. Основы построения компьютерных сетей и телекоммуникаций : учебное пособие / А. В. Проскуряков. — Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018. — 201 c. - https://www.iprbookshop.ru/87719.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

СПС «Консультант Плюс», URL: http://www.consultant.ru/

Электронная библиотечная система iprbookshop.ru, URL: http://www.http://www.iprbookshop.ru/

Научная электронная библиотека eLibrary.ru, URL: http://www. eLibrary.ru)

Электронная библиотека «ЭВРИКА», URL: https://evrika.mivlgu.ru/index.php

Электронная библиотека ВлГУ, URL: e.lib.vlsu.ru

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал. Проработку лекционного материала рекомендуется проводить по окончании каждого занятия. Не следует стремиться к механическому запоминанию текста. Во время самостоятельной проработки лекционного материала особое внимание следует уделять возникшим вопросам, непонятным терминам, спорным точкам зрения. Все такие моменты следует выделить или выписать отдельно для дальнейшего обсуждения. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией.

Лабораторные работы – это одна из разновидностей практического занятия, являющаяся эффективной формой учебных занятий. Они углубляют и закрепляют теоретические знания. В процессе выполнения лабораторных работ студент приобретает навыки анализа полученных результатов, формируются первичные навыки организации, планирования и проведения научных исследований. До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа предполагает закрепление знаний и навыков, полученных на всех видах учебных занятий; подготовку к предстоящим занятиям, экзаменам. Самостоятельный труд вырабатывает умение анализировать факты и явления, учит самостоятельному мышлению, что ведет к развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов. Умение работать самостоятельно необходимо не только для успешного усвоения содержания учебной программы, но и для дальнейшей профессиональной деятельности. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, индивидуально, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Информационные технологии в туристской индустрии»

по направлению подготовки 43.03.02 Туризм

 

Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии в туристской индустрии» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 288 час. (8 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен / экзамен .

Цель дисциплины: формирование у студентов основных понятий теории информационных процессов, освоение технических и программных средства реализации информационных процессов в туристской индустрии.

Задачами дисциплины являются:

- формирование системы знаний о современных информационных технологиях, используемых в области туризма, и перспективах их развития;

- выработка у обучающихся устойчивых навыков работы с современными программными продуктами, используемыми в туризме;

- развитие устойчивых навыков использования современных компьютерных технологий в практической туристской деятельности.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии в туристской индустрии» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.

 

04.06.2019 г.