Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Инженерная психология     

 




Направление подготовки

12.03.01 Приборостроение

Профиль подготовки

Приборы и системы

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

7

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

Зач.  

Итого

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

 

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цели преподавания дисциплины – изучение теоретических основ инженерной психологии как универсальной проектировочной дисциплины, ориентированных на создание техники, программных средств, объектов труда и быта с учетом наиболее благоприятных условий труда и его психофизиологических и психологических аспектов;

развитие психологического мировоззрения и способностей использовать приобретенные знания на практике в области инженерной деятельности.

Задачи изучения дисциплины.

-выработать у студентов концептуальные представления о сущности и ценностях психологии, познакомить студентов с современными трактовками предмета психологической науки

-сформировать установку на постоянный поиск приложений психологических знаний к решению проблем профессионального роста, актуализировать потребность в профессионально-личностном развитии студента, творческом применении теоретических знаний в практике.

- познакомить студентов с теоретическими, методологическими основами и проблематикой науки;

- ознакомить с историей развития и современным состоянием инженерно-психологических исследований;

- рассмотреть способы преодоления психических состояний человека в процессе работы (утомление, напряженность и т. д.), методы исследования праксических состояний человека;

- показать значение науки в обеспечении безопасности труда в системе «человек-машина», «человек-машина-среда»;

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.О.05))

Изучение курса «Инженерная психология» базируется на знании гуманитарных, дисциплин, школьных курсов. Это: История, Математика и др. Освоение дисциплины «Инженерная психология» является необходимой основой для прохождения практик, написания ВКР.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

Понимает социальную значимость командного взаимодействия, осознает свою роль в команде.

Понимает социальную значимость командного взаимодействия, осознает свою роль в команде.

Понимает социальную значимость командного взаимодействия, осознает свою роль в команде.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение в инженерную психологию

7

2

2

14

тестирование, устный опрос

2

Понятие о личности и деятельности в психологии

7

4

4

0

тестирование, устный опрос

3

Психические процессы и состояния

7

10

10

24,15

тестирование, устный опрос

Всего за  семестр

72

16

16

38,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

72

16

16

38,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. Введение в инженерную психологию

Лекция 1.

Объект, предмет, задачи, методы общей психологии, инженерной психологии (2 часа).

Раздел 2. Понятие о личности и деятельности в психологии

Лекция 2.

Психологическая характеристика личности и деятельности (2 часа).

Лекция 3.

Индивидуальные особенности личности: темперамент, характер, способности, их проявления в инженерной деятельности. Общие и специальные способности в обеспечении эффективности трудовой деятельности (2 часа).

Раздел 3. Психические процессы и состояния

Лекция 4.

Психические процессы, их значимость для осуществления профессиональной деятельности (2 часа).

Лекция 5.

Особенности эмоционально-личностной сферы (2 часа).

Лекция 6.

Эмоциональное и профессиональное выгорание и способы их предупреждения (2 часа).

Лекция 7.

Специфика социального развития человека и включенности его в трудовую деятельность (2 часа).

Лекция 8.

Человеческий фактор как предпосылка повышения эффективности профессиональной деятельности (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 7

Раздел 1. Введение в инженерную психологию

Практическое занятие 1.

Объект, предмет, задачи, методы общей психологии, инженерной психологии (2 часа).

Раздел 2. Понятие о личности и деятельности в психологии

Практическое занятие 2.

Психологическая характеристика личности и деятельности (2 часа).

Практическое занятие 3.

Индивидуальные особенности личности: темперамент, характер, способности, их проявления в инженерной деятельности. Общие и специальные способности в обеспечении эффективности трудовой деятельности (2 часа).

Раздел 3. Психические процессы и состояния

Практическое занятие 4.

Психические процессы, их значимость для осуществления профессиональной деятельности (2 часа).

Практическое занятие 5.

Особенности эмоционально-личностной сферы (2 часа).

Практическое занятие 6.

Эмоциональное и профессиональное выгорание и способы их предупреждения (2 часа).

Практическое занятие 7.

Специфика социального развития человека и включенности его в трудовую деятельность (2 часа).

Практическое занятие 8.

Человеческий фактор как предпосылка повышения эффективности профессиональной деятельности (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены в списке основной литературы и базе данных информационно-справочных и поисковых систем (название и ссылки на ресурсы интернет, а также ИОП "MOODLE" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1367).

Общая и экспериментальная психология: Практикум для студентов образовательной программы 44.03.02 Психолого-педагогическое образование / сост. Сафонова Т.Н. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (0,4 Мб). - Муром.: МИ ВлГУ, 2016. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: процессор х86 с тактовой частотой 500 МГц и выше; 512 Мб ОЗУ; Windows ХР/7/8; видеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM. - Загл. с экрана. - № госрегистрации 0321602841

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Специфика научного метода познания.

