Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  Менеджмента 

 

 

 

«   __   »       __       2020 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Проектный менеджмент     

 




Направление подготовки

12.04.01 Приборостроение

Профиль подготовки

Приборы и системы

Квалификация (степень)выпускника

магистр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

72 / 2  

14  

14  

 

1,4  

0,25  

29,65  

42,35  

Зач.  

Итого

72 / 2  

14  

14  

 

1,4  

0,25  

29,65  

42,35  

 

 

Муром, 2020 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: изучение студентами теоретических основ проектного менеджмента, овладение современными методами проектного управления, исследование факторов, влияющих на проект, и определение результатов проектов для выявления резервов роста эффективности и принятия обоснованных управленческих решений.

Задачи дисциплины:

- дать теоретические и методологические основы управления проектами в современных условиях;

- сформировать представление о формах, методах и информационной базе проектного анализа;

- дать сведения о новейших достижениях в области управления проектами;

- овладеть формами и методами управления проектами в сфере производства и обращения в условиях рыночной экономики;

- научить самостоятельно и творчески использовать теоретические знания на практике.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.О.02))

Базовыми дисциплинами данного курса являются "Методология научных исследований", "Основы инженерного творчества". На знании основных положений «Проектного менеджмента» базируется изучение дисциплин «Моделирование процессов и систем», «Автоматизация проектирования и дизайн приборов и систем».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла.

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели.

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия.

ПКО-9 Готовность проводить технико-экономические обоснования принимаемых технических проектных решений.

ПКО-11 Способность оценить уровень показателей качества и инновационные риски коммерциализации проектируемых приборных систем.

ПКО-14 Готовность разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию на объекты приборостроения, а также осуществлять системные мероприятия по реализации разработанных проектов и программ.

ПК-2 Способность к организации работы коллективов исполнителей, к принятию организационно-управленческих решений в условиях различных мнений и оценке последствий принимаемых решений.

ПК-4 Способность осуществлять поддержку единого информационного пространства планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции.

ПК-5 Способность организовать в подразделении работы по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых приборных систем и их элементов.

ПК-6 Готовность находить оптимальные решения при создании наукоемкой продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности, безопасности жизнедеятельности, а также экологической безопасности.

 

Результатом освоения дисциплины является достижение следующих индикаторов:

знать основы управления проектами на всех этапах его жизненного цикла и формулировать в рамках обозначенной проблемы, цель, задачи, актуальность, значимость научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта, ожидаемые результаты и возможные сферы их применения.

уметь анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними.

уметь разрабатывать стратегию достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности.

уметь формулировать в рамках обозначенной проблемы, цель, задачи, актуальность, значимость научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта, ожидаемые результаты и возможные сферы их применения.

уметь организовывать и координировать работу участников проекта, способствовать конструктивному преодолению возникающих разногласий и конфликтов, обеспечивать работу команды необходимыми ресурсами.

уметь представлять публично результаты проекта или отдельных его этапов в форме отчетов, статей, выступлений на научно-практических конференциях, семинарах и т.п..

уметь организовать и координировать работу участников проекта, способствовать конструктивному преодолению возникающих разногласий и конфликтов.

уметь учитывать в своей социальной и профессиональной деятельности интересы, особенности поведения и мнения включая критические людей, с которыми работает/взаимодействует, в том числе посредством корректировки своих действий.

уметь предвидеть результаты последствия как личных, так и коллективных действий.

уметь планировать командную работу, распределять поручения и делегировать полномочия членам команды. Организовать обсуждение разных идей и мнений.

уметь объяснять особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними.

уметь проводить технико-экономические обоснования принимаемых технических проектных решений.

уметь оценивать ПКО-11.1 Оценивает уровень показателей качества и инновационные риски коммерциализации проектируемых приборных систем.

владеть способностью формулировать в рамках обозначенной проблемы, цель, задачи, актуальность, значимость научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта, ожидаемые результаты и возможные сферы их применения.

владеть способностью представлять результат деятельности и планировать последовательность шагов для достижения данного результата. Формировать план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения.

владеть способностью организовывать и координировать работу участников проекта, способствует конструктивному преодолению возникающих разногласий и конфликтов, обеспечивать работу команды необходимыми ресурсами.

владеть способностью представлять публично результаты проекта или отдельных его этапов в форме отчетов, статей, выступлений на научно-практических конференциях, семинарах и т.п..

владеть способностью анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними.

владеть способностью разрабатывать стратегию достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности.

владеть способностью организовывать и координировать работу участников проекта, способствовать конструктивному преодолению возникающих разногласий и конфликтов.

владеть способностью учитывать в своей социальной и профессиональной деятельности интересы, особенности поведения и мнения включая критические людей, с которыми работает/взаимодействует, в том числе посредством корректировки своих действий.

