Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  УКТС 

 

 

 

«   04   »       06       2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Информатика в профессиональной сфере     

 




Направление подготовки

12.03.01 Приборостроение

Профиль подготовки

Приборы и системы

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр








          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

108 / 3  

16  

18  

 

1,6  

0,25  

35,85  

72,15  

Зач.  

2

72 / 2  

 

18  

 

2  

0,35  

20,35  

25  

Экз.(26,65)  

Итого

180 / 5  

16  

36  

 

3,6  

0,6  

56,2  

97,15  

26,65  

 

Муром, 2019 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: изучение современных информационных технологий и программных продуктов, используемых в приборостроении при моделировании, проектировании, конструировании и исследованию электронных приборов и комплексов.

Основными задачами изучения дисциплины является обучение студентов основам знаний и практических навыков, позволяющих умело использовать современные информационные технологии и программное обеспечение во всех сферах профессиональной деятельности, включая разработку, отладку и настройку программ и их блоков.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.О.36))

Изучение дисциплины "Информатика в профессиональной сфере" базируется на знаниях, полученных студентами по школьным программам: «Математика», «Физика» и "Информатика". На дисциплине «Информатика в профессиональной сфере» базируется изучение дисциплин: «Программирование и основы алгоритмизации», «Объектно-ориентированное проектирование», «Микропроцессорные устройства систем управления» и др.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способность участвовать в разработке и проектировании приборов и систем.

ОПК-4 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

Знать современные информационные технологии и программное обеспечение для решения задач профессиональной деятельности.

Знать основы представления и кодирования информации в цифровой технике.

Знать основные блоки и алгоритмические конструкции при построении блок-схем алгоритмов.

Знать синтаксис одного языка программирования высокого уровня и особенности работы в среде программирования.

Уметь выбирать программное обеспечение для решения задач профессиональной деятельности.

Уметь составлять блок-схемы алгоритмов при составлении базового программного обеспечения.

Уметь переводить блок-схемы алгоритмов на языке высокого уровня.

Владеет навыками работы в среде программирования на языке высокого уровня, включая навыки отладки и тестирования программного обеспечения.

Владеет навыками разработки программ и их блоков на языке высокого уровня.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий для обработки и анализа информации, форматы данных

1

12

18

21

тестирование, отчет

2

Среды для программирования

1

4

51,15

тестирование

Всего за  семестр

108

16

18

72,15

1,6

0,25

Зач.

3

Практическое применение

2

18

25

тестирование, отчет

Всего за  семестр

72

18

25

2

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

180

16

36

97,15

3,6

0,6

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий для обработки и анализа информации, форматы данных

Лекция 1.

Системы сбора и обработки и анализа информации, форматы данных (2 часа).

Лекция 2.

Использование систем автоматизированного проектирования (САПР) в приборостроении (2 часа).

Лекция 3.

Программные средства для расчета и моделирования цепей и схем (2 часа).

Лекция 4.

Программное обеспечение для разработки печатных плат (2 часа).

Лекция 5.

Средства разработки виртуальных приборов (2 часа).

Лекция 6.

Операционные системы реального времени (2 часа).

Раздел 2. Среды для программирования

Лекция 7.

Среды для программирования микроконтроллеров (2 часа).

Лекция 8.

Програмное обеспечения проектирования компьютерных систем (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий для обработки и анализа информации, форматы данных

Практическое занятие 1.

Основы теории информации (2 часа).

Практическое занятие 2.

Позиционные системы счисления (2 часа).

Практическое занятие 3.

Арифметические операции в позиционных системах счисления (2 часа).

Практическое занятие 4.

Представление целых чисел в компьютере (2 часа).

Практическое занятие 5.

Выполнение компьютером действий над целыми числами (2 часа).

Практическое занятие 6.

Представление вещественных чисел в компьютере (2 часа).

Практическое занятие 7.

Выполнение компьютером действий над нормализованными числами (2 часа).

Практическое занятие 8.

Алгебра логики (2 часа).

Практическое занятие 9.

Основные законы алгебры логики (2 часа).

