Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Владимирский государственный
университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(МИ ВлГУ)
Кафедра
СГПД
« 04   » 06   2019 г.
Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ
Инженерная психология
Направление подготовки |
12.03.01 Приборостроение |
Профиль подготовки |
Приборы и системы |
Квалификация (степень)выпускника |
Бакалавр |
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежу-точного контр. (экз., зач., зач. с оц.) |
7 |
72 / 2 |
16 |
16 |
|
1,6 |
0,25 |
33,85 |
38,15 |
Зач. |
Итого |
72 / 2 |
16 |
16 |
|
1,6 |
0,25 |
33,85 |
38,15 |
|
Муром,
2019 г.
1. Цель освоения дисциплины
Цель дисциплины: Цели преподавания дисциплины – изучение теоретических основ инженерной психологии как универсальной проектировочной дисциплины, ориентированных на создание техники, программных средств, объектов труда и быта с учетом наиболее благоприятных условий труда и его психофизиологических и психологических аспектов; развитие психологического мировоззрения и способностей использовать приобретенные знания на практике в области инженерной деятельности. Задачи изучения дисциплины. -выработать у студентов концептуальные представления о сущности и ценностях психологии, познакомить студентов с современными трактовками предмета психологической науки -сформировать установку на постоянный поиск приложений психологических знаний к решению проблем профессионального роста, актуализировать потребность в профессионально-личностном развитии студента, творческом применении теоретических знаний в практике. - познакомить студентов с теоретическими, методологическими основами и проблематикой науки; - ознакомить с историей развития и современным состоянием инженерно-психологических исследований; - рассмотреть способы преодоления психических состояний человека в процессе работы (утомление, напряженность и т. д.), методы исследования праксических состояний человека; - показать значение науки в обеспечении безопасности труда в системе «человек-машина», «человек-машина-среда»;
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.О.05))
Изучение курса «Инженерная психология» базируется на знании гуманитарных, дисциплин, школьных курсов. Это: История, Математика и др. Освоение дисциплины «Инженерная психология» является необходимой основой для прохождения практик, написания ВКР.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.
Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:
Понимает социальную значимость командного взаимодействия, осознает свою роль в команде.
Понимает социальную значимость командного взаимодействия, осознает свою роль в команде.
Понимает социальную значимость командного взаимодействия, осознает свою роль в команде.
4. Структура и
содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет
2 зачетных единицы,
72 часа.
4.1. Форма обучения: очная
Уровень базового образования:
среднее общее.
Срок обучения 4г.
4.1.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование, устный опрос |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование, устный опрос |
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование, устный опрос |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.2. Содержание дисциплины
4.1.2.1. Перечень лекций
Семестр 7
Раздел 1. Введение в инженерную психологию
Лекция 1.
Объект, предмет, задачи, методы общей психологии, инженерной психологии (2 часа).
Раздел 2. Понятие о личности и деятельности в психологии
Лекция 2.
Психологическая характеристика личности и деятельности (2 часа).
Лекция 3.
Индивидуальные особенности личности: темперамент, характер, способности, их проявления в инженерной деятельности. Общие и специальные способности в обеспечении эффективности трудовой деятельности (2 часа).
Раздел 3. Психические процессы и состояния
Лекция 4.
Психические процессы, их значимость для осуществления профессиональной деятельности (2 часа).
Лекция 5.
Особенности эмоционально-личностной сферы (2 часа).
Лекция 6.
Эмоциональное и профессиональное выгорание и способы их предупреждения (2 часа).
Лекция 7.
Специфика социального развития человека и включенности его в трудовую деятельность (2 часа).
Лекция 8.
Человеческий фактор как предпосылка повышения эффективности профессиональной деятельности (2 часа).
4.1.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 7
Раздел 1. Введение в инженерную психологию
Практическое занятие 1.
Объект, предмет, задачи, методы общей психологии, инженерной психологии (2 часа).
Раздел 2. Понятие о личности и деятельности в психологии
Практическое занятие 2.
Психологическая характеристика личности и деятельности (2 часа).
