Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  РТ 

 

 

 

«   __   »       __       2020 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     История и методология науки и техники (применительно к радиотехнике)     

 




Направление подготовки

11.04.01 Радиотехника

Профиль подготовки

Системы и устройства передачи, приема и обработки сигналов

Квалификация (степень)выпускника

магистр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

Зач.  

Итого

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

 

 

Муром, 2020 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: изучить основные положения методологии научного исследования, закономерности развития науки, природу возникновения новых теорий, характер научных преобразований меняющих способ научного мышления, основные этапы развития радиотехники и применимость методов исследования при анализе радиотехнических устройств и систем.

Задачи дисциплины: исследовать историю и специфику научной деятельности, сформировать представление о основных этапах развития радиотехники, сформировать представление и навыки выбора методов исследовательской деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.О.05))

Дисциплина «История и методология науки и техники (применительно к радиотехнике)» обеспечивает понимание методов научного познания, обеспечивает представление о истории развития науки и техники, применительно к радиотехнике. Курс базируется на знаниях, полученных студентами в области естественно-научных дисциплин. Базовые дисциплины: Математика, Физика, История радиотехники, Философия. Углубление и расширение вопросов, изложенных в данном курсе, будет осуществляться во время работы магистрантов над дисциплинами: Математический аппарат теории сигналов и систем, Математическое моделирование РТ устройств и систем и других, а так-же при написании магистерских работ.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.

УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки.

ОПК-2 Способен применять современные методы исследования, представлять и аргументировано защищать результаты выполненной работы.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

УК-1.1 Знать: - методы системного и критического анализа; - методики разработки стратегии действий для выявления и решения проблемной ситуации.

УК-6.1 Знать: - методики самооценки, самоконтроля и саморазвития с использованием подходов здоровьесбережения..

УК-1.2 Уметь: - применять методы системного подхода и критического анализа проблемных ситуаций; - разрабатывать стратегию действий, принимать конкретные решения для ее реализации..

УК-6.2 Уметь: - решать задачи собственного личностного и профессионального развития, определять и реализовывать приоритеты совершенствования собственной деятельности; - применять методики самооценки и самоконтроля; - применять методики, позволяющие улучшить и сохранить здоровье в процессе жизнедеятельности..

УК-1.3 Владеть: - методологией системного и критического анализа проблемных ситуаций; - методиками постановки цели, определения способов ее достижения, разработки стратегий действий..

УК-6.3 Владеть: - технологиями и навыками управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни, в том числе с использованием здоровьесберегающих подходов и методик..

ОПК-2.3 Владеет навыками методологического анализа научного исследования и его результатов.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: высшее.

Срок обучения 2г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Методология научного исследования

1

4

2

44

тестирование

2

История науки

1

4

6

6

тестирование

3

История радиотехники

1

4

4

15

тестирование

4

Анализ методов исследования радиотехнических устройств

1

4

4

9,15

тестирование

Всего за  семестр

108

16

16

74,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

108

16

16

74,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Методология научного исследования

Лекция 1.

Философские основы методологии научного исследования. Научные факты и их роль в научном исследовании (2 часа).

Лекция 2.

Логика процесса научного исследования. Научная проблема, гипотеза, теория (2 часа).

Раздел 2. История науки

Лекция 3.

Уровни и методы научного исследования. Понятие и содержание уровней научного исследования. Методы сбора эмпирической информации. Методы теоретического обобщения эмпирической информации (2 часа).

Лекция 4.

Научные представления древних цивилизаций. Наука и техника античного мира. Научная и техническая мысль Средневековья и Возрождения. Научная революция XVII века. Становление классической науки XVII - XVIII вв (2 часа).

Раздел 3. История радиотехники

Лекция 5.

Зарубежная наука и техника в XIX веке. Российская наука и техника XIX - начала ХХ ве-ка. Мировая и российская наука на современном этапе развития (ХХ – начло XXI в.) (2 часа).

Лекция 6.

История создания и развития приемо-передающих устройств. История создания и развития телевидения. История создания и развития устройств записи и воспроизведения сигналов (2 часа).

Раздел 4. Анализ методов исследования радиотехнических устройств

Лекция 7.

