Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Педагогика     

 




Направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профиль подготовки

Английский язык и Немецкий язык

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

5

180 / 5  

32  

32  

 

5,2  

2,35  

71,55  

81,8  

Экз.(26,65)  

Итого

180 / 5  

32  

32  

 

5,2  

2,35  

71,55  

81,8  

26,65  

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Приобщение студентов к элементам педагогической культуры как составляющей общей культуры будущего бакалавра.

Учебный курс нацелен на решение задач, связанных с развитием гуманитарного мышления студентов, формированием у них педагогических знаний и умений, необходимых как для профессиональной деятельности, так и для повышения общей компетентности в межличностных отношениях.

Задачи дисциплины:

1. Выработать у студентов концептуальные представления о сущности и ценностях педагогики.

2. Познакомить студентов с современными трактовками предмета педагогической науки. Изложить основные тенденции развития высшей профессиональной школы на современном этапе.

3. Усвоить теоретические понятия и положения лекционного курса и изучить специфику педагогических закономерностей, принципов, методов и форм обучения и воспитания.

4. Проанализировать проблемы обучения, воспитания, развития человека на современном этапе.

5. Познакомить студентов с основными вопросами организации процесса обучения и воспитания.

6. Дать представления об истории и современном состоянии высшего образования в России; познакомить с основными подходами к определению конечных и промежуточных целей высшего образования, методов их достижения (метод обучения и воспитания); предложить способы обеспечения педагогического контроля (в том числе с помощью тестов) за эффективностью учебно-воспитательной работы и достижением поставленных педагогических целей.

7. Сформировать установку на постоянный поиск приложений философских, социально-экономических, психологических и других знаний к решению проблем профессионального рос-та.

8. Актуализировать потребность в профессионально-личностном саморазвитии студента, творческом применении теоретических знаний в практике.

Главной задачей является рассмотрение педагогики в качестве одного из главных компонентов общекультурной и общегуманитарной подготовки бакалавра.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.О.11))

Дисциплина «Педагогика» занимает важное место в структуре педагогического образования и подготовки будущих бакалавров. Его предметом является изучение педагогики как науки, её методологии и теории целостного педагогического процесса. Дисциплина «Педагогика» является базовой для изучения курсов «Методика обучения иностранным языкам», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», а также для прохождения Технологической и Педагогической практик.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий).

ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей.

ОПК-5 Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении.

ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.

ПК-3 Способен осуществлять воспитательную деятельность в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

ПК-4 Способен осуществлять развивающую деятельность в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

Знает педагогические, методические и психологические основы разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ, специфику использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности.

Знает требования федеральных государственных образовательных стандартов к организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, основные закономерности возрастного развития обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

Знает основы методики воспитательной работы; духовно-нравственного воспитания обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; виды современных педагогических средств, обеспечивающих создание воспитывающей образовательной среды.

Знает психологические и педагогические основы осуществления контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся, выявления и психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении.

Знает психолого-педагогические основы индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Знает психологические, психофизиологические, педагогические, методические основы профессиональной деятельности.

Умеет разрабатывать цели, планируемые результаты, содержание компонентов основных и дополнительных образовательных программ, отдельных их компонентов, в том числе с использованием ИКТ.

Умеет ставить воспитательные цели и задачи, способствующие развитию обучающихся; выбирать формы и методы воспитательной работы в учебной и внеурочной деятельности.

Умеет определять формы, методы и средства осуществления контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся, выявления и психолого-педагогической коррекции групповых и индивидуальных трудностей в обучении.

Умеет анализировать воспитательную деятельность, выявлять воспитательный потенциал учебных материалов предметной области.

Умеет анализировать и систематизировать разнородные данные, выявлять системные связи и отношения между изучаемыми явлениями и процессами.

Владеет технологиями создания воспитывающей образовательной среды и способствующими духовно-нравственному развитию личности обучающихся.

Владеет методами и приемами осуществления контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся.

