Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  УКТС 

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Визуальное объектно-ориентированное программирование     

 




Направление подготовки

12.03.01 Приборостроение

Профиль подготовки

Приборы и системы

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

6

108 / 3  

16  

 

32  

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

Зач. с оц.  

Итого

108 / 3  

16  

 

32  

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

 

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: теоретическая и практическая подготовка студента к использованию объектно-ориентированного языка программирования, C++ и Object Pascal, при создании программного обеспечения в рамках моделирования процессов и объектов приборостроения.

Задачей дисциплины является формирование у студентов знаний и умений по созданию и применению объектно-ориентированных программных приложений для решения практических задач приборостроения.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.11))

Базовые дисциплины: «Информатика», «Программирование и основы алгоритмизации». Углубление и расширение вопросов, изложенных в данном курсе, будет осуществляться при изучении дисциплины контроллеры для систем автоматизации, а также при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способность участвовать в разработке и проектировании приборов и систем.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

Знать принципы объектно-ориентированного программирования, для создания программного обеспечения объектов приборостроения.

Уметь разрабатывать алгоритмы программ и отдельных блоков для реализации их на объектно-ориентированном языке программирования.

Владеть навыками разработки программных продуктов для решения отдельных задач приборостроения.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение в объектно-ориентированное программирование.

6

2

4

4

отчет, тестирование

2

Основные принципы структурирования в объектно-ориентированном программировании.

6

6

28

6

отчет, тестирование

3

Отношение между объектами. Работа с классами. Модель информационной сущности.

6

8

48,15

отчет, тестирование

Всего за  семестр

108

16

32

58,15

1,6

0,25

Зач. с оц.

Итого   

108

16

32

58,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Введение в объектно-ориентированное программирование.

Лекция 1.

Введение в объектно-ориентированное программирование. Объектно-ориентированный подход. Сложность программного обеспечения (2 часа).

Раздел 2. Основные принципы структурирования в объектно-ориентированном программировании.

Лекция 2.

Объектная модель. Абстрагирование (2 часа).

Лекция 3.

Инкапсуляция. Модульность. Иерархичность (2 часа).

Лекция 4.

Типизация. Параллелизм.Сохраняемость (2 часа).

Раздел 3. Отношение между объектами. Работа с классами. Модель информационной сущности.

Лекция 5.

Понятие объекта. Состояние, поведение, идентичность (2 часа).

Лекция 6.

Отношение между объектами. Понятие класса (2 часа).

Лекция 7.

Ассоциация, агрегация, обобщение (2 часа).

Лекция 8.

Зависимость классов. Интерфейсы. Группирование классов (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 6

Раздел 1. Введение в объектно-ориентированное программирование.

Лабораторная 1.

Работа с портом (4 часа).

Раздел 2. Основные принципы структурирования в объектно-ориентированном программировании.

Лабораторная 2.

Преобразование форматов данных (4 часа).

Лабораторная 3.

Работа с файлами (4 часа).

Лабораторная 4.

Отображение и анализ данных (4 часа).

Лабораторная 5.

Передача данных клиент-сервер (4 часа).

Лабораторная 6.

Графическая визуализация информации (4 часа).

Лабораторная 7.

Разработка справки (4 часа).

Лабораторная 8.

Создание дистрибутива (4 часа).

 

Методические указания для лабораторных работ приведены в информационно-образовательном портале https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1538

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Составные части программы с применением объектно-ориентированного подхода.

2. Использование переменных и констант в программах с использованием объектно-ориентированного подхода.

3. Использование выражений и операторов в программах с использованием объектно-ориентированного подхода.

4. Использование функций в программах с использованием объектно-ориентированного подхода.

5. Базовые классы.

6. Использование циклов в программах с использованием объектно-ориентированного подхода.

7. Использование указателей в программах с использованием объектно-ориентированного подхода.

8. Использование ссылок в программах с использованием объектно-ориентированного подхода.

9. Применение наследования в программах с использованием объектно-ориентированного подхода.

10. Использование массивов в программах с использованием объектно-ориентированного подхода.

11. Применение полиморфизма в программах с использованием объектно-ориентированного подхода.

12. Модель информационной сущности.

13. Работа с классами.

14. Отношение между объектами.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

8

108 / 3  

2  

 

8  

1  

0,5  

11,5  

92,75  

Зач. с оц.(3,75)  

Итого

108 / 3  

2  

 

8  

1  

0,5  

11,5  

92,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение в объектно-ориентированное программирование.