Анализ спектрального метода исследования динамических режимов радиотехнических устройств (2 часа).

Лекция 8.

Анализ применимости операторного метода для анализа режимов нелинейных радиотехнических устройств (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Методология научного исследования

Практическое занятие 1.

Научные факты и их роль в научном исследовании (2 часа).

Раздел 2. История науки

Практическое занятие 2.

Уровни и методы научного исследования (2 часа).

Практическое занятие 3.

Методы сбора эмпирической информации (2 часа).

Практическое занятие 4.

Методы теоретического обобщения эмпирической информации (2 часа).

Раздел 3. История радиотехники

Практическое занятие 5.

Мировая и российская наука на современном этапе развития (ХХ – начло XXI в.) (2 часа).

Практическое занятие 6.

История создания и развития телевидения. История создания и развития устройств записи и воспроизведения сигналов (2 часа).

Раздел 4. Анализ методов исследования радиотехнических устройств

Практическое занятие 7.

Анализ спектрального метода исследования динамических режимов радиотехнических устройств (2 часа).

Практическое занятие 8.

Анализ применимости операторного метода для анализа режимов нелинейных радиотехнических устройств (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/mod/folder/view.php?id=16342

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Гипотеза в системе научного знания.

2. Нормы научного исследования.

3. Требования, предъявляемые к научным исследованиям.

4. Гипотеза и её возможности в объяснении явления.

5. Теория в системе форм научного познания.

6. Взаимосвязи теории эмпирии.

7. Строение и структура теории.

8. Современные теории в радиотехнике и их характеристики.

9. Особенности проверки научных гипотез и теорий в радиотехнике.

10. Содержание процесса проверки научных теорий.

11. Возможности проверяемости теории.

12. Основные аспекты проверяемости теорий.

13. Системное исследование – сущность и специфика.

14. Построение программы, логика исследования, моделирование в исследовании радиотехнических устройств и систем.

15. Экспериментальный метод в методологии исследования.

16. Экспериментальный метод в исследовании радиотехнических устройств и систем.

17. Варианты применения системного метода в радиотехнике.

18. Методология научной работы.

19. Исследовательские программы, модели объяснения, логика исследования.

20. Сравнительный анализ концепций парадигмального развития науки.

21. Стратегия развития как методологический инструмент исследования радиотехнических устройств и систем.

22. Научный анализ как метод прикладного исследования в радиотехнике.

23. Концептуальный аппарат методологии научного исследования.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: очно-заочная

Уровень базового образования: высшее.

Срок обучения 2г 4м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

1

108 / 3  

6  

 

 

0,6  

0,25  

6,85  

101,15  

Зач.  

Итого

108 / 3  

6  

 

 

0,6  

0,25  

6,85  

101,15  

 

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Методология научного исследования

1

2

44

тестирование

2

История науки и радиотехники

1

2

29

тестирование

3

Анализ методов исследования радиотехнических устройств

1

2

28,15

тестирование

Всего за  семестр

108

6

101,15

0,6

0,25

Зач.(0)

Итого   

108

6

101,15

0,6

0,25

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Методология научного исследования

Лекция 1.

Уровни и методы научного исследования. Понятие и содержание уровней научного исследования. Методы сбора эмпирической информации. Методы теоретического обобщения эмпирической информации. Научные представления древних цивилизаций. Наука и техника античного мира. Научная и техническая мысль Средневековья и Возрождения. Научная революция XVII века. Становление классической науки XVII - XVIII вв (2 часа).

Раздел 2. История науки и радиотехники

Лекция 2.

История создания и развития приемо-передающих устройств. История создания и развития телевидения. История создания и развития устройств записи и воспроизведения сигналов (2 часа).

Раздел 3. Анализ методов исследования радиотехнических устройств

Лекция 3.

Анализ спектрального метода исследования динамических режимов радиотехнических устройств. Анализ применимости операторного метода для анализа режимов нелинейных радиотехнических устройств (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Гипотеза в системе научного знания.

2. Нормы научного исследования.

3. Требования, предъявляемые к научным исследованиям.

4. Гипотеза и её возможности в объяснении явления.

5. Теория в системе форм научного познания.

6. Взаимосвязи теории эмпирии.

7. Строение и структура теории.

