Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   __   »       __       2020 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Инженерная геология и экология     

 




Направление подготовки

08.03.01 Строительство

Профиль подготовки

Теплогазоснабжение и вентиляция

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

108 / 3  

8  

8  

 

0,8  

0,25  

17,05  

90,95  

Зач. с оц.  

Итого

108 / 3  

8  

8  

 

0,8  

0,25  

17,05  

90,95  

 

 

Муром, 2020 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цели освоения дисциплины:

- изучить основные положения экологии, геологии, гидрогеологии;

- научиться применять полученные знания в инженерно-геологических изысканиях.

Задачи дисциплины:

- формирование у студента научного подхода к изучению окружающего мира;

- изучение природы естественных процессов в ходе эволюции Земли;

- изучение функциональных связей твердой Земли с другими компонентами сложной гетерогенной саморазвивающейся и саморегулирующейся системы планеты - литосферой, гидросферой, атмосферой;

- изучение состава и свойства горных пород и минералов слагающих земную кору.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.О.14.01))

Курс базируется на знаниях, полученных студентами в области естественно-научных дисциплин. Базовые дисциплины: география, химия, физика и др., изученные в средней школе. Дисциплина является фундаментальной для изучения, таких дисциплин как «Основы архитектурно-строительного проектирования» и других, а также при написании бакалаврских работ.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен участвовать в инженерных изысканиях, необходимых для строительства и реконструкции объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

знать методы проведения инженерно-геологических изысканий.

уметь определять состав работ по инженерным изысканиям в соответствии с поставленной задачей.

уметь выполнять основные операции инженерных изысканий для строительства.

уметь выполнять расчеты для обработки результатов инженерных изысканий.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Основы общей и инженерной геологии

1

4

2

22

отчет, тестирование

2

Эндогенные процессы

1

2

2

5

тестирование

3

Основы гидрогеологии

1

2

2

48

отчет, тестирование

4

Процессы внешней динамики Земли

1

2

15,95

отчет, тестирование

Всего за  семестр

108

8

8

90,95

0,8

0,25

Зач. с оц.

Итого   

108

8

8

90,95

0,8

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Основы общей и инженерной геологии

Лекция 1.

Планета Земля. Геологическое время и возраст горных пород (2 часа).

Лекция 2.

Минералы и горные породы. Грунтоведение (2 часа).

Раздел 2. Эндогенные процессы

Лекция 3.

Тектонические движения земной коры. Сейсмические явления (2 часа).

Раздел 3. Основы гидрогеологии

Лекция 4.

Подземные воды и их динамика (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Основы общей и инженерной геологии

Практическое занятие 1.

Построение интегральной кривой зернового состава и определение степени неоднородности грунта (2 часа).

Раздел 2. Эндогенные процессы

Практическое занятие 2.

Инженерно-геологические процессы и рельеф (2 часа).

Раздел 3. Основы гидрогеологии

Практическое занятие 3.

Карта гидроизогипс (2 часа).

Раздел 4. Процессы внешней динамики Земли

Практическое занятие 4.

Построение инженерно-геологического разреза (2 часа).

 

Методические указания для лабораторных занятий приведены в:

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=306#section-2

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Происхождение Солнечной системы.

2. Методы изучения внутреннего строения Земли.

3. Тепловая энергия Земли (геотермический градиент).

4. Континентальная и океаническая земная кора.

5. Переходные типы коры.

6. Поверхность Мохоровичича, литосфера, астеносфера.

7. Теоретические основы образования и эволюции коры.

8. Главные породообразующие минералы.

9. Второстепенные минералы.

10. Рудные минералы.

11. Магматические (интрузивные и эффузивные) горные породы и их классификации по химическому и минеральному составу.

12. Классификации осадочных горных пород.

13. Генетические типы метаморфических пород и их классификация.

14. Методы определения относительного и абсолютного возраста.

15. Палеонтологические методы реконструкции истории Земли.

16. Ископаемые организмы, их стратиграфическое и породообразующее значение.

17. Единая стратиграфическая шкала.

18. Стратиграфические колонки.

19. Геологические методы изучения и восстановления тектонических движений.

20. Тектонические циклы.

21. Древние и молодые платформы.

22. Тектоническое районирование.

23. Геологическая деятельность временных водных потоков.

24. Геологическая деятельность постоянных потоков.

25. Геологическая деятельность ветра.

26. Геологическая деятельность моря.

27. Геологическая деятельность подземных вод.