Семестр 2

Раздел 2. Практическое применение

Практическое занятие 10.

Основы алгоритмизации (2 часа).

Практическое занятие 11.

Знакомство со средой DELPHI (2 часа).

Практическое занятие 12.

Программы линейной структуры (2 часа).

Практическое занятие 13.

Программы разветвляющейся структуры (2 часа).

Практическое занятие 14.

Организация циклов (2 часа).

Практическое занятие 15.

Массивы данных (2 часа).

Практическое занятие 16.

Строковые данные (2 часа).

Практическое занятие 17.

Работа с записями (2 часа).

Практическое занятие 18.

Рекурсивные структуры (2 часа).

 

Методические указания для практических работ доступны по ссылке: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1550

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Вероятностные представления информации. Понятие о теоремах Шеннона.

2. Процессы обработки информации.

3. Устройства накопления и передачи информации.

4. Абстрактный алфавит. Кодирование и декодирование информации.

5. Основные типы САПР.

6. Основные возможности САПР PCAD, OrCAD, Accell.

7. Основные возможности САПР MicroCAP.

8. Основные возможности САПР T-Flex.

9. Основные возможности САПР Компас 3D.

10. Основные возможности САПР AutoCAD.

11. Особенности использования LabView, .

12. Операционные системы.

13. ОС QNX.

14. Основные возможности SCADA систем.

15. Программирование контроллеров AVR.

16. Основные возможности и особенности использования MPLAB.

17. Средства программирования Delphi.

18. Средства программирования C++.

19. Инкапсуляция в программировании.

20. API-функции.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

1

108 / 3  

4  

10  

 

2  

0,5  

16,5  

87,75  

Зач.(3,75)  

2

72 / 2  

 

10  

 

 

0,6  

10,6  

52,75  

Экз.(8,65)  

Итого

180 / 5  

4  

20  

 

2  

1,1  

27,1  

140,5  

12,4  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий для обработки и анализа информации, форматы данных

1

4

10

87,75

тестирование, контрольная

Всего за  семестр

108

4

10

+

87,75

2

0,5

Зач.(3,75)

2

Среды для программирования

2

4

14,25

тестирование, контрольная

3

Практическое применение

2

6

38,5

тестирование, контрольная

Всего за  семестр

72

10

+

52,75

0

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

180

4

20

140,5

2

1,1

12,4

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий для обработки и анализа информации, форматы данных

Лекция 1.

Системы сбора и обработки и анализа информации, форматы данных (2 часа).

Лекция 2.

Программное обеспечение в сфере приборостроения (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий для обработки и анализа информации, форматы данных

Практическое занятие 1.

Арифметические операции в позиционных системах счисления (2 часа).

Практическое занятие 2.

Выполнение компьютером действий над целыми числами (2 часа).

Практическое занятие 3.

Выполнение компьютером действий над нормализованными числами (2 часа).

Практическое занятие 4.

Алгебра логики (2 часа).

Практическое занятие 5.

Основные законы алгебры логики (2 часа).

Семестр 2

Раздел 2. Среды для программирования

Практическое занятие 6.

Основы алгоритмизации (2 часа).

Практическое занятие 7.

Знакомство со средой DELPHI (2 часа).

Раздел 3. Практическое применение

Практическое занятие 8.

Программы линейной и разветвляющейся структуры (2 часа).

Практическое занятие 9.

Организация циклов (2 часа).

Практическое занятие 10.

Массивы данных и строковые данные (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Вероятностные представления информации. Понятие о теоремах Шеннона.

2. Процессы обработки информации.

3. Устройства накопления и передачи информации.

4. Абстрактный алфавит. Кодирование и декодирование информации.

5. Основные типы САПР.

6. Основные возможности САПР PCAD, OrCAD, Accell.

7. Основные возможности САПР MicroCAP.

8. Основные возможности САПР T-Flex.

9. Основные возможности САПР Компас 3D.

10. Основные возможности САПР AutoCAD.

11. Особенности использования LabView, .

12. Операционные системы.

13. ОС QNX.

14. Основные возможности SCADA систем.