Практическое занятие 3.
Индивидуальные особенности личности: темперамент, характер, способности, их проявления в инженерной деятельности. Общие и специальные способности в обеспечении эффективности трудовой деятельности (2 часа).
Раздел 3. Психические процессы и состояния
Практическое занятие 4.
Психические процессы, их значимость для осуществления профессиональной деятельности (2 часа).
Практическое занятие 5.
Особенности эмоционально-личностной сферы (2 часа).
Практическое занятие 6.
Эмоциональное и профессиональное выгорание и способы их предупреждения (2 часа).
Практическое занятие 7.
Специфика социального развития человека и включенности его в трудовую деятельность (2 часа).
Практическое занятие 8.
Человеческий фактор как предпосылка повышения эффективности профессиональной деятельности (2 часа).
Методические указания для практических занятий приведены в списке основной литературы и базе данных информационно-справочных и поисковых систем (название и ссылки на ресурсы интернет, а также ИОП "MOODLE" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1367). Общая и экспериментальная психология: Практикум для студентов образовательной программы 44.03.02 Психолого-педагогическое образование / сост. Сафонова Т.Н. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (0,4 Мб). - Муром.: МИ ВлГУ, 2016. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: процессор х86 с тактовой частотой 500 МГц и выше; 512 Мб ОЗУ; Windows ХР/7/8; видеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM. - Загл. с экрана. - № госрегистрации 0321602841
4.1.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.1.2.4. Перечень
учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Специфика научного метода познания.
2. Основные виды деятельности.
3. Социализация и развитие личности.
4. Наблюдение и наблюдательность.
5. Развитие памяти в онтогенезе.
6. Развитие мышления в онтогенезе.
7. Развитие воображения в онтогенезе.
8. Развитие внимания в онтогенезе.
9. Эмоциональные особенности личности.
10. Воспитание и самовоспитание воли.
11. Инженерная психология: предмет изучения.
12. Методы психологии труда, их классификации.
13. Психологические основы выбора профессии и планирование профессиональной деятельности.
14. Профессионально важные качества инженера .
15. Профессиональная деформация, психологические аспекты возникновения и развития.
4.1.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
Не планируется.
4.1.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
4.
2.
Форма обучения: заочная
Уровень базового образования: среднее общее.
Срок обучения 5г.
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежуточного контроля (экз., зач., зач. с оц.) |
9 |
72 / 2 |
6 |
6 |
|
3 |
0,5 |
15,5 |
52,75 |
Зач.(3,75) |
Итого |
72 / 2 |
6 |
6 |
|
3 |
0,5 |
15,5 |
52,75 |
3,75 |
4.2.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежу-точной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование, устный опрос |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование, устный опрос |
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование, устный опрос |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2.2. Содержание
дисциплины
4.2.2.1.
Перечень лекций
Семестр 9
Раздел 1. Введение в инженерную психологию
Лекция 1.
Объект, предмет, задачи, методы общей психологии, инженерной психологии (2 часа).
Раздел 2. Понятие о личности и деятельности в психологии
Лекция 2.
Психологическая характеристика личности и деятельности (2 часа).
Раздел 3. Психические процессы и состояния
Лекция 3.
Индивидуальные особенности личности: темперамент, характер, способности, их проявления в инженерной деятельности. Общие и специальные способности в обеспечении эффективности трудовой деятельности (2 часа).
4.2.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 9
Раздел 1. Понятие о личности и деятельности в психологии
Практическое занятие 1.
Индивидуальные особенности личности (2 часа).
Раздел 2. Психические процессы и состояния
Практическое занятие 2.
Познавательные психические процессы (2 часа).
Раздел 3. Введение в инженерную психологию
Практическое занятие 3.
Эмоциональное и профессиональное выгорание и способы их предупреждения (2 часа).
4.2.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Специфика научного метода познания.
2. Основные виды деятельности.
3. Социализация и развитие личности.
4. Наблюдение и наблюдательность.
5. Развитие памяти в онтогенезе.
6. Развитие мышления в онтогенезе.