Владеет психолого-педагогическими технологиями индивидуализации обучения, развития, воспитания.

Владеет технологиями осуществления педагогической деятельности и оценивания результативности собственной педагогической деятельности на основе специальных научных знаний.

Владеет способами проектирования и проведения мероприятий в рамках программы воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях.

Осуществляет развитие обучающихся в образовательных учреждениях через внеурочную деятельность.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретико-методологические основы профессиональной педагогики

5

6

6

0

устный опрос

2

Образование и общество:система образования в России

5

2

4

10

устный опрос

3

Дидактика и теория воспитания в структуре современной педагогики.

5

10

6

18

устный опрос

4

Личность как объект и субъект воспитания

5

6

4

0

письменный опрос

5

Теоретические основы современной дидактики.

5

2

8

0

письменный опрос

6

Управление педагогическим процессом обучения и воспитания.

5

6

4

53,8

тестирование

Всего за  семестр

180

32

32

81,8

+

5,2

2,35

Экз.(26,65)

Итого   

180

32

32

81,8

5,2

2,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 5

Раздел 1. Теоретико-методологические основы профессиональной педагогики

Лекция 1.

Объект, предмет, задачи, принципы, функции педагогики. Целеполагание (2 часа).

Лекция 2.

Понятие методологии. Методы педагогических исследований (2 часа).

Лекция 3.

Общая характеристика педагогической профессии (2 часа).

Раздел 2. Образование и общество:система образования в России

Лекция 4.

Образование как система и процесс, способ вхождения человека в мир науки и культуры (2 часа).

Раздел 3. Дидактика и теория воспитания в структуре современной педагогики.

Лекция 5.

Дидактика как теория обучения. Предмет и задачи дидактики (2 часа).

Лекция 6.

Формы организации педагогического процесса в школе и вузе (2 часа).

Лекция 7.

Виды обучения. Методы обучения (2 часа).

Лекция 8.

Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива (2 часа).

Лекция 9.

Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования (2 часа).

Раздел 4. Личность как объект и субъект воспитания

Лекция 10.

Характеристика личности в гуманистической концепции воспитания (2 часа).

Лекция 11.

Содержание воспитания (2 часа).

Лекция 12.

Методы воспитания (2 часа).

Раздел 5. Теоретические основы современной дидактики.

Лекция 13.

Прогнозирование и проектирование педагогического процесса (2 часа).

Раздел 6. Управление педагогическим процессом обучения и воспитания.

Лекция 14.

Управление педагогическими системами. Управленческая культура руководителя (2 часа).

Лекция 15.

Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности (2 часа).

Лекция 16.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 5

Раздел 1. Теоретико-методологические основы профессиональной педагогики

Практическое занятие 1.

Педагогика в системе наук о человеке: общее представление о науке, её возникновении и развитии (2 часа).

Практическое занятие 2.

Предмет, объект и проблемы педагогики. Связь педагогики с другими науками, её структура (2 часа).

Практическое занятие 3.

Дидактика и теория воспитания в структуре современной педагогики.Цели воспитания в педагогике (2 часа).

Раздел 2. Образование и общество:система образования в России

Практическое занятие 4.

Цели и задачи воспитания в важнейших документах России; современные педагогические концепции воспитания (2 часа).

Практическое занятие 5.

Теория воспитания о содержании, методах и формах воспитания (2 часа).

Раздел 3. Дидактика и теория воспитания в структуре современной педагогики.

Практическое занятие 6.

Понятие метода и приёма воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор методов воспитания (2 часа).

Практическое занятие 7.

Формы воспитания. Воспитание учащихся в коллективе. Понятие и признаки коллектива (2 часа).

Практическое занятие 8.

Управление системой образования в России.Содержание образования: Сущность содержания образования (2 часа).

Раздел 4. Личность как объект и субъект воспитания

Практическое занятие 9.

Государственный образовательный стандарт. Документы, определяющие содержание образования (2 часа).