8. Современные теории в радиотехнике и их характеристики.

9. Особенности проверки научных гипотез и теорий в радиотехнике.

10. Содержание процесса проверки научных теорий.

11. Возможности проверяемости теории.

12. Основные аспекты проверяемости теорий.

13. Системное исследование – сущность и специфика.

14. Построение программы, логика исследования, моделирование в исследовании радиотехнических устройств и систем.

15. Экспериментальный метод в методологии исследования.

16. Экспериментальный метод в исследовании радиотехнических устройств и систем.

17. Варианты применения системного метода в радиотехнике.

18. Методология научной работы.

19. Исследовательские программы, модели объяснения, логика исследования.

20. Сравнительный анализ концепций парадигмального развития науки.

21. Стратегия развития как методологический инструмент исследования радиотехнических устройств и систем.

22. Научный анализ как метод прикладного исследования в радиотехнике.

23. Концептуальный аппарат методологии научного исследования.

24. Зарубежная наука и техника в XIX веке.

25. Российская наука и техника XIX - начала ХХ века.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и реализации компетентностного подхода. В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяются имитационный или симуляционный подход, когда преподавателем разбирается на конкретном примере алгоритмы решения типовых задач, все шаги решения задачи студентам демонстрируются при помощи раздаточного материала, моделей и мультимедийной техники. Затем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины История и методология науки и техники (применительно к радиотехнике)

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Степин, В. С. История и философия науки : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. — Москва : Академический Проект, 2014. — 432 c. — ISBN 978-5-8291-1566-1. - http://www.iprbookshop.ru/36347.html

2. Рузавин, Г. И. Методология научного познания : учебное пособие для вузов / Г. И. Рузавин. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 287 c. — ISBN 978-5-238-00920-9. - http://www.iprbookshop.ru/81665.html

3. История и методология науки и техники (применительно к радиотехнике): Методические указания к практическим занятиям для студентов образовательной программы 11.04.01 Радиотехника / сост. Курилов И.А., Харчук С.М. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (0,6 Мб). - Муром.: МИ ВлГУ, 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: процессор х86 с тактовой частотой 500 МГц и выше; 512 Мб ОЗУ; Windows ХР/7/8; видеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM. - Загл. с экрана. - № госрегистрации 0321601688 - https://www.mivlgu.ru/iop/mod/folder/view.php?id=16342

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Папковская, П.Я. Методология научных исследований: курс лекций / П.Я. Папковская. - М.: Изд-во: Информпресс, 2006, 186 с. - 3 экз.

2. Философия науки: Словарь основных терминов: словарь основных терминов / - М: Академический Проект, 2004. – 320 c.87 3 экз. - 3 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Радиотехника и электроника для разработчиков и радиолюбителей http://radiotract.ru/link_sprav.html.

Информационно-справочная социальная сеть радиотехников и электроников www.umup.ru/.

Портал для радиолюбителей http://www.radioman-portal.ru/

Программное обеспечение:

Лаборатория телевизионных устройств и систем

Microsoft Windows 7 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года)

Оpen office.org 3.0.0 (freeware)

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

mivlgu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лаборатория телевизионных устройств и систем

Рабочая станция HP Core 2 DUO, 3 GHz; 2 GB, DVD-RW/HP 19” 2 шт.

Принтер HP P2015dn.

Видеопроектор Sanyo PDG-DSU20.

Лазерная указка.

Проекторный экран Da-Lite.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«История и методология науки и техники (применительно к радиотехнике)»

по направлению подготовки 11.04.01 Радиотехника

 

Рабочая программа дисциплины «История и методология науки и техники (применительно к радиотехнике)» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 11.04.01 Радиотехника.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: изучить основные положения методологии научного исследования, закономерности развития науки, природу возникновения новых теорий, характер научных преобразований меняющих способ научного мышления, основные этапы развития радиотехники и применимость методов исследования при анализе радиотехнических устройств и систем.

Задачи дисциплины: исследовать историю и специфику научной деятельности, сформировать представление о основных этапах развития радиотехники, сформировать представление и навыки выбора методов исследовательской деятельности.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «История и методология науки и техники (применительно к радиотехнике)» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 11.04.01 Радиотехника.

 

__.__.2020 г.