7. Развитие воображения в онтогенезе.
8. Развитие внимания в онтогенезе.
9. Эмоциональные особенности личности.
10. Воспитание и самовоспитание воли.
11. Инженерная психология: предмет изучения.
12. Методы психологии труда, их классификации.
13. Психологические основы выбора профессии и планирование профессиональной деятельности.
14. Профессионально важные качества инженера .
15. Профессиональная деформация, психологические аспекты возникновения и развития.
4.2.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
1. 1.Предмет инженерной психологии.
2. 2. Общая характеристика методов инженерной психологии.
3. 3. Управление в системе «человек – машина».
4. 4. Особенности и классификация систем "человек – машина".
5. 5. Современный этап развития психологии труда в России.
6. 6. Трудовая деятельность: предмет труда, средства труда, процесс труда, субъект труда на примере инженерной специальности.
7. 7. Общие и специальные способности в обеспечении эффективности трудовой деятельности: структура, признаки, развитие .
8. 8. Профессионально важные качества: общая характеристика, условия развития .
9. 9. Праксические состояния: разновидности, структура, диагностика, управление .
10. 10. Профессиональное выгорание специалистов помогающих профессий: структура, факторы развития, профилактика.
11. 11. Психологические особенности профессиональной ориентации взрослых.
12. 12. Исследование функциональных состояний инженера.
13. 13. Особенности эмоционально-личностной сферы при хроническом утомлении, остром стрессе, монотонии.
14. 14. Фазы развития утомления в процессе труда, их особенности.
15. 15. Психология труда как отрасль психологии, как психология профессий.
16. 16. Особенностей личности человека в процессе его труда.
17. 17. Психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности.
18. 18. Инженерная психология как отрасль психологии, изучающей процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств.
19. 19. Человек как субъект труда. Мотивы трудовой деятельности.
20. 20. Инженерная психология как прикладная дисциплина.
21. 21. Специфика первых инженерно-психологических исследований в России в рамках психологии труда и психотехники.
22. 22. Взаимосвязь инженерной психологии с другими отраслями психологии.
23. 23. Влияние профессии на личность.
24. 24. Деятельность и активность как основные категории психологии труда.
25. 25. Личностная и социальная значимость профессионального выбора.
26. 26. Показатели критерия успеха профессиональной деятельности.
27. 27. Проблема психологической готовности специалиста к профессиональной деятельности.
28. 28. Профессиональная подготовка как начальная ступень профессионального развития личности.
29. 29. Специфика личностно-профессиональной зрелости специалиста.
30. 30. Специфика соотнесения индивидуальных способностей и требований профессии.
31. 31. Человеческий фактор как предпосылка повышения эффективности профессиональной деятельности.
32. .
33. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ .
34. Цель и содержание контрольной работы.
35. Контрольная работа является одним из видов исследовательской самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, одной из форм изучения дисциплины, предусмотренной учебным планом и Государственным образовательным стандартом. Цель выполнения работы заключается в получении студентом в ходе самостоятельного изучения материалов достаточно полного представления о педагогических процессах и явлениях по избранной теме.
36. В предлагаемой тематике отражены содержательные основы и требования к уровню знаний студентов социальных дисциплин сферы «человек-человек». Примерный перечень тем и список литературы являются ориентирами в самостоятельной деятельности студента. Студент вправе видоизменить тему и воспользоваться другой литературой, а также материалами из сети Интернет. Это будет способствовать развитию творческой инициативы и самостоятельности в исследовании избранной проблемы. Но предпочтительнее, чтобы тема контрольной работы соответствовала порядковому номеру студента в списке группы.
37. Начинать работу следует с изучения литературы: учебной, справочной, дополнительной научной. Одна из основных задач контрольной работы – обзор всей доступной литературы по теме исследования, грамотное описание выводов полученной информации. Раскрыть тему контрольной работы поможет использование максимального количества доступных отечественных и зарубежных источников, анализ и оценка различных научных точек зрения на избранную проблему.
38. Текст контрольной работы должен быть структурирован в соответствии с содержанием (оглавлением), а также включать введение, заключение, список использованных источников.