28. Карстовые процессы и суффозия.

29. Антропогенное влияние на геологические процессы.

30. Водоносные и водоупорные горизонты.

31. Верховодка, грунтовые воды, артезианские воды и бассейны.

32. Классификация подземных вод по минерализации.

33. Первичные формы залегания осадочных горных пород.

34. Вторичные формы залегания горных пород.

35. Разрывные нарушения, особенности дислокаций магматических и метаморфических пород.

36. Отражение условий залегания горных пород на геологических картах и разрезах.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

3

108 / 3  

8  

8  

 

4  

0,5  

20,5  

83,75  

Зач. с оц.(3,75)  

Итого

108 / 3  

8  

8  

 

4  

0,5  

20,5  

83,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Основы общей и инженерной геологии

3

2

2

16

отчет, тестирование

2

Эндогенные процессы

3

2

2

21

отчет, тестирование

3

Основы гидрогеологии

3

2

2

25

отчет, тестирование

4

Процессы внешней динамики Земли

3

2

2

21,75

отчет, тестирование

Всего за  семестр

108

8

8

+

83,75

4

0,5

Зач. с оц.(3,75)

Итого   

108

8

8

83,75

4

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 3

Раздел 1. Основы общей и инженерной геологии

Лекция 1.

Планета Земля. Геологическое время и возраст горных пород (2 часа).

Раздел 2. Эндогенные процессы

Лекция 2.

Минералы и горные породы. Грунтоведение (2 часа).

Раздел 3. Основы гидрогеологии

Лекция 3.

Тектонические движения земной коры. Сейсмические явления (2 часа).

Раздел 4. Процессы внешней динамики Земли

Лекция 4.

Подземные воды и их динамика (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 3

Раздел 1. Основы общей и инженерной геологии

Практическое занятие 1.

Построение интегральной кривой зернового состава и определение степени неоднородности грунта (2 часа).

Раздел 2. Эндогенные процессы

Практическое занятие 2.

Инженерно-геологические процессы и рельеф (2 часа).

Раздел 3. Основы гидрогеологии

Практическое занятие 3.

Карта гидроизогипс (2 часа).

Раздел 4. Процессы внешней динамики Земли

Практическое занятие 4.

Построение инженерно-геологического разреза (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Происхождение Солнечной системы.

2. Методы изучения внутреннего строения Земли.

3. Тепловая энергия Земли (геотермический градиент).

4. Континентальная и океаническая земная кора.

5. Переходные типы коры.

6. Поверхность Мохоровичича, литосфера, астеносфера.

7. Теоретические основы образования и эволюции коры.

8. Главные породообразующие минералы.

9. Второстепенные минералы.

10. Рудные минералы.

11. Магматические (интрузивные и эффузивные) горные породы и их классификации по химическому и минеральному составу.

12. Классификации осадочных горных пород.

13. Генетические типы метаморфических пород и их классификация.

14. Методы определения относительного и абсолютного возраста.

15. Палеонтологические методы реконструкции истории Земли.

16. Ископаемые организмы, их стратиграфическое и породообразующее значение.

17. Единая стратиграфическая шкала.

18. Стратиграфические колонки.

19. Геологические методы изучения и восстановления тектонических движений.

20. Тектонические циклы.

21. Древние и молодые платформы.

22. Тектоническое районирование.

23. Геологическая деятельность временных водных потоков.

24. Геологическая деятельность постоянных потоков.

25. Геологическая деятельность ветра.

26. Геологическая деятельность моря.

27. Геологическая деятельность подземных вод.

28. Карстовые процессы и суффозия.

29. Антропогенное влияние на геологические процессы.

30. Водоносные и водоупорные горизонты.

31. Верховодка, грунтовые воды, артезианские воды и бассейны.

32. Классификация подземных вод по минерализации.

33. Первичные формы залегания осадочных горных пород.

34. Вторичные формы залегания горных пород.

35. Разрывные нарушения, особенности дислокаций магматических и метаморфических пород.

36. Отражение условий залегания горных пород на геологических картах и разрезах.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Происхождение, форма и строение Земли. Тепловой режим земной коры.

2. Минеральный и петрографический состав земной коры.

3. Геологическая хронология земной коры.

4. Движения земной коры.

5. Рельеф поверхности земной коры.

6. Общие сведения и классификация грунтов.

7. Основные категории состава, строения и состояния грунтов различного генезиса.

8. Методы определения основных показателей свойств грунтов.

