Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Культурология     

 




Направление подготовки

43.03.02 Туризм

Профиль подготовки

Технология туристской деятельности

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

180 / 5  

32  

32  

 

5,2  

0,35  

69,55  

83,8  

Экз.(26,65)  

Итого

180 / 5  

32  

32  

 

5,2  

0,35  

69,55  

83,8  

26,65  

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: приобретение знаний и умений по осмыслению достижений человеческого общества; формирование культурных ориентаций и установок личности; формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; воспитание нравственности, морали, толерантности.

Задачи дисциплины: овладение категориально-понятийным аппаратом культурологи; применение культурологических знаний в профессиональной и любой другой деятельности; развитие способностей понимания общественных процессов, их социокультурного смысла.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.01))

Дисциплина «Культурология» опирается на изучение дисциплин "История" и "Философия" и формирует основы для освоения иных дисциплин социально-гуманитарного и профессионального направления, написания ВКР.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

Знать закономерности и особенности развития различных культур.

Знать способы социального взаимодействия с учетом культурных традиций и норм.

Уметь строить коммуникацию в мире культурного многообразия.

Уметь устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную работу в коллективе с учетом национальных и культурных особенностей.

Владеть практическими навыками оценки явлений культуры.

Владеть методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде в поликультурной среде.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Культура и культурология. Сущность, структура и функции культуры

1

4

4

10

тестирование

2

Типология культуры

1

4

4

11

тестирование

3

Социокультурная динамика

1

4

4

10

тестирование

4

Язык культуры

1

4

4

11

тестирование

5

Искусство как феномен культуры

1

4

4

10

тестирование

6

Этапы и функции социализации и инкультурации

1

4

4

11

тестирование

7

Типология искусства

1

4

4

10

тестирование

8

Культура и цивилизация

1

4

4

10,8

тестирование

Всего за  семестр

180

32

32

83,8

5,2

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

180

32

32

83,8

5,2

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Культура и культурология. Сущность, структура и функции культуры

Лекция 1.

Культура и культурология. Сущность, структура и функции культуры (2 часа).

Лекция 2.

Культура и культурология. Сущность, структура и функции культуры (2 часа).

Раздел 2. Типология культуры

Лекция 3.

Типология культуры (2 часа).

Лекция 4.

Типология культуры (2 часа).

Раздел 3. Социокультурная динамика

Лекция 5.

Социокультурная динамика (2 часа).

Лекция 6.

Социокультурная динамика (2 часа).

Раздел 4. Язык культуры

Лекция 7.

Язык культуры (2 часа).

Лекция 8.

Язык культуры (2 часа).

Раздел 5. Искусство как феномен культуры

Лекция 9.

Искусство как феномен культуры (2 часа).

Лекция 10.

Искусство как феномен культуры (2 часа).

Раздел 6. Этапы и функции социализации и инкультурации

Лекция 11.

Этапы и функции социализации и инкультурации (2 часа).

Лекция 12.

Этапы и функции социализации и инкультурации (2 часа).

Раздел 7. Типология искусства

Лекция 13.

Типология искусства (2 часа).

Лекция 14.

Типология искусства (2 часа).

Раздел 8. Культура и цивилизация

Лекция 15.

Культура и цивилизация (2 часа).

Лекция 16.

Культура и цивилизация (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Культура и культурология. Сущность, структура и функции культуры

Практическое занятие 1.

Культура и культурология. Сущность, структура и функции культуры (2 часа).

Практическое занятие 2.

Культура и культурология. Сущность, структура и функции культуры (2 часа).

Раздел 2. Типология культуры

Практическое занятие 3.

Типология культуры (2 часа).

Практическое занятие 4.

Типология культуры (2 часа).

Раздел 3. Социокультурная динамика

Практическое занятие 5.

Социокультурная динамика (2 часа).

Практическое занятие 6.

Социокультурная динамика (2 часа).

Раздел 4. Язык культуры

Практическое занятие 7.

Язык культуры (2 часа).

Практическое занятие 8.

Язык культуры (2 часа).

Раздел 5. Искусство как феномен культуры

Практическое занятие 9.

Искусство как феномен культуры (2 часа).

Практическое занятие 10.

Искусство как феномен культуры (2 часа).

Раздел 6. Этапы и функции социализации и инкультурации

Практическое занятие 11.

Этапы и функции социализации и инкультурации (2 часа).

Практическое занятие 12.

Этапы и функции социализации и инкультурации (2 часа).

Раздел 7. Типология искусства

Практическое занятие 13.

Типология искусства (2 часа).

Практическое занятие 14.

Типология искусства (2 часа).

Раздел 8. Культура и цивилизация

Практическое занятие 15.

Культура и цивилизация (2 часа).

Практическое занятие 16.

Культура и цивилизация (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=806

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Культура как специфический способ взаимодействия человека с окружающей средой.

2. Единство мировой культуры и диалог цивилизаций.