8

2

14

отчет, тестирование

2

Основные принципы структурирования в объектно-ориентированном программировании.

8

8

13

отчет, тестирование, контрольная работа

3

Отношение между объектами. Работа с классами. Модель информационной сущности.

8

65,75

тестирование, контрольная работа

Всего за  семестр

108

2

8

+

92,75

1

0,5

Зач. с оц.(3,75)

Итого   

108

2

8

92,75

1

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 8

Раздел 1. Введение в объектно-ориентированное программирование.

Лекция 1.

Введение в объектно-ориентированное программирование. Объектно-ориентированный подход. Сложность программного обеспечения (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 8

Раздел 1. Основные принципы структурирования в объектно-ориентированном программировании.

Лабораторная 1.

Работа с файлами (4 часа).

Лабораторная 2.

Отображение и анализ данных (4 часа).

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Составные части программы с применением объектно-ориентированного подхода.

2. Использование переменных и констант в программах с использованием объектно-ориентированного подхода.

3. Использование выражений и операторов в программах с использованием объектно-ориентированного подхода.

4. Использование функций в программах с использованием объектно-ориентированного подхода.

5. Базовые классы.

6. Использование циклов в программах с использованием объектно-ориентированного подхода.

7. Использование указателей в программах с использованием объектно-ориентированного подхода.

8. Использование ссылок в программах с использованием объектно-ориентированного подхода.

9. Применение наследования в программах с использованием объектно-ориентированного подхода.

10. Использование массивов в программах с использованием объектно-ориентированного подхода.

11. Применение полиморфизма в программах с использованием объектно-ориентированного подхода.

12. Модель информационной сущности.

13. Работа с классами.

14. Отношение между объектами.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Визуальное проектирование объектно-ориентированного Windows-приложения.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении занятий применяется имитационный или симуляционный подход, когда преподавателем разбирается на конкретном примере проблемная ситуация, все шаги решения задачи студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. Затем студенты самостоятельно решают аналогичные задания. Так же при проведении занятий применяется частично-поисковый метод: студенты осуществляют поиск решения поставленной проблемы (задачи). При этом, постановочные задачи опираются на уже имеющиеся у студентов знания и умения, полученные в предшествующих темах.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Визуальное объектно-ориентированное программирование

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Логанов, С. В. Объектно-ориентированное программирование : учебное пособие для СПО / С. В. Логанов, С. Л. Моругин. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 215 c. — ISBN 978-5-4488-1355-9, 978-5-4497-1586-9. - https://www.iprbookshop.ru/118969.html

2. Зыков, С. В. Введение в теорию программирования. Объектно-ориентированный подход : учебное пособие / С. В. Зыков. — 3-е изд. — Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 187 c. — ISBN 978-5-4497-0926-4. - https://www.iprbookshop.ru/102007.html

3. Объектно-ориентированное программирование. В 3-х частях. Ч.1 : учебное пособие / П. П. Степанов, А. А. Кабанов, В. А. Никонов, Т. С. Павлюченко. — Омск : Омский государственный технический университет, 2021. — 112 c. — ISBN 978-5-8149-3301-0 (ч.1), 978-5-8149-3300-3. - https://www.iprbookshop.ru/124850.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Маляров, А. Н. Объектно-ориентированное программирование : учебник для СПО / А. Н. Маляров. — Саратов : Профобразование, 2021. — 331 c. — ISBN 978-5-4488-1238-5. - https://www.iprbookshop.ru/106837.html

2. Новиков, П. В. Объектно-ориентированное программирование : учебно-методическое пособие к лабораторным работам / П. В. Новиков. — Саратов : Вузовское образование, 2017. — 124 c. - http://www.iprbookshop.ru/64650.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Информационная справочная база данных по программированию http://www.cyberguru.ru/database

Справочное руководство по дельфи http://www.delphimaster.ru/#new

Справочный информационно поисковый портал по программированию http://www.helloworld.ru/

Веб-сервис для IT-разработчиков GitHub https://github.com/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Визуальное объектно-ориентированное программирование»

по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение

 

Рабочая программа дисциплины «Визуальное объектно-ориентированное программирование» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: теоретическая и практическая подготовка студента к использованию объектно-ориентированного языка программирования, C++ и Object Pascal, при создании программного обеспечения в рамках моделирования процессов и объектов приборостроения.

Задачей дисциплины является формирование у студентов знаний и умений по созданию и применению объектно-ориентированных программных приложений для решения практических задач приборостроения.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Визуальное объектно-ориентированное программирование» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение.

 

04.06.2019 г.