Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭТиМК 

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Экономика     

 




Направление подготовки

42.03.01 Реклама и связи с общественностью

Профиль подготовки

Реклама и связи с общественностью в коммерческой и производственной сфере

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

2

108 / 3  

16  

32  

 

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

Зач. с оц.  

Итого

108 / 3  

16  

32  

 

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

 

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: овладение понятийным аппаратом современной экономической науки, позволяющее самостоятельно ориентироваться в сложных проблемах функционирования экономики и общества, прогнозировать социально-экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики.

Задачи дисциплины:

теоретическое освоение основ экономической теории;

приобретение практических навыков принятия обоснованных экономических решений с использованием методов планирования;

овладение методикой оценки оптимальных способов решения профессиональных задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.О.01.04))

Дисциплина обеспечивает расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций, сформированных в ходе изучения таких дисциплин, как История, Философия, Правоведение. Изучение курса «Экономика» является необходимым для освоения комплекса последующих дисциплин, предусмотренных программой обучения: Менеджмент в рекламе и связях с общественностью, Маркетинг

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-9 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности.

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

Знать виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач.

Знать закономерности функционирования современной экономики.

Знать основные понятия, категории и инструменты экономической теории.

Знать основные документы. регламентирующие экономическую деятельность в профессиональной сфере.

Уметь анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

Уметь обосновывать принятие экономических решений с использованием методов экономического планирования.

Уметь использовать основные методы экономических наук при решении профессиональных задач.

Уметь использовать основные документы. регламентирующие экономическую деятельность в профессиональной сфере.

Владеть методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта.

Владеть способность принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности.

Владеть основами финансовой грамотности.

Владеть профессиональной экономической терминологией.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение в экономическую теорию

2

4

8

7

тестирование

2

Микроэкономика

2

6

12

14

тестирование

3

Макроэкономика

2

6

12

37,15

тестирование

Всего за  семестр

108

16

32

58,15

1,6

0,25

Зач. с оц.

Итого   

108

16

32

58,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Введение в экономическую теорию

Лекция 1.

Предмет и методы экономики (2 часа).

Лекция 2.

Экономические основы производства (2 часа).

Раздел 2. Микроэкономика

Лекция 3.

Анализ рыночного равновесия (2 часа).

Лекция 4.

Теории поведения потребителя и фирмы (2 часа).

Лекция 5.

Национальная экономика и макроэкономические показатели (2 часа).

Раздел 3. Макроэкономика

Лекция 6.

Макроэкономическое равновесие и источники его нарушения (2 часа).

Лекция 7.

Финансово-кредитная система (2 часа).

Лекция 8.

Международные аспекты экономической деятельности (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Введение в экономическую теорию

Практическое занятие 1.

История развития экономической мысли (2 часа).

Практическое занятие 2.

Типы и модели экономических систем (2 часа).

Практическое занятие 3.

Кривая производственных возможностей и расчет альтернативных издержек (2 часа).

Практическое занятие 4.

Анализ влияния факторов на рыночную ситуацию (2 часа).

Раздел 2. Микроэкономика

Практическое занятие 5.

Расчет коэффициентов эластичности спроса и предложения (2 часа).

Практическое занятие 6.

Расчет равновесия потребителя (2 часа).

Практическое занятие 7.

Расчет издержек производства (2 часа).

Практическое занятие 8.

Условия максимизации прибыли (2 часа).

Практическое занятие 9.

Равновесие на рынках ресурсов (2 часа).

Практическое занятие 10.

Анализ проектной деятельности (2 часа).

Раздел 3. Макроэкономика

Практическое занятие 11.

Расчет макроэкономических показателей (2 часа).

Практическое занятие 12.

Цикличность экономического развития: показатели и измерение (2 часа).

Практическое занятие 13.

Расчет уровня безработицы и инфляции (2 часа).

Практическое занятие 14.

Государственный, долг: сущность, виды и последствия (2 часа).

Практическое занятие 15.

Инструменты денежно-кредитной политики (2 часа).

Практическое занятие 16.

Мировая валютная система и этапы ее развития (2 часа).

 

Методические указания размещены по адресу: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=4623

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Этапы развития экономической теории, основные научные школы.

2. Национальные модели экономических систем: шведская, американская, южно-корейская, японская, российская и т.д.

3. Организационно-правовые формы предпринимательская в России.

4. Равновесие на рынках несовершенной конкуренции.

5. Максимизация полезности потребителем.

6. Анализ безубыточности фирмы.

7. Производственная функция.

8. Расширение производства и эффект масштаба.

9. Собственность на факторы производства, виды доходов и принципы ресурсопользования.

10. Антимонопольная деятельность государства: цели и методы.

11. Макроэкономические показатели, макроэкономические индексы.

12. Потребление и сбережения, инвестиционный спрос.

13. Особенности государственного регулирования российской экономики.

14. Экономический рост, сущность, типы.

15. Экономические циклы.

16. Инфляция: понятие, виды и методы исчисления.

17. Антиинфляционная политика государства: цель и варианты.

18. Безработица: понятие, виды .

19. Методы борьбы с безработицей: активные и пассивные.

20. Социально-экономические последствия безработицы.

21. Современные деньги и их функции.

22. Современная банковская система России.