Практическое занятие 10.

Структура процесса обучения.Правило и его характеристика (2 часа).

Раздел 5. Теоретические основы современной дидактики.

Практическое занятие 11.

Понятие метода, приёма обучения. Различные подходы к классификации и выбора методов и форм обучения (2 часа).

Практическое занятие 12.

Урок - основная форма организации учебного процесса в школе. Урок: сущность, типология, структура (2 часа).

Практическое занятие 13.

Классификация современных образовательных технологий: виды и типы. Интерактивные технологии (2 часа).

Практическое занятие 14.

Управление и педагогическое сопровождение и поддержка учащихся в процессе воспитания и обучения (2 часа).

Раздел 6. Управление педагогическим процессом обучения и воспитания.

Практическое занятие 15.

Педагогическая деятельность и личность учителя. Понятие о педагогической профессии и деятельности.учителя (2 часа).

Практическое занятие 16.

Структура и виды педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Профессиональная компетентность педагога (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены на ИОП "MOODLE"

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=3445

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Межпредметные связи в теории и практике обучения учащимся иностранным языкам и истории.

2. Межпредметные связи в обучении. Их классификация.

3. Межпредметные образовательные области.

4. Межпредметная интеграция в образовании.

5. Виды и формы обучения.

6. Разнообразие видов обучения и их характеристика.

7. Обусловленность вида обучения его содержанием.

8. Современные модели обучения школьников.

9. Технологии обучения и управления развитием,обучением школьников.

10. Влияние способа задания целей, возможных уровней усвоения содержания технологий.

11. Контроль за качеством усвоения содержания технологий.

12. Виды технологий обучения и их структура.

13. Информационно-коммуникационные технологии обучения.

14. Интерактивные технологии:содержание и классификации.

15. Технологии сотрудничества и соуправления в педагогическом процессе.

16. Инновационные модели и технологии.

17. Личностно-ориентированное образование.

18. Профильное обучение.

19. Интеграция образования.

20. Ноосферное образование.

21. Педагогические технологии по В.П. Беспалько.

22. Средства и методы обучения и воспитания.

23. Разнообразие средств и методов обучения и воспитания; целесообразность их использования.

24. Пути совершенствования словесных, наглядных и практических средств и методов обучения.

25. Развитие личности гражданина российского общества-ценность деятельности учителя.

26. Социально – одобряемый портрет гражданина российского общества.

27. Формирование базовой культуры членов гражданского общества.

28. Учитель-ключевая фигура становления, формирования и развития личности ученика.

29. Профессиональная культура личности учителя.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Национальные традиции воспитания в современной школе России.

2. Этнопедагогические аспекты воспитательной работы.

3. Воспитание культуры межнационального общения.

4. Психолого-педагогические проблемы адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.

5. Основы позитивной педагогики.

6. Педагогическая поддержка: сущность и особенности профессиональной деятельности.

7. Воспитательные возможности микросоциума школы.

8. Формирование мотивации к познавательной деятельности у современных школьников.

9. Проблема популяризации научных знаний среди школьников.

10. Успех школьника как фактор эффективного обучения и воспитания.

11. Традиции семейного воспитания в разных странах (сравнительный анализ).

12. Проблемы семейного воспитания в современных условиях.

13. Педагогическое взаимодействие с родителями школьника: эффективный опыт.

14. Роль педагога в формировании детского коллектива пятиклассников.

15. Особенности развития детского коллектива в школе.

16. Современные проблемы развития ученического самоуправления.

17. Воспитание социальной ответственности у учащихся.

18. Гражданское воспитание школьников в современных условиях.

19. Формирование здорового образа жизни школьников как педагогическая проблема.

20. Актуальные проблемы экологического воспитания учащихся.

21. Воспитание патриотизма и интернационализма в условиях школы (детского объединения).

22. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение школьников в современных условиях.

23. Особенности духовного и нравственного воспитания детей в современной школе.

24. Исследование игровых предпочтений современных школьников.