3. Идеи цикличности и волновых колебаний в динамике социокультурных систем.

4. Процессы формирования символических структур.

5. Эстетические идеалы различных культурно-исторических эпох.

6. Личность в культуре: приоритет самостоятельного начала, утверждение принципа индивидуальности, его нравственно-правовое обеспечение.

7. Проблема взаимодействия и синтеза видов искусства.

8. Культура как социогенетика цивилизаций, как генотип общества, формирующий механизм наследственности, изменчивости цивилизаций.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

При проведении занятий используются следующие образовательные технологии:

1) участие студентов в дискуссиях и обсуждениях предложенных статей и вопросов;

2) работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения;

3) анализ конкретных культурологических ситуаций с использованием знаний, полученных из лекционного курса;

4) составление таблиц, презентаций, творческих отчетов, аннотаций по результатам самостоятельной работы студентов.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Культурология

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Каверин, Б. И. Культурология : учебное пособие / Б. И. Каверин. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 287 c. — ISBN 5-238-00782-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71015.html (дата обращения: 28.10.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей - http://www.iprbookshop.ru/71015.html

2. Суслова, Т. И. Культурология : учебное пособие / Т. И. Суслова. — Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012. — 122 c. — ISBN 978-5-4332-0039-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/13888.html (дата обращения: 28.10.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей - http://www.iprbookshop.ru/13888.html

3. Культурология : учебное пособие / под редакцией С. А. Хмелевской. — 2-е изд. — Москва, Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 143 c. — ISBN 978-5-4486-0884-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88173.html (дата обращения: 17.11.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей - https://www.iprbookshop.ru/88173.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Культурология. Хрестоматия : учебное пособие / Т. Иглтон, Л. Баткин, О. Шпенглер [и др.] ; составители Ю. В. Ветошкина. — Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2021. — 226 c. — ISBN 978-5-7944-3658-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/123060.html (дата обращения: 19.07.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей - https://www.iprbookshop.ru/123060.html

2. Журнал «Культурологический журнал» - http://www.cr-journal.ru/rus/journals/

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Федеральный портал "Мое образование" https://online.edu.ru/public/promo

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

cr-journal.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обязательным условием обучения является посещение лекций и активная работа на занятиях, так как качественное усвоение знаний невозможно вне контакта с преподавателем. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу. Студенты ведут конспект лекций и прорабатывают лекционный материал, пользуясь конспектом при тестировании по курсу на контрольных неделях.

На практических занятиях пройденный теоретический материал закрепляется работой по основной и дополнительной литературе по пройденным темам, изучение материала происходит более углубленно в виде логико-смысловых моделей по основным разделам курса. Для симулирования творческой активности обучающихся на занятиях широко используется разнообразные приемы современных образовательных технологий, такие как проектирование и дискуссии, круглые столы, деловые игры, тренинги, «мозговые штурмы», викторины, дебаты и др. Проводятся семинары, которые завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по философской проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя. Особую роль в этом процессе играет умение самостоятельно изучать оригинальные тексты классиков философии. Самостоятельная работа с литературой – важная составная часть получения высшего образования. Начинающему студенту следует принять во внимание, что учебная, справочная и научная литература различается по степени сложности, глубины и охвату материала. В связи с этим целесообразно осуществлять самостоятельную работу с литературой в три стадии. Первоначально следует обратиться к учебной литературе, где доступным языком и систематично изложены базовые знания по изучаемому курсу. Затем следует обратиться к справочной литературе (энциклопедиям, энциклопедическим словарям, отраслевым словарям и справочникам). В них, как правило, суммированы основные достижения науки по тем или иным вопросам. Язык словарей предельно лаконичен и более наукообразен, чем язык учебников. Поэтому понимание словарной статьи, как правило, предполагает общее знакомство с сутью вопроса. Наиболее сложной для освоения является научная литература: монографии и статьи. Работа с ними требует хорошего знания контекста рассматриваемых там проблем, а также знакомства с научной терминологией. Поэтому к научной литературе следует подступать на завершающей стадии работы над темой. При этом следует учитывать, что в монографиях, как правило, затрагивается широкий спектр проблем, выходящий за рамки одной темы учебной дисциплины, поэтому в большинстве случаев не требуется обработки всего текста монографии, но лишь той ее части, которая непосредственно посвящена вопросу. При работе с литературой следует делать выписки, соответствующие изучаемой теме.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Культурология»

по направлению подготовки 43.03.02 Туризм

 

Рабочая программа дисциплины «Культурология» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 180 час. (5 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: приобретение знаний и умений по осмыслению достижений человеческого общества; формирование культурных ориентаций и установок личности; формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; воспитание нравственности, морали, толерантности.

Задачи дисциплины: овладение категориально-понятийным аппаратом культурологи; применение культурологических знаний в профессиональной и любой другой деятельности; развитие способностей понимания общественных процессов, их социокультурного смысла.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Культурология» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.

 

04.06.2019 г.