39. Оформление контрольной работы.
40. Контрольная работа выполняется в печатном виде на листах формата А-4 . Первый лист – титульный, оформляется в соответствии с предъявляемыми требованиями, не нумеруется. Второй лист – содержание (оглавление), где должны быть представлены все составные части работы с указанием страниц их начала. Второй лист также не нумеруется. Содержание не должно быть сложным и состоять из основных пунктов. Третий лист – введение включает актуальность темы, анализ и степень разработанности проблемы в научно-теоретической литературе, цель контрольной работы, задачи исследования по реализации цели. Введение – это третья страница работы.
41. Основная часть контрольной работы посвящена освоению поставленных задач (ответам на пункты, представленным в содержании на втором листе работы). Приводимые в исследовании цитаты должны иметь ссылки на источники, обозначаться цифрой в квадратных скобках соответственно номеру источника в списке литературы.
42. Заключение отражает степень решенности поставленной во введении исследовательской цели и учебных задач, содержит выводы, обобщения по теме контрольной работы.
43. Список использованных источников оформляется в соответствии с предъявляемыми требованиями.
4.2.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
5. Образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный подход обучение в сотрудничестве коллективные творческие задания; игровые технологии; учебно-исследовательская (научная работа); метод проектов (метод проблем); психологические тренинги; создание производственных ситуаций и их обыгрывание; мультимедийные технологии; дискуссии; проблемное обучение.
6. Оценочные
средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по
итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов.
Фонды оценочных средств приведены в приложении.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Инженерная психология
7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине
1. Калюжный А.С. Психология и педагогика: учебное пособие /Калюжный А.С. – Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023. – 320 с. ISBN 978-5-4497-1845-7. – Текст:: электронный //IPR SMART: [сайт]. – URL: htts://www.iprbookshop.ru/126302.html. – Режим доступа: для авторизир. пользователей
- htts://www.iprbookshop.ru/126302.html
2. Филатов Ф.Р. Общая психология: эмоции, чувства, воля: учебник /Филатов Ф.Р. – Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2022. – 236 с. – ISBN 978-5-7890-1981-8. – Текст: электронный //IPR SMART: [cайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/122357.html. – Режим доступа: для авторизир. пользователей - https://www.iprbookshop.ru/122357.html
7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине
1.
Дмитриева Н.Ю. Общая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Дмитриева Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2019.— 127 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81074.html.— ЭБС «IPRbooks»
- http://www.iprbookshop.ru/81074.html
2.
Лихачева Э.В. Общая психология [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Лихачева Э.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2020.— 85 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/93995.html.— ЭБС «IPRbooks»
- http://www.iprbookshop.ru/93995.html
3.
Резепов И.Ш. Общая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Резепов И.Ш.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.— 110 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79807.html.— ЭБС «IPRbooks»
- http://www.iprbookshop.ru/79807.html
7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:
- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;
- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;
- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.
Информационные справочные системы:
Университетская информационная система РОССИЯ: Ресурсы и сервисы для экономических и социальных исследований, учебных программ и государственного управления, http://uisrussia.msu.ru/
Информационная правовая система "Консультант Плюс"
"Рубрикон"- крупнейший энциклопедический ресурс интернета, http://www.rubricon.com/
Программное обеспечение:
не предусмотрено
7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
htts:
iprbookshop.ru
8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
9. Методические указания по освоению дисциплины
Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.: Психология (для бакалавров). Учебник. - М.: Издательство КноРус, 2016 - 718 с. http://www.book.ru/book/919232
На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением психологических задач, выполнение заданий по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в кабинете социальной психологии с использованием комплекта учебно-наглядных пособий, проектора SANYO PDG-DSU20 (переносного), проекционного экрана DRAPPER Apex STAR (переносноого).
Каждый студент получает задачу психологического содержания, или задание. В конце занятия обучающие предлагают свой вариант решения задачи. После каждого ответа идет коллективное обсуждение предложенного решения, находится правильный и обоснованный ответ. Возможно выполнение заданий по подгруппам с последующим обсуждением коллективного решения.