25. Анализ и обобщение педагогического опыта классного руководителя (на конкретном примере).

26. Авторская система воспитательной работы педагога дополнительного образования.

27. Российское движение школьников: педагогические основы деятельности.

 

Методические указания к курсовому проектированию приведены на ИОП "MOODLE"

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=3445

 

 

5. Образовательные технологии

При проведении лекций и практических занятий используются активные образовательные технологии:

– дискуссия как способ закрепления теоретического материала и формирования четко осознаваемой собственной точки зрения;

– работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения;

– метод кейсов предполагает описание и анализ реальных социальных ситуаций, предложение возможных решений и обоснованный выбор лучшего из них.

– проблемное обучение как способ развития самостоятельности в решении возникающих в процессе обучения и профессиональной деятельности задач;

– обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студентов за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения.

составление таблиц, представление собственных презентаций по результатам самостоятельной работы студентов.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Педагогика

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Безрукова, В. С. Педагогика : учебное пособие / В. С. Безрукова. — Москва, Вологда : Инфра-Инженерия, 2021. — 324 c. — ISBN 978-5-9729-0628-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART - https://www.iprbookshop.ru/115241.html

2. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики : учебное пособие / Г. В. Бороздина. — 2-е изд. — Минск : Вышэйшая школа, 2021. — 416 c. — ISBN 978-985-06-3313-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART - https://www.iprbookshop.ru/120134.html

3. Писарева, Т. А. Общие основы педагогики : учебное пособие / Т. А. Писарева. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 127 c. — ISBN 978-5-9758-1759-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART - https://www.iprbookshop.ru/81035.html

4. Калюжный, А. С. Психология и педагогика : учебное пособие / А. С. Калюжный. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 322 c. — ISBN 978-5-4486-0138-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART - https://www.iprbookshop.ru/72814.html

5. Новиков, С. Г. Образование, воспитание и педагогика в России: от прошлого к будущему : монография / С. Г. Новиков, С. В. Куликова, А. А. Глебов. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2018. — 175 c. — ISBN 978-5-9935-0386-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART - https://www.iprbookshop.ru/84398.html

6. Джуринский, А. Н. Педагогика России: история и современность : монография / А. Н. Джуринский. — Саратов : Вузовское образование, 2017. — 180 c. — ISBN 978-5-4487-0022-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART - https://www.iprbookshop.ru/65728.html

7. Джуринский, А. Н. Зарубежная педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Н. Джуринский. — Саратов : Вузовское образование, 2017. — 333 c. — ISBN 978-5-4487-0024-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART - https://www.iprbookshop.ru/65720.html

8. Курс по общим основам педагогики / . — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, Норматика, 2017. — 117 c. — ISBN 978-5-4374-0807-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART - https://www.iprbookshop.ru/65215.html

9. Марченко, Г. В. История отечественной школы и педагогики : учебное пособие / Г. В. Марченко, К. М. Водопьянова. — Ростов-на-Дону : Донской государственный технический университет, 2022. — 231 c. - https://www.iprbookshop.ru/122375.html

10. Сушков, А. В. История педагогики и образования : учебно-методическое пособие / А. В. Сушков, М. Н. Егизарьянц ; под редакцией В. И. Спириной. — Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2022. — 200 c. - https://www.iprbookshop.ru/122786.html

11. Безрукова, В. С. Педагогика : учебное пособие / В. С. Безрукова. — Москва, Вологда : Инфра-Инженерия, 2021. — 324 c. - https://www.iprbookshop.ru/115241.html

12. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики : учебное пособие / Г. В. Бороздина. — 2-е изд. — Минск : Вышэйшая школа, 2021. — 416 c. - https://www.iprbookshop.ru/120134.html

13. Писарева, Т. А. Общие основы педагогики : учебное пособие / Т. А. Писарева. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 127 c. - https://www.iprbookshop.ru/81035.html