владеть способностью предвидеть результаты последствия как личных, так и коллективных действий.

владеть способностью планировать командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды. Организует обсуждение разных идей и мнений.

владеть объясняет особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними.

владеть навыками создания недискриминационной среды взаимодействия при выполнении профессиональных задач.

владеть способностью проводить технико-экономические обоснования принимаемых технических проектных решений.

владеть способностью оценивать уровень показателей качества и инновационные риски коммерциализации проектируемых приборных систем.

владеть способностью осуществлять системные мероприятия по реализации разработанных проектов и программ.

владеть способностью организовать работу коллективов исполнителей; принимает организационно-управленческие решения в условиях различных мнений и оценки.

владеть способностью осуществлять поддержку единого информационного пространства планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции.

владеть способностью организовать в подразделении работы по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых приборных систем и их элементов.

владеть способностью находить оптимальные решения при создании наукоемкой продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности, безопасности жизнедеятельности, а также экологической безопасности.

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: высшее.

Срок обучения 2г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение в управление проектами

1

2

2

7

тестирование, практические задания, устный опрос

2

Сетевые методы и модели

1

2

4

1

тестирование, практические задания, устный опрос

3

Разработка проекта

1

8

6

5

тестирование, практические задания, устный опрос

4

Управление реализацией проекта

1

2

2

29,35

тестирование, практические задания, устный опрос

Всего за  семестр

72

14

14

42,35

1,4

0,25

Зач.

Итого   

72

14

14

42,35

1,4

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Введение в управление проектами

Лекция 1.

Введение. Предмет, метод, содержание курса. Задачи дисциплины, история ее развития. Основы «Проектного менеджмента». Понятие «проекта», сущность управления проектами. Рынок проектов в России. Типы проектов. Жизненный цикл проектов. Свойства проекта и его основные участники (2 часа).

Раздел 2. Сетевые методы и модели

Лекция 2.

Сетевые методы планирования и управления проектами. Сетевые модели (2 часа).

Раздел 3. Разработка проекта

Лекция 3.

Начальная (прединвестиционная) фаза проекта. Разработка концепции проекта. Сущность проектного анализа (2 часа).

Лекция 4.

Оценка эффективности инвестиционных проектов. Технико-экономическое обоснование проекта. Бизнес-план проекта (2 часа).

Лекция 5.

Управление риском инвестиционного проекта. Понятие риска. Виды риска.Методы анализа риска и неопределенности. Средства и способы снижения рисков. Организация работ по анализу риска (2 часа).

Лекция 6.

Планирование проекта. Цели, назначение и виды планов. Календарные планы. Определение потребности в ресурсах. Разработка проектно-сметной документации проекта. Планирование проекта. Состав и порядок разработки проектно-сметной документации. Финансирование проекта. Материально-техническая подготовка проекта. Задачи и органы МТО проектов. Контракты. Планирование и контроль поставок. Организация приемки, складирования и хранения (2 часа).

Раздел 4. Управление реализацией проекта

Лекция 7.

Организационные формы управления проектами. Структуры управления проектами. Функции участников проекта. Завершение проекта. Контроль и регулирование проекта. Управление приемкой-сдачей объекта. Закрытие контракта. Управление реализацией проекта. Качество проекта. Человеческие аспекты управления проектом. Информационные, программно-аппаратные и телекоммуникационные средства (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Введение в управление проектами

Практическое занятие 1.

Понятие проекта. Классификация проектов (2 часа).

Раздел 2. Сетевые методы и модели

Практическое занятие 2.

Сетевые графики проектов: составление, расчет параметров события. Анализ методом критического пути (2 часа).

Практическое занятие 3.

Сетевые графики проектов: график Ганта. Сетевые графики проектов: стоимость срочной программы (2 часа).

Раздел 3. Разработка проекта

Практическое занятие 4.

Анализ эффективности проектов. Экономическое обоснование проектов (2 часа).

Практическое занятие 5.

Оценка коммерческой эффективности проектов (2 часа).

Практическое занятие 6.

Оценка рисков проекта. Отбор и оценка проектов (2 часа).

Раздел 4. Управление реализацией проекта

Практическое занятие 7.

Управление программами НИОКР (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=3187

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Эволюция систем управления проектом.

2. Интегрированный подход к управлению проектами.

3. Интеграция стратегии организации и проектов.

4. Система общего отбора и приоритетов проектов.

5. Определение проекта.

6. Разработка сетевого плана.

7. Управление риском.

8. Сокращение времени выполнения проекта.

9. Календарное планирование ресурсов.

10. Организация управления проектами.

11. Руководство проектом.

12. Управление проектными командами.

13. Партнерство: управление отношениями внутри организации.

14. Измерение и оценка состояния и хода выполнения работ.

15. Мониторинг времени выполнения работ.