Сафонова Т. Н. Организация самостоятельной работы студентов по педагогике и психологии, (учебно-методическое пособие)
Изд.-полиграф. Центр МИ ВлГУ, 2009. - 50 с.
https://www.mivlgu.ru/iop/pluginfile.php/114131/mod_resource/content/2/
Самостоятельная работа связана с самостоятельным добыванием знаний и самостоятельным получением продукта учебно-познавательной деятельности на репродуктивном или творческом уровне.
Самостоятельная учеба как система включает следующие структурные элементы: чтение конспекта лекций; чтение, комментирование и конспектирование учебной и научной литературы; выполнение контрольной работы; подготовку к экзаменам (зачетам) и пр.
Комплексный подход к самостоятельной работе заключается в том, чтобы студент при чтении учебника и другой литературы опиралсяся на информацию из лекций.При этом информация из лекций дополняется информацией из других источников, сверяется с жизненными фактами. Таким образом, от лекции – к литературе, а от нее – к практике.
Каждой СРС предшествуют точные и ясные указания преподавателя о том, как ее нужно выполнить.
Технология самостоятельной работы студентов включает самостоятельную работу на занятиях и вне занятий.
Базовой формой СРС является работа с научной литературой. Центральная идея всей работы – научить студентов читать текст.
На занятиях используются прием «диалог», который возникает из конкретного вопроса аудитории; наводящие вопросы, которые косвенно подсказывают студенту его затруднения,«парный зачет» предполагает ответы студентов друг друга и взаимооценивание по заранее составленным и проверенным преподавателем вопросам, зачет с «ассистентами».
Контроль осуществляется путем введения контрольно-срезовых заданий (содержание их включает три вопроса: теоретический, практический и творческого характера), проведения индивидуальных собеседований (привлекаются студенты, которые долго отсутствовали на занятиях по разным причинам).
Деятельность преподавателя по управлению СРС включает формирование целевых установок для студентов; планирование; консультации; создание пособий, рекомендаций и других дидактических материалов в помощь студенту по организации самостоятельной познавательной деятельности; коррекцию СРС; разработку системы контроля и оценки ее результатов.
Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую
программу дисциплины
«Инженерная психология»
по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение
Рабочая программа дисциплины «Инженерная психология» составлена в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение.
На изучение данного курса по учебному плану отводится
72 час. (2 ЗЕТ).
Формой итогового контроля изучения дисциплины является
зачет .
Цель дисциплины: Цели преподавания дисциплины – изучение теоретических основ инженерной психологии как универсальной проектировочной дисциплины, ориентированных на создание техники, программных средств, объектов труда и быта с учетом наиболее благоприятных условий труда и его психофизиологических и психологических аспектов; развитие психологического мировоззрения и способностей использовать приобретенные знания на практике в области инженерной деятельности. Задачи изучения дисциплины. -выработать у студентов концептуальные представления о сущности и ценностях психологии, познакомить студентов с современными трактовками предмета психологической науки -сформировать установку на постоянный поиск приложений психологических знаний к решению проблем профессионального роста, актуализировать потребность в профессионально-личностном развитии студента, творческом применении теоретических знаний в практике. - познакомить студентов с теоретическими, методологическими основами и проблематикой науки; - ознакомить с историей развития и современным состоянием инженерно-психологических исследований; - рассмотреть способы преодоления психических состояний человека в процессе работы (утомление, напряженность и т. д.), методы исследования праксических состояний человека; - показать значение науки в обеспечении безопасности труда в системе «человек-машина», «человек-машина-среда»;
Содержание занятий соответствуют требованиям
образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной
работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.
Освоение дисциплины позволит студентам приобрести
теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей
практической деятельности.
Предлагаемые фонды оценочных средств
для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает
содержание курса и соответствуют ФГОС.
Перечень учебно-методической литературы достаточен для
изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.
Рабочая программа дисциплины «Инженерная психология» рекомендуется для использования
в учебном процессе по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение.
04.06.2019 г.