14. Акимов, С. С. Психология и педагогика : учебное пособие / С. С. Акимов, О. Ю. Бородина, О. Н. Судакова. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. — 206 c. - https://www.iprbookshop.ru/118414.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Резепов, И. Ш. Психология и педагогика : учебное пособие / И. Ш. Резепов. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 106 c. — ISBN 978-5-4486-0436-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART - https://www.iprbookshop.ru/79812.html

2. Психология и педагогика : учебно-методическое пособие / составители Т. Х. Бурсагова, А. А. Бехоева. — Грозный : Чеченский государственный университет, 2019. — 59 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART - https://www.iprbookshop.ru/107276.html

3. Светличная, Л. В. Педагогика : курс лекций / Л. В. Светличная. — Москва : Российский университет транспорта (МИИТ), 2019. — 81 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART - https://www.iprbookshop.ru/115973.html

4. Белова, Ю. В. Педагогика : учебно-методическое пособие / Ю. В. Белова. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 83 c. — ISBN 978-5-4487-0140-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART - https://www.iprbookshop.ru/72353.html

5. Колосова, Н. В. Экспериментальная педагогика : практикум / Н. В. Колосова, Л. В. Халяпина. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. — 126 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART - https://www.iprbookshop.ru/83200.html

6. Семенкова, С. Н. Основы педагогики в схемах и таблицах : учебно-методическое пособие / С. Н. Семенкова. — Саратов : Вузовское образование, 2017. — 97 c. — ISBN 978-5-4487-0000-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART - https://www.iprbookshop.ru/64905.html

7. Егизарьянц, М. Н. Семейная педагогика : учебно-методическое пособие / М. Н. Егизарьянц, А. В. Сушков. — Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2021. — 108 c. - https://www.iprbookshop.ru/118961.html

8. Седова, Н. Е. Теоретическая педагогика : учебно-методическое пособие / Н. Е. Седова. — 2-е изд. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 113 c. - https://www.iprbookshop.ru/85831.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Информационная правовая система "Консультант Плюс"

"Рубрикон"- крупнейший энциклопедический ресурс интернета, http://www.rubricon.com