2. Основные виды деятельности.

3. Социализация и развитие личности.

4. Наблюдение и наблюдательность.

5. Развитие памяти в онтогенезе.

6. Развитие мышления в онтогенезе.

7. Развитие воображения в онтогенезе.

8. Развитие внимания в онтогенезе.

9. Эмоциональные особенности личности.

10. Воспитание и самовоспитание воли.

11. Инженерная психология: предмет изучения.

12. Методы психологии труда, их классификации.

13. Психологические основы выбора профессии и планирование профессиональной деятельности.

14. Профессионально важные качества инженера .

15. Профессиональная деформация, психологические аспекты возникновения и развития.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

9

72 / 2  

6  

6  

 

3  

0,5  

15,5  

52,75  

Зач.(3,75)  

Итого

72 / 2  

6  

6  

 

3  

0,5  

15,5  

52,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение в инженерную психологию

9

2

2

15

тестирование, устный опрос

2

Понятие о личности и деятельности в психологии

9

2

2

6

тестирование, устный опрос

3

Психические процессы и состояния

9

2

2

31,75

тестирование, устный опрос

Всего за  семестр

72

6

6

+

52,75

3

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

72

6

6

52,75

3

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 9

Раздел 1. Введение в инженерную психологию

Лекция 1.

Объект, предмет, задачи, методы общей психологии, инженерной психологии (2 часа).

Раздел 2. Понятие о личности и деятельности в психологии

Лекция 2.

Психологическая характеристика личности и деятельности (2 часа).

Раздел 3. Психические процессы и состояния

Лекция 3.

Индивидуальные особенности личности: темперамент, характер, способности, их проявления в инженерной деятельности. Общие и специальные способности в обеспечении эффективности трудовой деятельности (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 9

Раздел 1. Понятие о личности и деятельности в психологии

Практическое занятие 1.

Индивидуальные особенности личности (2 часа).

Раздел 2. Психические процессы и состояния

Практическое занятие 2.

Познавательные психические процессы (2 часа).

Раздел 3. Введение в инженерную психологию

Практическое занятие 3.

Эмоциональное и профессиональное выгорание и способы их предупреждения (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Специфика научного метода познания.

2. Основные виды деятельности.

3. Социализация и развитие личности.

4. Наблюдение и наблюдательность.

5. Развитие памяти в онтогенезе.

6. Развитие мышления в онтогенезе.

7. Развитие воображения в онтогенезе.

8. Развитие внимания в онтогенезе.

9. Эмоциональные особенности личности.

10. Воспитание и самовоспитание воли.

11. Инженерная психология: предмет изучения.

12. Методы психологии труда, их классификации.

13. Психологические основы выбора профессии и планирование профессиональной деятельности.

14. Профессионально важные качества инженера .

15. Профессиональная деформация, психологические аспекты возникновения и развития.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. 1.Предмет инженерной психологии.

2. 2. Общая характеристика методов инженерной психологии.

3. 3. Управление в системе «человек – машина».

4. 4. Особенности и классификация систем "человек – машина".

5. 5. Современный этап развития психологии труда в России.

6. 6. Трудовая деятельность: предмет труда, средства труда, процесс труда, субъект труда на примере инженерной специальности.

7. 7. Общие и специальные способности в обеспечении эффективности трудовой деятельности: структура, признаки, развитие .

8. 8. Профессионально важные качества: общая характеристика, условия развития .

9. 9. Праксические состояния: разновидности, структура, диагностика, управление .

10. 10. Профессиональное выгорание специалистов помогающих профессий: структура, факторы развития, профилактика.

11. 11. Психологические особенности профессиональной ориентации взрослых.

12. 12. Исследование функциональных состояний инженера.

13. 13. Особенности эмоционально-личностной сферы при хроническом утомлении, остром стрессе, монотонии.

14. 14. Фазы развития утомления в процессе труда, их особенности.

15. 15. Психология труда как отрасль психологии, как психология профессий.

16. 16. Особенностей личности человека в процессе его труда.

17. 17. Психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности.

18. 18. Инженерная психология как отрасль психологии, изучающей процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств.

19. 19. Человек как субъект труда. Мотивы трудовой деятельности.

20. 20. Инженерная психология как прикладная дисциплина.

21. 21. Специфика первых инженерно-психологических исследований в России в рамках психологии труда и психотехники.