16. Показатели выполнения работ.

17. Прогнозирование окончательной стоимости проекта.

18. Аудит и завершение работы над проектом.

19. Оценка работы руководителя проектов, членов команды и команды в целом.

20. Международные проекты.

21. Процесс управления проектом и будущее.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный или симуляционный подход. Шаги решения задач студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.:

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Проектный менеджмент

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Воробьева, Т. В. Управление инвестиционным проектом / Т. В. Воробьева. — 3-е изд. — Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 146 c. — ISBN 978-5-4486-0526-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/79731.html - https://www.iprbookshop.ru/79731.html

2. Ньютон, Ричард Управление проектами от А до Я / Ричард Ньютон ; перевод А. Кириченко. — Москва : Альпина Бизнес Букс, 2019. — 192 c. — ISBN 978-5-9614-0539-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/82359.html - https://www.iprbookshop.ru/82359.html

3. Загеева, Л. А. Управление проектами : учебное пособие / Л. А. Загеева, Е. С. Маркова. — Липецк : Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2019. — 86 c. — ISBN 978-5-88247-930-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/101461.html - https://www.iprbookshop.ru/101461.html

4. Троицкая, Н. Н. Управление проектами : учебное пособие / Н. Н. Троицкая. — Москва : Российский университет транспорта (МИИТ), 2020. — 82 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/116005.html - https://www.iprbookshop.ru/116005.html

5. Толстых, Т. О. Управление проектами : учебник / Т. О. Толстых, Д. Ю. Савон. — Москва : Издательский Дом МИСиС, 2020. — 142 c. — ISBN 978-5-907226-86-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/106742.html - https://www.iprbookshop.ru/106742.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Клаверов, В. Б. Управление проектами. Кейс практического обучения : учебное пособие / В. Б. Клаверов. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 142 c. — ISBN 978-5-4486-0076-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/69295.html - https://www.iprbookshop.ru/69295.html

2. Управление проектами с использованием Microsoft Project : учебное пособие / Т. С. Васючкова, М. А. Держо, Н. А. Иванчева, Т. П. Пухначева. — 3-е изд. — Москва, Саратов : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 147 c. — ISBN 978-5-4497-0361-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/89480.html - https://www.iprbookshop.ru/89480.html

3. Трубилин, А. И. Управление проектами : учебное пособие / А. И. Трубилин, В. И. Гайдук, А. В. Кондрашова. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 163 c. — ISBN 978-5-4497-0069-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86340.html - https://www.iprbookshop.ru/86340.html

4. Преображенская, Т. В. Управление проектами : учебное пособие / Т. В. Преображенская, М. Ш. Муртазина, А. А. Алетдинова. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2018. — 123 c. — ISBN 978-5-7782-3558-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/91463.html - https://www.iprbookshop.ru/91463.html

5. Галюк, А. Д. Управление проектами : курс лекций / А. Д. Галюк. — Екатеринбург : Уральский государственный университет путей сообщения, 2018. — 160 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/122266.html - https://www.iprbookshop.ru/122266.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

1. СПС «Консультант Плюс», URL: http://www.consultant.ru/

2. База данных Федеральной службы статистики, URL: http://www.gks.ru/

3. База данный Единой межведомственной информационно-статистической системы, URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/databases/emiss/

4. Центральная база статистических данных, URL: http://cbsd.gks.ru/

5. Электронная библиотечная система ibooks.ru, URL: http://www.ibooks.ru

6. Электронная библиотечная система BOOK.ru, URL: http://www.book.ru

7. Научная электронная библиотека eLibrary.ru, URL: http://www. eLibrary.ru)

8. Электронная библиотека «ЭВРИКА», URL: http://www.mivlgu.ru/content/elektronnaya-biblioteka-evrika

9. Электронная библиотека ВлГУ, URL: e.lib.vlsu.ru

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.:

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу, связанную с разработкой и программной реализацией алгоритмов обработки информации. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.:

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.:

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Проектный менеджмент»

по направлению подготовки 12.04.01 Приборостроение

 

Рабочая программа дисциплины «Проектный менеджмент» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 12.04.01 Приборостроение.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: изучение студентами теоретических основ проектного менеджмента, овладение современными методами проектного управления, исследование факторов, влияющих на проект, и определение результатов проектов для выявления резервов роста эффективности и принятия обоснованных управленческих решений.

Задачи дисциплины:

- дать теоретические и методологические основы управления проектами в современных условиях;

- сформировать представление о формах, методах и информационной базе проектного анализа;

- дать сведения о новейших достижениях в области управления проектами;

- овладеть формами и методами управления проектами в сфере производства и обращения в условиях рыночной экономики;

- научить самостоятельно и творчески использовать теоретические знания на практике.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Проектный менеджмент» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 12.04.01 Приборостроение.

 

__.__.2020 г.