15. Программирование контроллеров AVR.

16. Основные возможности и особенности использования MPLAB.

17. Средства программирования Delphi.

18. Средства программирования C++.

19. Работа с записями.

20. Рекурсивные структуры.

21. Инкапсуляция в программировании.

22. API-функции.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Форматы данных, арифметические и логические операции.

2. Разработка программного обеспечения.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный или симуляционный подход, когда преподавателем разбирается на конкретном примере проблемная ситуация, все шаги решения задачи студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. Затем студенты самостоятельно решают аналогичные задания. Так же при проведении занятий применяется частично-поисковый метод: студенты осуществляют поиск решения поставленной проблемы (задачи). При этом, постановочные задачи опираются на уже имеющиеся у студентов знания и умения, полученные в предшествующих темах.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Информатика в профессиональной сфере

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Головицына, М. В. Основы САПР : учебное пособие / М. В. Головицына. — 3-е изд. — Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 268 c. - https://www.iprbookshop.ru/102040.html

2. Овчинникова, Е. Н. Информатика. Кодирование информации. Системы счисления : учебное пособие для СПО / Е. Н. Овчинникова, С. Ю. Кротова, Т. В. Сарапулова. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 100 c. - https://www.iprbookshop.ru/121421.html

3. Информатика в профессиональной сфере: Практикум для студентов образовательных программ 12.03.01 Приборостроение; 27.03.04 Управление в технических системах / сост. Дорофеев Н.В., Греченева А.В. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (3,06 Мб). - Муром: МИ ВлГУ, 2020 - https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=19868

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Логунова, О. С. Информатика. Курс лекций / О. С. Логунова. — 3-е изд. — Москва, Вологда : Инфра-Инженерия, 2022. — 164 c. - https://www.iprbookshop.ru/124211.html

2. Лихачева, М. С. Проектирование печатных плат : учебно-методическое пособие / М. С. Лихачева. — Новосибирск : Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2022. — 35 c. - https://www.iprbookshop.ru/125275.html

3. Базы данных : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» / составители Т. Ж. Базаржапова, О. А. Гармаева, А. Ю. Хаптахаев. — Улан-Удэ : Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова, 2022. — 84 c. - https://www.iprbookshop.ru/125200.html

4. Роганов, Е. А. Основы информатики и программирования : учебное пособие / Е. А. Роганов. — 3-е изд. — Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 390 c. - https://www.iprbookshop.ru/102026.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Информационно-образовательный портал МИ ВлГУ https://www.mivlgu.ru/iop/

Образовательный математический сайт - http://www.exponenta.ru

Математический форум Math Help Planet http://mathhelpplanet.com/viewforum.php?f=22.

Портал для радиолюбителей http://www.radioman-portal.ru/shems.shtml

Национальный Открытый Университет "Интуит" http://www.intuit.ru/

Информационно-поисковый сайт Nationals Instruments www.ni.com

Информационный портал компании Microsoft msdn.microsoft.com

Информационная справочная база данных по программированию http://www.cyberguru.ru/database

Справочное руководство по языку программирования Python http://pythonicway.com/python-basic-syntax

Справочный информационно поисковый портал по программированию http://www.helloworld.ru/

Информационный портал по программированию https://bookflow.ru

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

mivlgu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; прорабатывает лекционный материал, пользуясь рекомендованной литературой.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся с использованием специального программного обеспечения. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает индивидуальное задание. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Информатика в профессиональной сфере»

по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение

 

Рабочая программа дисциплины «Информатика в профессиональной сфере» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 180 час. (5 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет / экзамен .

Цель дисциплины: изучение современных информационных технологий и программных продуктов, используемых в приборостроении при моделировании, проектировании, конструировании и исследованию электронных приборов и комплексов.

Основными задачами изучения дисциплины является обучение студентов основам знаний и практических навыков, позволяющих умело использовать современные информационные технологии и программное обеспечение во всех сферах профессиональной деятельности, включая разработку, отладку и настройку программ и их блоков.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Информатика в профессиональной сфере» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение.

 

04.06.2019 г.