9. Характеристика классов грунтов.

10. Общие сведения о подземных водах. Свойства и состав подземных вод. Характеристика типов подземных вод.

11. Водные свойства горных пород .

12. Движение подземных вод. Режим и запасы подземных вод. Режим в естественных условиях.

13. Подземные воды России. Охрана подземных вод.

14. Геологические процессы на земной поверхности. Процесс выветривания.

15. Геологическая деятельность ветра.

16. Геологическая деятельность атмосферных осадков и рек.

17. Геологическая деятельность моря. Геологическая деятельность в озерах, водохранилищах, болотах. Геологическая деятельность ледников.

18. Движение горных пород на склонах рельефа местности.

19. Суффозионные и карстовые процессы.

20. Плывуны.

21. Посадочные явления в лессовых породах.

22. Деформации горных пород над подземными горными выработками.

23. Инженерно-геологические исследования для строительства.

24. Месторождения природных строительных материалов.

25. Инженерно-геологические изыскания для строительства зданий и сооружений.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

При проведении аудиторных занятий предполагается использование различных форм обучения:

- пассивная форма (классическая лекция);

- интерактивная форма (использование механизмов взаимодействия с учащимися и контроля усвоения знаний, например, в виде либо “лекции-беседы”, либо “лекции-дискуссии”).

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Инженерная геология и экология

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Ипатов, П. П. Инженерная геология городов : учебное пособие / П. П. Ипатов. — Томск : Томский политехнический университет, 2010. — 252 c. - https://www.iprbookshop.ru/34665

2. Ипатов, П. П. Общая инженерная геология : учебник / П. П. Ипатов, Л. А. Строкова. — Томск : Томский политехнический университет, 2012. — 365 c. - https://www.iprbookshop.ru/34687

3. Ткачева, М. В. Инженерная геология : методические рекомендации / М. В. Ткачева. — Москва : Московская государственная академия водного транспорта, 2014. - https://www.iprbookshop.ru/46455

4. Губарев, С. А. Практикум по инженерной геологии : учебное пособие / С. А. Губарев, Н. Н. Оноприенко, О. Н. Сальникова. — Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2020. — 62 c. - https://www.iprbookshop.ru/106211

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Инженерные изыскания в строительстве. Инженерная геология и геоэкология : учебное пособие / П. И. Кашперюк, Е. В. Манина, Т. Г. Макеева, А. Н. Юлин. — Москва, Вологда : Инфра-Инженерия, 2021. — 152 c. - https://www.iprbookshop.ru/114919

2. Лолаев, А. Б. Инженерная геология : учебник / А. Б. Лолаев, В. В. Бутюгин. — Москва, Вологда : Инфра-Инженерия, 2022. — 256 c. - https://www.iprbookshop.ru/124214

3. Степаненко, Т. И. Инженерная экология : учебное пособие для студентов направления подготовки 08.03.01 «Строительство» / Т. И. Степаненко, Т. С. Башевая, А. А. Шейх. — Макеевка : Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, ЭБС АСВ, 2022. — 133 c. - https://www.iprbookshop.ru/123237

4. Журнал "Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика". - http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=51040

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

http://geo.web.ru - Всё о геологии

http://www.geohit.ru - Проект GEOHIT.RU: Информационно-справочный интернет-гид для геологов

http://ecoportal.su/ - Ecoportal. Всероссийский экологический портал. Вся экология.

http://www.runature.ru/ - Всероссийское общество охраны природы

http://www.biodat.ru/ - Собрание информационных ресурсов в сфере охраны живой природы BioDat.

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

elibrary.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в лекционном классе. Каждому студенту обучающихся преподаватель выдает задание. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Инженерная геология и экология»

по направлению подготовки 08.03.01 Строительство

 

Рабочая программа дисциплины «Инженерная геология и экология» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: Цели освоения дисциплины:

- изучить основные положения экологии, геологии, гидрогеологии;

- научиться применять полученные знания в инженерно-геологических изысканиях.

Задачи дисциплины:

- формирование у студента научного подхода к изучению окружающего мира;

- изучение природы естественных процессов в ходе эволюции Земли;

- изучение функциональных связей твердой Земли с другими компонентами сложной гетерогенной саморазвивающейся и саморегулирующейся системы планеты - литосферой, гидросферой, атмосферой;

- изучение состава и свойства горных пород и минералов слагающих земную кору.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Инженерная геология и экология» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.

 

__.__.2020 г.