23. Виды и эффективность фискальной политики государства.

24. Инструменты торговой политики: история их использования, современное состояние.

25. Международные валютные отношения.

26. Основные этапы развития мировой валютной системы.

27. Причины и последствия миграции капитала и труда.

28. Валютный курс и его виды. Платежный баланс.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

На лекционных и практических занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как:

• Лекция-дискуссия - преподаватель не только использует ответы слушателей на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории, позволяет преподавателю управлять мнением группы, использовать его в целях убеждения.

• Реферативный обзор охватывает несколько первичных документов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу. В реферативном обзоре студенты демонстрируют умение работать с периодическими изданиями и электронными ресурсами, которые являются источниками актуальной информации по проблемам изучаемой дисциплины.

• Проведение коллоквиума – одна из форм учебных занятий, беседа преподавателя с учащимися на определенную тему из учебной программы. Цель проведения коллоквиума состоит в выяснении уровня знаний, полученных учащимися в результате прослушивания лекций, посещения семинаров, а также в результате самостоятельного изучения материала.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Экономика

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Янова, П. Г. Экономическая теория : учебно-методическое пособие / П. Г. Янова. — 2-е изд. — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 243 c. - https://www.iprbookshop.ru/79697.html

2. Янова, П. Г. Общая экономическая теория : учебно-методическое пособие / П. Г. Янова. — 2-е изд. — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 360 c. - https://www.iprbookshop.ru/79655.html

3. Руди, Л. Ю. Экономическая теория : учебное пособие / Л. Ю. Руди, С. А. Филатов. — Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2018. — 270 c. - https://www.iprbookshop.ru/87182.html

4. Лихачев, М. О. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика : учебно-методическое пособие / М. О. Лихачев. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 112 c. - https://www.iprbookshop.ru/72484.html

5. Малахова, А. А. Основы экономической теории : учебное пособие / А. А. Малахова, Д. И. Кравцов. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2017. — 202 c. - https://www.iprbookshop.ru/84286.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Руди, Л. Ю. Экономика : курс лекций / Л. Ю. Руди, С. А. Филатов. — Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2017. — 199 c. - http://www.iprbookshop.ru/87180.html

2. Бескровная, В. А. Экономика : учебное пособие / В. А. Бескровная, А. А. Манойлов, Л. М. Шляхтова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 496 c. - http://www.iprbookshop.ru/83165.html

3. Багирова, Е. В. Основы экономики : практикум для обучающихся по направлениям подготовки: 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», профиль подготовки «Культурный туризм и экскурсионная деятельность»; 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», профили подготовки: «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ», «Менеджмент детско-юношеского досуга», «Социально-культурная анимация и рекреация», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / Е. В. Багирова ; составители Е. В. Багирова. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2019. — 50 c. - http://www.iprbookshop.ru/95566.html

4. Бушуев, С. А. Экономическая теория. Часть 1. Микроэкономика. Социально-рыночное хозяйство. Часть 2. Макроэкономика : учебное пособие / С. А. Бушуев, В. В. Гребеник. — 2-е изд. — Москва, Саратов : Международная академия оценки и консалтинга, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 248 c. - http://www.iprbookshop.ru/82186.html

5. Газета "Экономика и жизнь" - 48 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Материалы по социально-экономическому положению и развитию в России. – Режим доступа: http://finansy.ru

Мониторинг экономических показателей. – Режим доступа: www.budgetrf.ru

Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. – Режим доступа: www.cbr.ru

Официальный сайт Росстата. – Режим доступа: www.gks.ru

Справочно-правовая система «Консультант плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Научная электронная библиотека «eLibrary». – Режим доступа: elibrary.ru

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. – Режим доступа:http://www.forecast.ru

Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН.– Режим доступа: http://www.ecfor.ru

Библиотека материалов по экономической тематике. — Режим доступа: http://www.libertarium.ru/library

РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера). - Режим доступа: http://www.rbc.ru

Электронная библиотечная система «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала необходимо ознакомиться со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы, вести конспект лекций и прорабатывать лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями

Подготовка к докладам по рекомендованным преподавателем вопросам включает изучение литературы и конспекта лекций. Для подготовки к опросу, выступлению и участию в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы необходимо новые понятия выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. С целью повышения качества знаний студентов, их объективной оценки проводится тестирование по материалу, прочитанному на лекционных занятиях, а также самостоятельно изученному студентами. При работе над ситуационными задачами необходимо вспомнить лекционный материал, разобраться в решении соответствующих задач, которые приведены в учебно-методических материалах, обратив особое внимание на методические указания по их выполнению. Затем необходимо самостоятельно решить аналогичные задачи из предложенного преподавателем сборника. В конце занятия обучающиеся демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Экономика»

по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью

 

Рабочая программа дисциплины «Экономика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: овладение понятийным аппаратом современной экономической науки, позволяющее самостоятельно ориентироваться в сложных проблемах функционирования экономики и общества, прогнозировать социально-экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики.

Задачи дисциплины:

теоретическое освоение основ экономической теории;

приобретение практических навыков принятия обоснованных экономических решений с использованием методов планирования;

овладение методикой оценки оптимальных способов решения профессиональных задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Экономика» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью.

 

04.06.2019 г.