Всероссийский учебно-методический портал "Педсовет" https://pedsov.ru/

Образовательный портал для учителей "Урок.РФ" https://урок.рф/

Сайт Федерального института педагогических измерений ФИПИ https://fipi.ru/

Издательский дом «Первое сентября» https://1sept.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется презентациями по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает вопросы для обсуждения, в конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно, но ее выполнение контролируется преподавателем. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий. Методические рекомендации по изучению теоретического материала, запланированного преподавателем для самостоятельного изучения студентов. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал. Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы. Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах. План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). Разработка материала для самостоятельной работы студентов позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности студента. На практике чаще всего применяются две формы самостоятельной работы: традиционная , то есть выполняемая студентом самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для него часы, часто вне аудитории, а, например, в компьютерном классе, читальном зале, и аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого при необходимости можно получить консультации. Самостоятельная работа студентов включает в себя (структура): - подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим) и выполнение соответствующих заданий; - самостоятельную работу над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом; - подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками; - выполнение письменных контрольных работ, эссе, рефератов, проектов, мультимедийных презентаций; - анализ нормативно-правовой документации, составление инфографики, диаграмм; - подготовку ко всем видам контрольных испытаний, - подготовку к итоговой и промежуточной аттестации; - работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и т.п.; - участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, и т.п.; Методы самостоятельной работы студентов: - наблюдение за единичными объектами; - сравнительно-аналитические наблюдения; - учебное конструирование (занятия); - решение учебных и профессиональных задач; - работа с различными источниками информации; - исследовательская деятельность. Материал для самостоятельной работы студентов сконструирован по следующим принципам действия студента: 1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе? Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде. 2. Определить способы логической и методической обработки материала. 3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения. 4. Выявить трудности, сопряжённые с подготовкой к лекциям и практикам. 5. Подготовиться для решения следующих задач: - формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное; - формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления; - формирование умений вычленять главное. 6. При выполнении заданий, упражнений, исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление. 7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему. Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия: - готовность студентов к самостоятельному труду; - мотив к получению знаний; - наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала как печатного, так и электронного, методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы, доступа в сеть Интернет; - система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы; - консультационная помощь, в том числе взаимодействие в сети Интернет; Формы самостоятельной работы студентов: 1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам. 2. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы. 3. Работа со словарем, справочником. 4. Поиск необходимой информации через Интернет. 5. Конспектирование источников. 6. Реферирование источников. 7. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам. 8. Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал. 9. Составление обзора публикаций по теме. 10. Составление и разработка словаря (глоссария). 11. Составление хронологической таблицы. 12. Составление библиографии (библиографической картотеки) 13. Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки) 14. Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала. 15. Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме. 16. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену). 17. Выполнение домашних контрольных работ. 18. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты). 19. Выполнение творческих заданий. 20. Проведение педагогического эксперимента и составление отчета по нему. 21. Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии. 22. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии. 23. Подготовка доклада и написание тезисов доклада. 24. Выполнение комплексного задания (проекта) по теме. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии. 25. Выполнение интегрированного (межпредметного) проекта. Подготовка к его защите. 26. Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании. 27. Подготовка к выступлению на конференции 28. Конспектирование по вопросам 29. Составление тезисов к текст 30. Прочтение текста и подготовка ответов на поставленные преподавателем вопросы 31. Работа в парах, в группах по теме, заданной преподавателем 32. Проблемные самостоятельные работы 33. Метод самостоятельных наблюдений 34. Портфолио 35. Решение кейсов 36. Написание эссе.

Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями на курсовую работу. Обучающийся выбирает одну из указанных в перечне тем курсовых работ, исходя из своих интересов, наличия соответствующих литературных и иных источников. В ходе выполнения курсовой работы преподаватель проводит консультации обучающегося. На заключительном этапе обучающийся оформляет пояснительную записку к курсовой работе и выполняет ее защиту в присутствии комиссии из преподавателей кафедры.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Педагогика»

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

 

Рабочая программа дисциплины «Педагогика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

На изучение данного курса по учебному плану отводится 180 час. (5 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: Приобщение студентов к элементам педагогической культуры как составляющей общей культуры будущего бакалавра.

Учебный курс нацелен на решение задач, связанных с развитием гуманитарного мышления студентов, формированием у них педагогических знаний и умений, необходимых как для профессиональной деятельности, так и для повышения общей компетентности в межличностных отношениях.

Задачи дисциплины:

1. Выработать у студентов концептуальные представления о сущности и ценностях педагогики.

2. Познакомить студентов с современными трактовками предмета педагогической науки. Изложить основные тенденции развития высшей профессиональной школы на современном этапе.

3. Усвоить теоретические понятия и положения лекционного курса и изучить специфику педагогических закономерностей, принципов, методов и форм обучения и воспитания.

4. Проанализировать проблемы обучения, воспитания, развития человека на современном этапе.

5. Познакомить студентов с основными вопросами организации процесса обучения и воспитания.

6. Дать представления об истории и современном состоянии высшего образования в России; познакомить с основными подходами к определению конечных и промежуточных целей высшего образования, методов их достижения (метод обучения и воспитания); предложить способы обеспечения педагогического контроля (в том числе с помощью тестов) за эффективностью учебно-воспитательной работы и достижением поставленных педагогических целей.

7. Сформировать установку на постоянный поиск приложений философских, социально-экономических, психологических и других знаний к решению проблем профессионального рос-та.

8. Актуализировать потребность в профессионально-личностном саморазвитии студента, творческом применении теоретических знаний в практике.

Главной задачей является рассмотрение педагогики в качестве одного из главных компонентов общекультурной и общегуманитарной подготовки бакалавра.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Педагогика» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

 

04.06.2019 г.