Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   __   »       __       2020 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха     

 




Направление подготовки

08.03.01 Строительство

Профиль подготовки

Теплогазоснабжение и вентиляция

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

8

180 / 5  

16  

16  

 

3,6  

0,35  

35,95  

108,4  

Экз.(35,65)  

Итого

180 / 5  

16  

16  

 

3,6  

0,35  

35,95  

108,4  

35,65  

 

Муром, 2020 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целью изучения дисциплины является формирование общего представления о проектировании систем теплогазоснабжения, вентиляции и кондиционирования.

Задачи изучения дисциплины :

- сформировать общее представление о проектировании систем отопления, вентиляции и кондиционирования;

– изучение алгоритмов и методов, применяемых для решения типичных задач проектирования;

- научить студента умению применять современные методы и средства проектирования систем отопления, вентиляции и кондиционирования.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.13))

Для освоения дисциплины необходимо знание дисциплин Отопление, Вентиляция, Кондиционирование воздуха. Знания, полученные в процессе освоения дисциплины, необходимы студентам при выполнении выпускных квалификационных работ бакалавров и дальнейшей профессиональной деятельности в сфере строительства, проектирования, монтажа, наладки и эксплуатации систем теплогазоснабжения и вентиляции.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен выполнять работы по проектированию систем теплогазоснабжения и вентиляции.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

уметь выбирать оборудование и арматуру для системы теплоснабжения и вентиляции.

уметь выполняет проектирование систем теплогазоснабжения и вентиляции.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Системы отопления

8

12

16

28

Тестирование

2

Системы вентиляции и кондиционирования

8

4

80,4

Тестирование

Всего за  семестр

180

16

16

108,4

3,6

0,35

Экз.(35,65)

Итого   

180

16

16

108,4

3,6

0,35

35,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 8

Раздел 1. Системы отопления

Лекция 1.

Параметры микроклимата в помещениях (2 часа).

Лекция 2.

Требования к теплозащите здания. Энергосберегающие мероприятия (2 часа).

Лекция 3.

Теплотехнический и влажностный расчет наружных ограждающих конструкций (2 часа).

Лекция 4.

Теплоснабжение и отопление (2 часа).

Лекция 5.

Системы внутреннего теплоснабжения (2 часа).

Лекция 6.

Отопительные приборы и арматура (2 часа).

Раздел 2. Системы вентиляции и кондиционирования

Лекция 7.

Вентиляция, кондиционирование и воздушное отопление (2 часа).

Лекция 8.

Оборудование вентиляции и кондиционирования воздуха (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 8

Раздел 1. Системы отопления

Практическое занятие 1.

Конструирование и подбор оборудования теплового пункта системы водяного отопления (2 часа).

Практическое занятие 2.

Гидравлический расчет вертикальной двухтрубной системы отопления с верхней разводкой магистральных теплопроводов (2 часа).

Практическое занятие 3.

Конструирование и расчет систем напольного отопления (2 часа).

Практическое занятие 4.

Тепловой расчет системы отопления (2 часа).

Практическое занятие 5.

Подбор минимального число секций радиаторов МС-140М для двухтрубной вертикальной системы отопления (2 часа).

Практическое занятие 6.

Подбор стальных панельных радиаторов VONOVA с нижней подводкой теплоносителя для двухтрубной горизонтальной системы отопления (2 часа).

Практическое занятие 7.

Подбор минимального числа секций радиаторов типа МС-140М для однотрубной вертикальной системы отопления (2 часа).

Практическое занятие 8.

Подбор стальных панельных радиаторов для однотрубной горизонтальной системы отопления (2 часа).

 

методические указания для практических занятий приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=321#section-2

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Проектирование и гидравлический расчет экономически целесообразных систем отопления.

2. Анализ принимаемых решений по проектированию систем отопления.

3. Характерные случаи изменения состояния влажного воздуха.

4. Изображение на i-d диаграмме процессов смешения воздуха и их математическое выражение.

5. Тепловлажностный баланс помещения.

6. Проектирование и расчет систем кондиционирования воздуха с применением энергосберегающих технологий.

7. Теплотехнический расчет наружных ограждающих конструкций.

8. Определение тепловой мощности системы отопления.

9. Тепловой расчет отопительных приборов.

10. Основы гидравлического расчета систем водяного отопления.

11. Основы расчета теплопоступлений и влаговыделений в помещении.

12. Определение требуемого количества приточного и вытяжного воздуха.

13. Основы аэродинамического расчета систем вентиляции и кондиционирования воздуха.

14. Расчет дыма, удаляемого при пожаре.

15. Расчет удельного расхода тепловой энергии на отопление жилых и общественных зданий за отопительный период.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

10

180 / 5  

10  

10  

 

5  

0,6  

25,6  

145,75  

Экз.(8,65)  

Итого

180 / 5  

10  

10  

 

5  

0,6  

25,6  

145,75  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Системы отопления

10

6

10

46

Тестирование

2

Системы вентиляции и кондиционирования

10

4

99,75

Тестирование

Всего за  семестр

180

10

10

+

145,75

5

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

180

10

10

145,75

5

0,6

8,65

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 10

Раздел 1. Системы отопления

Лекция 1.

Теплоснабжение и отопление (2 часа).

Лекция 2.

Системы внутреннего теплоснабжения (2 часа).

Лекция 3.

Отопительные приборы и арматура (2 часа).

Раздел 2. Системы вентиляции и кондиционирования

Лекция 4.

