Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭТиМК 

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Моделирование процессов в туризме     

 




Направление подготовки

43.03.02 Туризм

Профиль подготовки

Технология туристской деятельности

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

6

108 / 3  

16  

 

16  

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

Зач.  

Итого

108 / 3  

16  

 

16  

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

 

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: изучение современных методов моделирования процессов в туризме и приобретение навыков применения их в практической деятельности.

Задачами освоения дисциплины являются:

овладение современными методами моделирования и управления бизнес-процессами в туризме;

овладение средствами реализации современных моделей и программ организации бизнес-процессов в туризме;

овладение современными методами формирования и управления турпродуктом;

овладение современными информационными технологиями, используемыми при моделировании бизнес-процессов в туризме.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.04))

Дисциплина «Моделирование процессов в туризме» базируется на знаниях, полученных в рамках изучения дисциплин "Статистика в туризме", «Информационные технологии в туристской индустрии», «Туристско-рекреационное проектирование». Основные положения данной дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке ВКР.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 Способен проводить исследования в туристской индустрии.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

Знать: современные методы анализа и прогнозирование процессов в туризме.

Уметь: анализировать и обрабатывать информацию о бизнес-процессах в туризме.

Владеть: способностью прогнозировать социально-экономических изменения в сфере туризма.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Сущность, классификация и методология моделирование процессов в туризме

6

4

4

17

тестирование

2

Инструменты анализа проблемы управления бизнес-процессами

6

8

8

36

тестирование

3

Инструменты совершенствования

6

4

4

21,15

тестирование

Всего за  семестр

108

16

16

74,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

108

16

16

74,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Сущность, классификация и методология моделирование процессов в туризме

Лекция 1.

Понятие и классификация бизнес-процессов в туристской деятельности (2 часа).

Лекция 2.

Анализ и оценка деятельности туристского предприятия. Способы сбора информации (2 часа).

Раздел 2. Инструменты анализа проблемы управления бизнес-процессами

Лекция 3.

Методы моделирования и интерпретации бизнес-процессов (2 часа).

Лекция 4.

Самооценка и интерпретация результатов измерений (2 часа).

Лекция 5.

Методы для выявления сути проблемы (2 часа).

Лекция 6.

Методы анализа причин возникновения проблемы (2 часа).

Раздел 3. Инструменты совершенствования

Лекция 7.

Структурные и организационные инструменты совершенствования. Методика выбора пути достижения цели (2 часа).

Лекция 8.

Управление качеством процессов и затратами на его обеспечение (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 6

Раздел 1. Сущность, классификация и методология моделирование процессов в туризме

Лабораторная 1.

Применение методов анализ факторов, влияющих на результаты работы фирмы (4 часа).

Раздел 2. Инструменты анализа проблемы управления бизнес-процессами

Лабораторная 2.

Методы оценки вариантов стратегического развития фирмы (4 часа).

Лабораторная 3.

Моделирование показателей работы фирмы и обеспечение конкурентных преимуществ (4 часа).

Раздел 3. Инструменты совершенствования

Лабораторная 4.

Применение метода структурирования функций качества в анализе бизнес-процессов (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=806

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Понятие бизнес-процесса. Цель моделирования бизнес-процесса.

2. Классификация бизнес-процессов в туристском предприятии.

3. Организационное проектирование бизнес-процессов предприятий туризма и рекреации.

4. Документирование бизнес-процесса.

5. Особенности анализа и оценки деятельности туристского предприятия.

6. Основные подходы к изучению конкурентов и клиентов предприятий туризма и рекреации.

7. Методы моделирования БП.

8. Согласование результатов работ бизнес-процесса с требованиями клиентов.

9. Анализ трендов в процессе самооценки .

10. Диаграмма-паутина: методы построения и область применения.

11. Матрица показателей: методы построения и анализа.

12. Тестирование критериев. Методы тестирования.

13. Выявление критического инцидента.

14. Контрольный листок: этапы составления, область использования.

15. Диаграмма Парето: область применения и результаты.

16. Диаграмма причин и результатов (Схема Исикавы «рыбий скелет»).

17. Карта процесса – схема совершенствования бизнес-процесса.

18. Анализ конкретной причины. Составление «пяти почему».

19. Поле корреляции. Диаграмма рассеивания. Цель построения. Область использования.

20. Качественные и количественные графы связи. Принципы построения.