22. 22. Взаимосвязь инженерной психологии с другими отраслями психологии.

23. 23. Влияние профессии на личность.

24. 24. Деятельность и активность как основные категории психологии труда.

25. 25. Личностная и социальная значимость профессионального выбора.

26. 26. Показатели критерия успеха профессиональной деятельности.

27. 27. Проблема психологической готовности специалиста к профессиональной деятельности.

28. 28. Профессиональная подготовка как начальная ступень профессионального развития личности.

29. 29. Специфика личностно-профессиональной зрелости специалиста.

30. 30. Специфика соотнесения индивидуальных способностей и требований профессии.

31. 31. Человеческий фактор как предпосылка повышения эффективности профессиональной деятельности.

32. .

33. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ .

34. Цель и содержание контрольной работы.

35. Контрольная работа является одним из видов исследовательской самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, одной из форм изучения дисциплины, предусмотренной учебным планом и Государственным образовательным стандартом. Цель выполнения работы заключается в получении студентом в ходе самостоятельного изучения материалов достаточно полного представления о педагогических процессах и явлениях по избранной теме.

36. В предлагаемой тематике отражены содержательные основы и требования к уровню знаний студентов социальных дисциплин сферы «человек-человек». Примерный перечень тем и список литературы являются ориентирами в самостоятельной деятельности студента. Студент вправе видоизменить тему и воспользоваться другой литературой, а также материалами из сети Интернет. Это будет способствовать развитию творческой инициативы и самостоятельности в исследовании избранной проблемы. Но предпочтительнее, чтобы тема контрольной работы соответствовала порядковому номеру студента в списке группы.

37. Начинать работу следует с изучения литературы: учебной, справочной, дополнительной научной. Одна из основных задач контрольной работы – обзор всей доступной литературы по теме исследования, грамотное описание выводов полученной информации. Раскрыть тему контрольной работы поможет использование максимального количества доступных отечественных и зарубежных источников, анализ и оценка различных научных точек зрения на избранную проблему.

38. Текст контрольной работы должен быть структурирован в соответствии с содержанием (оглавлением), а также включать введение, заключение, список использованных источников.

39. Оформление контрольной работы.

40. Контрольная работа выполняется в печатном виде на листах формата А-4 . Первый лист – титульный, оформляется в соответствии с предъявляемыми требованиями, не нумеруется. Второй лист – содержание (оглавление), где должны быть представлены все составные части работы с указанием страниц их начала. Второй лист также не нумеруется. Содержание не должно быть сложным и состоять из основных пунктов. Третий лист – введение включает актуальность темы, анализ и степень разработанности проблемы в научно-теоретической литературе, цель контрольной работы, задачи исследования по реализации цели. Введение – это третья страница работы.

41. Основная часть контрольной работы посвящена освоению поставленных задач (ответам на пункты, представленным в содержании на втором листе работы). Приводимые в исследовании цитаты должны иметь ссылки на источники, обозначаться цифрой в квадратных скобках соответственно номеру источника в списке литературы.

42. Заключение отражает степень решенности поставленной во введении исследовательской цели и учебных задач, содержит выводы, обобщения по теме контрольной работы.

43. Список использованных источников оформляется в соответствии с предъявляемыми требованиями.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный подход

обучение в сотрудничестве

коллективные творческие задания;

игровые технологии;

учебно-исследовательская (научная работа);

метод проектов (метод проблем);

психологические тренинги;

создание производственных ситуаций и их обыгрывание;

мультимедийные технологии;

дискуссии;

проблемное обучение.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Инженерная психология

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Калюжный А.С. Психология и педагогика: учебное пособие /Калюжный А.С. – Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023. – 320 с. ISBN 978-5-4497-1845-7. – Текст:: электронный //IPR SMART: [сайт]. – URL: htts://www.iprbookshop.ru/126302.html. – Режим доступа: для авторизир. пользователей - htts://www.iprbookshop.ru/126302.html

2. Филатов Ф.Р. Общая психология: эмоции, чувства, воля: учебник /Филатов Ф.Р. – Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2022. – 236 с. – ISBN 978-5-7890-1981-8. – Текст: электронный //IPR SMART: [cайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/122357.html. – Режим доступа: для авторизир. пользователей - https://www.iprbookshop.ru/122357.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Дмитриева Н.Ю. Общая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Дмитриева Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2019.— 127 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81074.html.— ЭБС «IPRbooks» - http://www.iprbookshop.ru/81074.html

2. Лихачева Э.В. Общая психология [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Лихачева Э.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2020.— 85 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/93995.html.— ЭБС «IPRbooks» - http://www.iprbookshop.ru/93995.html