Вентиляция, кондиционирование и воздушное отопление (2 часа).

Лекция 5.

Оборудование вентиляции и кондиционирования воздуха (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 10

Раздел 1. Системы отопления

Практическое занятие 1.

Конструирование и подбор оборудования теплового пункта системы водяного отопления (2 часа).

Практическое занятие 2.

Конструирование и расчет систем напольного отопления (2 часа).

Практическое занятие 3.

Тепловой расчет системы отопления (2 часа).

Практическое занятие 4.

Подбор минимального число секций радиаторов МС-140М для двухтрубной вертикальной системы отопления (2 часа).

Практическое занятие 5.

Подбор стальных панельных радиаторов VONOVA с нижней подводкой теплоносителя для двухтрубной горизонтальной системы отопления (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Проектирование и гидравлический расчет экономически целесообразных систем отопления.

2. Анализ принимаемых решений по проектированию систем отопления.

3. Характерные случаи изменения состояния влажного воздуха.

4. Изображение на i-d диаграмме процессов смешения воздуха и их математическое выражение.

5. Тепловлажностный баланс помещения.

6. Проектирование и расчет систем кондиционирования воздуха с применением энергосберегающих технологий.

7. Теплотехнический расчет наружных ограждающих конструкций.

8. Определение тепловой мощности системы отопления.

9. Тепловой расчет отопительных приборов.

10. Основы гидравлического расчета систем водяного отопления.

11. Основы расчета теплопоступлений и влаговыделений в помещении.

12. Определение требуемого количества приточного и вытяжного воздуха.

13. Основы аэродинамического расчета систем вентиляции и кондиционирования воздуха.

14. Расчет дыма, удаляемого при пожаре.

15. Расчет удельного расхода тепловой энергии на отопление жилых и общественных зданий за отопительный период.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Проектирование и гидравлический расчет экономически целесообразных систем отопления.

2. Анализ принимаемых решений по проектированию систем отопления.

3. Параметры состояния влажного воздуха. Определение параметров состояния влажного воздуха по i-d диаграмме.

4. Тепловлажностный баланс помещения.

5. Проектирование и расчет систем кондиционирования воздуха с применением энергосберегающих технологий.

6. Основные типы кондиционеров с применением энергосберегающего оборудования.

7. Гидравлический расчет однотрубной системы отопления.

8. Гидравлический расчет двухтрубной системы отопления.

9. Сравнение вариантов и технико-экономическое обоснование принятого.

10. Характерные случаи изменения состояния влажного воздуха: рассмотрение пять вариантов изменения состояния влажного воздуха и их изображение на i-d диаграмме.

11. Изображение на i-d диаграмме процессов смешения воздуха и их математическое выражение.

12. Источники выделения тепла и влаги в помещении: наружные и внутренние тепловые нагрузки.

13. Тепловлажностный баланс помещения – математический расчет. Расчет воздухообмена помещения – математический расчет.

14. Схемы обработки воздуха в прямоточном кондиционере. Летний режим. Зимний режим.

15. Способы охлаждения и нагревания, осушения и увлажнения воздуха, используемые в технике кондиционирования. «Сухие» и «мокрые аппараты».

16. Кондиционеры сплит-систем – настенные, напольнопотолочные, колонного типа, кассетного типа и многозональные с изменяемым расходом хладагента.

17. Канальные кондиционеры.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный или симуляционный подход. Шаги решения задач студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Вислогузов, А. Н. Особенности современного проектирования систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха общественных, многоэтажных и высотных зданий : учебное пособие / А. Н. Вислогузов. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 172 c. - http://www.iprbookshop.ru/66113

2. Пыжов, В. К. Системы кондиционирования, вентиляции и отопления : учебник / В. К. Пыжов, Н. Н. Смирнов ; под редакцией А. К. Соколова. — Москва, Вологда : Инфра-Инженерия, 2019. — 528 c. - https://www.iprbookshop.ru/86642

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Абрамкина, Д. В. Проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования промышленных зданий : учебно-методическое пособие / Д. В. Абрамкина, А. С. Чуленев, К. М. Агаханова. — Москва : МИСИ-МГСУ, ЭБС АСВ, 2020. — 61 c. - https://www.iprbookshop.ru/126050

2. Архитектурно-строительное проектирование. Проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования зданий, строений, сооружений : сборник нормативных актов и документов / составители Ю. В. Хлистун. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2015. — 452 c. - https://www.iprbookshop.ru/30223

3. Зеликов, В. В. Справочник инженера по отоплению, вентиляции и кондиционированию / В. В. Зеликов. — Москва : Инфра-Инженерия, 2013. — 624 c. - http://www.iprbookshop.ru/13551

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Журнал «Сантехника. Отопление. Кондиционирование» https://www.c-o-k.ru/

Некоммерческое Партнерство "Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике" https://www.abok.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу, связанную с разработкой и проектированием систем отопления, вентиляции и кондиционирования. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха»

по направлению подготовки 08.03.01 Строительство

 

Рабочая программа дисциплины «Проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 180 час. (5 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: Целью изучения дисциплины является формирование общего представления о проектировании систем теплогазоснабжения, вентиляции и кондиционирования.

Задачи изучения дисциплины :

- сформировать общее представление о проектировании систем отопления, вентиляции и кондиционирования;

– изучение алгоритмов и методов, применяемых для решения типичных задач проектирования;

- научить студента умению применять современные методы и средства проектирования систем отопления, вентиляции и кондиционирования.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.

 

__.__.2020 г.