21. Структурные инструменты совершенствования. Построение дерева целей.

22. Организационные инструменты совершенствования. Анализ добавленной ценности. Сокращение времени цикла.

23. Реинжиниринг (перестройка) бизнес-процесса.

24. Статистический контроль качества процессов.

25. Построение контрольных карт. Типы контрольных карт. Область использования.

26. Методы анализа затрат по обеспечению качества процессов.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

На лекционных, практических и лабораторных занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как:

Проблемная лекция – форма учебной работы, в рамках которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Доклад – это развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично. Он является разновидностью самостоятельной научной работы студента, часто применяется на семинарах. Работая над докладом, студент закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.

Моделирование – исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих предметов (явлений, процессов) для их определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, разделенных на три блока: простые тестовые задания, усложненные задания и сложные творческие задания. Опрос и оценивание результатов автоматизированы.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Моделирование процессов в туризме

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Самков, Т. Л. Методы принятия управленческих решений : учебное пособие / Т. Л. Самков. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2019. — 123 c. — ISBN 978-5-7782-3812-1. — Текст : электронный - https://www.iprbookshop.ru/98794.html

2. Развитие бизнес-процессов в условиях модернизации региональной экономики : монография / С. В. Фролко, Е. И. Молокова, Д. Г. Бженникова [и др.] ; под редакцией Е. И. Молокова. — 2-е изд. — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 274 c. — ISBN 978-5-4487-0431-4. — Текст : электронный - https://www.iprbookshop.ru/79787.html

3. Александров, Д. В. Моделирование и анализ бизнес-процессов : учебник / Д. В. Александров. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2017. — 227 c. — ISBN 978-5-9908055-8-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/61086.html (дата обращения: 08.10.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей - https://www.iprbookshop.ru/61086.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Математические и инструментальные методы в экономике, бизнесе и менеджменте : коллективная монография / Е. А. Березовская, А. М. Галицына, А. Т. Калмакова [и др.] ; под редакцией С. В. Крюкова. — Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2019. — 162 c. — ISBN 978-5-9275-3255-1. — Текст : электронный - http://www.iprbookshop.ru/100178.html

2. Молоткова, Н. В. Реинжиниринг бизнес-процессов : учебное пособие / Н. В. Молоткова, Д. Л. Хазанова. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2019. — 81 c. — ISBN 978-5-8265-2123-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. - https://www.iprbookshop.ru/99785.html

3. Назаренко, А. В. Моделирование бизнес-процессов : учебное пособие / А. В. Назаренко, Д. В. Запороец, О. С. Звягинцева. — Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2019. — 176 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. - https://www.iprbookshop.ru/109394.html

4. Моделирование бизнес-процессов : учебное пособие / А. Н. Байдаков, О. С. Звягинцева, А. В. Назаренко [и др.]. — Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2017. — 180 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. - https://www.iprbookshop.ru/76036.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

ИОП "MOODLE"

Электронный каталог МИ (филиал) ВлГУ - http://www.mivlgu.ru/content/elektronnyi-kataog-mi-filial-vlgu

Научная электронная библиотека "eLibrary"-Режим доступа: elibrary.ru

Электронно-библиотечная система IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/

«Бизнес-инжиниринговые технологии». Информационный портал компании «БИТЕК» - http://www.betec.ru

Система бизнес-аналитики. Компания «Прогноз» - http://www.prognoz.ru

Научно-образовательный кластер CLAIM - http://www.it-claim.ru

Среда общения профессионалов. Набор статей, методических материалов, практических рекомендаций по технологиям управления, реорганизации бизнес-процессов предприятий - http://www.Finexpert.ru

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями. Лекционный материал расположен в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=806

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий. Методические указания по выполнению самостоятельных работ приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=806

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Моделирование процессов в туризме»

по направлению подготовки 43.03.02 Туризм

 

Рабочая программа дисциплины «Моделирование процессов в туризме» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: изучение современных методов моделирования процессов в туризме и приобретение навыков применения их в практической деятельности.

Задачами освоения дисциплины являются:

овладение современными методами моделирования и управления бизнес-процессами в туризме;

овладение средствами реализации современных моделей и программ организации бизнес-процессов в туризме;

овладение современными методами формирования и управления турпродуктом;

овладение современными информационными технологиями, используемыми при моделировании бизнес-процессов в туризме.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Моделирование процессов в туризме» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.

 

04.06.2019 г.