3. Резепов И.Ш. Общая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Резепов И.Ш.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.— 110 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79807.html.— ЭБС «IPRbooks» - http://www.iprbookshop.ru/79807.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Университетская информационная система РОССИЯ: Ресурсы и сервисы для экономических и социальных исследований, учебных программ и государственного управления, http://uisrussia.msu.ru/

Информационная правовая система "Консультант Плюс"

"Рубрикон"- крупнейший энциклопедический ресурс интернета, http://www.rubricon.com/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

htts:

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.: Психология (для бакалавров). Учебник. - М.: Издательство КноРус, 2016 - 718 с. http://www.book.ru/book/919232

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением психологических задач, выполнение заданий по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в кабинете социальной психологии с использованием комплекта учебно-наглядных пособий, проектора SANYO PDG-DSU20 (переносного), проекционного экрана DRAPPER Apex STAR (переносноого). Каждый студент получает задачу психологического содержания, или задание. В конце занятия обучающие предлагают свой вариант решения задачи. После каждого ответа идет коллективное обсуждение предложенного решения, находится правильный и обоснованный ответ. Возможно выполнение заданий по подгруппам с последующим обсуждением коллективного решения.

Сафонова Т. Н. Организация самостоятельной работы студентов по педагогике и психологии, (учебно-методическое пособие) Изд.-полиграф. Центр МИ ВлГУ, 2009. - 50 с. https://www.mivlgu.ru/iop/pluginfile.php/114131/mod_resource/content/2/ Самостоятельная работа связана с самостоятельным добыванием знаний и самостоятельным получением продукта учебно-познавательной деятельности на репродуктивном или творческом уровне. Самостоятельная учеба как система включает следующие структурные элементы: чтение конспекта лекций; чтение, комментирование и конспектирование учебной и научной литературы; выполнение контрольной работы; подготовку к экзаменам (зачетам) и пр. Комплексный подход к самостоятельной работе заключается в том, чтобы студент при чтении учебника и другой литературы опиралсяся на информацию из лекций.При этом информация из лекций дополняется информацией из других источников, сверяется с жизненными фактами. Таким образом, от лекции – к литературе, а от нее – к практике. Каждой СРС предшествуют точные и ясные указания преподавателя о том, как ее нужно выполнить. Технология самостоятельной работы студентов включает самостоятельную работу на занятиях и вне занятий. Базовой формой СРС является работа с научной литературой. Центральная идея всей работы – научить студентов читать текст. На занятиях используются прием «диалог», который возникает из конкретного вопроса аудитории; наводящие вопросы, которые косвенно подсказывают студенту его затруднения,«парный зачет» предполагает ответы студентов друг друга и взаимооценивание по заранее составленным и проверенным преподавателем вопросам, зачет с «ассистентами». Контроль осуществляется путем введения контрольно-срезовых заданий (содержание их включает три вопроса: теоретический, практический и творческого характера), проведения индивидуальных собеседований (привлекаются студенты, которые долго отсутствовали на занятиях по разным причинам). Деятельность преподавателя по управлению СРС включает формирование целевых установок для студентов; планирование; консультации; создание пособий, рекомендаций и других дидактических материалов в помощь студенту по организации самостоятельной познавательной деятельности; коррекцию СРС; разработку системы контроля и оценки ее результатов.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Инженерная психология»

по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение

 

Рабочая программа дисциплины «Инженерная психология» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: Цели преподавания дисциплины – изучение теоретических основ инженерной психологии как универсальной проектировочной дисциплины, ориентированных на создание техники, программных средств, объектов труда и быта с учетом наиболее благоприятных условий труда и его психофизиологических и психологических аспектов;

развитие психологического мировоззрения и способностей использовать приобретенные знания на практике в области инженерной деятельности.

Задачи изучения дисциплины.

-выработать у студентов концептуальные представления о сущности и ценностях психологии, познакомить студентов с современными трактовками предмета психологической науки

-сформировать установку на постоянный поиск приложений психологических знаний к решению проблем профессионального роста, актуализировать потребность в профессионально-личностном развитии студента, творческом применении теоретических знаний в практике.

- познакомить студентов с теоретическими, методологическими основами и проблематикой науки;

- ознакомить с историей развития и современным состоянием инженерно-психологических исследований;

- рассмотреть способы преодоления психических состояний человека в процессе работы (утомление, напряженность и т. д.), методы исследования праксических состояний человека;

- показать значение науки в обеспечении безопасности труда в системе «человек-машина», «человек-машина-среда»;

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Инженерная психология» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение.

 

04.06.2019 г.